Постановление №04-06/2477 Наложен штраф в размере 562 500 руб. от 14 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 21/04-А-2019 (021/04/14.31-220/2019)

 

Резолютивная часть оглашена 13.06.2019                                            г. Чебоксары

 Постановление изготовлено в полном объеме 14.06.2019

 

Я, «...», рассмотрев материалы дела об административном правонарушении 21/04-А-2019 (021/04/14.31-220/2019), возбужденного по признакам нарушения ч.1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица:

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (ИНН  2126003807,                           ОГРН  1022100971210,  юридический адрес: 428031, Чувашская Республика,                                   г. Чебоксары,  ул. 324 Стрелковой Дивизии, д. 28 А):

в присутствии представителя  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» 

«…»

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Чувашское УФАС России  поступили обращения  ООО «Коммунальные технологии» 18.05.2018 (вх. 04-05/3134),  23.05.2018  (вх. 04-05/3135),                            ООО «Вертикаль» 23.05.2018  (вх. 04-05/3143) о прекращении поставки газа                          ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» согласно заключенных договоров на поставку природного газа, для муниципальных нужд    г. Чебоксары №59-5-7000 от 22.12.2015 и №59-Р-7905 от 22.12.2015.

 В связи с поступившими обращениями Чувашским УФАС России в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» возбуждено дело 8/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между ООО «Коммунальные технологии» и  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» заключены договоры на поставку природного газа.

В период с 16.04.2018 по 15.05.2018 в адрес ООО «Коммунальные технологии» поступил ряд уведомлений от ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» об ограничении поставки природного газа:

- уведомление  от 16.04.2018 (исх. №05-01-05/2461) об ограничении подачи (поставки) природного газа с 11.05.2018;

- уведомление 04.05.2018 (исх.№05-01-05/2691)   об ограничении подачи (поставки) природного газа с 11.05.2018 до уровня соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения:

по договору от 22.12.2015 №р59-5-7000 - 849014 м3

по договору от 22.12.2015 №р59-5-7905 - 138715 м3 и установлении среднесуточной нормы поставки газа суммарно по всем точкам подключения в объеме 31863 м3, в том числе:

по договору от 22.12.2015 №р59-5-7000 - 27388 м3

по договору от 22.12.2015 №р59-5-7905- 4475 м3.

- уведомление  от 07.05.2018 (исх.№05-01-05/2748)  об ограничении подачи (поставки) и отбора природного газа с 11.05.2018 и необходимости самостоятельного проведения мероприятий по ограничению отбора газа до установленной на период ограничения суточной нормы поставки газа по всем точкам подключения;

- уведомление 11.05.2018 (исх.№05-01-05/2875) о введении ограничения подачи (поставки) и отбора газа до установленной на период ограничения суточной нормы поставки газа по всем точкам подключения в объеме 31863 м3;

- сообщение 15.05.2018  (исх.№05-01-05/2903) о перерасходе газа в период ограничения.

ООО «Коммунальные технологии» указывало, что не имеет возможности ввести ограничение подачи природного газа самостоятельно, ввиду отсутствия технической возможности сетей и оборудования, а также с учетом интересов добросовестных подключенных абонентов; кроме того, оно является  арендатором тепловых сетей, договорное обстоятельство ограничивает ООО «Коммунальные технологии» в работах и модернизации сетей, оборудования для целей введения ограничения.

 Сложившаяся ситуация обусловлена образовавшейся  задолженностью              ООО «Коммунальные технологии» за поставленный природный газ, (используемый для последующего предоставления в качестве коммунального ресурса).

ООО «Коммунальные технологии» указывает, что введение ограничения в размере 31 863 куб. м. в сутки приведет к необходимости снижения расхода газа до уровня 31 863/236 383= 13,5 % от суммарного необходимого суточного потребления для обеспечения горячим водоснабжениям.

Данные действия влекут за собой , недостаток объема газа для обеспечения горячим водоснабжением потребителей Юго-Западного района  г. Чебоксары, даже при полном отключении от горячего водоснабжения потребителей Северо-Западного района г. Чебоксары, Центрально и Новоюжного районов г. Чебоксары.

К сетям ООО «Коммунальные технологии» подключены управляющие компании, ТСЖ, физические и юридические лица.

 После введения ограничения до указанной величины разрешенного максимума потребления природного газа будет недостаточным для обеспечения горячем водоснабжением потребителей, социально –значимых объектов, и в целом приведет к фактическому отключению горячего водоснабжения потребителей, запитанных от сетей  ООО «Коммунальные технологии».

В ходе рассмотрения установлено, что коммунальный ресурс также ограничен добросовестным потребителям коммунальных услуг и бюджетным учреждениям, не имеющим задолженности перед ООО «Коммунальные технологии».

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации  - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 В соответствии со ст.  2  Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 №190-Фз «О теплоснабжении» ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющих своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности) теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 9далее – Правила №354), установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил №354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

 Правила введения ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. №1245 (далее – Правила №1245).

Следуя п. 8 Правила №1245 Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

 В соответствии с п. 9 Правил №1245 ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем.

Уклонение потребителя от совершения действий по прекращению отбора газа является основанием для принудительного ограничения подачи (поставки) и отбора газа посредством проведения мероприятий технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя, если право поставщика на ограничение подачи (поставки) газа не может быть реализовано без доступа к газоиспользующему оборудованию потребителя. При этом такие мероприятия технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя должны быть предусмотрены в договоре поставки газа и (или) договоре об оказании услуг по его транспортировке.

Из п. 11 Правил №1245 следует, что потребитель, в данном случае                    ООО «Коммунальные технологии»  к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсы в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Положениями п. 12 Правил №1245 установлено исполнение обязанности потребителем (ООО «Коммунальные технологии»), предусмотренной п. 11 путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.

Исходя из п. 13 следует, что в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа                        (ООО «Газпром межрегнионгаз Чебоксары») ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» на основании договора поставки природного газа от 22.12.2015 №р59-5-7000 и от 22.12.2015 №р59-5-7905 осуществляет поставку газа ООО «Коммунальные технологии» на объекты газопотребления.

По условиям Договора ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» обязуется поставлять с 01.01.2016 по 31.12.2018 года газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, до сетей газораспределительной организации ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ трубопроводов ГРО, технологически связанных с точками подключения, принадлежащих                          ООО «Коммунальные технологии», к газораспределительным сетям, который в свою очередь обязуется принимать (отбирать) газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения, в соответствии с Приложением №1 к Договору, и производить расчеты за него в соответствии с разделом 5 Договора.

Согласно п.5.5. Договора от 22.12.2015 №р59-5-7000 и   п. 5.4 Договора от 22.12.2015 №р59-5-7905 и последующих  дополнительных соглашений к договору, оплата природного газа производится до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в направляемых                                      ООО «Коммунальные технологии» уведомлениях указало, что                                        ООО «Коммунальные технологии» допущено ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и услуг по его транспортировке в установленные по договору поставки газа от 22.12.2015 №p59-5-7000 и №р59-5-7905 от 22.12.2015, сроки, а именно 12  раз по каждому из названных договоров в течении 12 месяцев, что указывает на  нарушение  условий заключенного договора поставки газа.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального Закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении» на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Исходя из п. 6 ст. 25 Федерального Закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении» при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Правила №1245).

Установлено, что ООО «Коммунальные технологии» оплата производилась с нарушением вышеназванного порядка расчетов, по состоянию на май  2018 задолженность за приобретенный газ составляла    1 482 198 857,28 руб., в том числе просроченная в размере 1 401 317 654,87 руб. из которой:

-  по договору поставки газа 22.12.2015 №р59-5-7000 – 972 519 974,17 руб. (за потребленный газ в мае, июне, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016 года, с января по декабрь 2017 года, январь – март 2018 года);

- по договору поставки газа 22.12.2015 №р59-5-7905 – 428 797 680,70 руб. (за потребленный газ в феврале, июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016, январе – декабре 2017 года, январе – марте – 2018 года).

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» неоднократно направляло в адрес ООО «Коммунальные технологии»  претензии с требованием о погашении задолженности (20.02.2018 №05-01-05/1040 получено нарочно 20.02.2018, 20.03.2018 №05-01-05/1642, получено нарочно 20.03.2018, 19.04.2018 №05-01-05/2573 получено нарочно 19.04.2018, 21.05.2018 №05-01-05/3037 получено нарочно 21.05.2018).

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в адрес ООО «Коммунальные технологии»  направляло претензионные письма в которых сообщалось о систематическом неисполнении договорных обязательств в части оплаты за потребленный газ.

Просроченная заложенность по договорам поставки 22.12.2015 №р59-5-7000 и 22.12.2015 №р59-5-7905 по состоянию на 20.02.2018 составляла  1 321 495 672,54 руб.; на 20.03.2018 составляла – 1 389 948205,18 руб.; на 19.04.2018  составляла – 1 421 594 403,19 руб.; на 21.05.2018 составляла – 1 476 272 412,73 руб. и также начисленная неустойка в порядке ст. 25 Федерального Закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении» за нарушение сроков оплаты.

16.04.2018 №05-01-05/2461 – ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  исходя из положения  п. 8 Правил №1245  направило в адрес                                       ООО «Коммунальные технологии»  уведомление об ограничении подачи (поставки) газа с указанием  основания (пп. е п. 2 Правил №1245)  и даты введения ограничения подачи газа с 11.05.2018 и предложением его осуществления в соответствии с  п. 11 и 12 Правил №1245.

В  дополнение к ранее направленному письму  №05-01-05/ 2461 от 16.04.2018 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом 04.05.2018  №05-01-05/2691 от  проинформировал ООО «Коммунальные технологии» о дате введения ограничении подачи (поставки) и отбора газа  с  11.05.2018   до уровня, соответствующего среднемесячному  значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых ООО «Коммунальные технологии» объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12  месяцев, предшествующих дате введения ограничения, что составляет по договору от 22.12.2015 №р59-5-7000 – 849014 м3; по договору 22.12.2015 №р59-5-7905 – 138715 м3.

В соответствии с условиями Договоров поставки  газа от 22.12.2015 №р59-5-7000 – 849014 м3, от 22.12.2015 №р59-5-7905 – 138715 м3 устанавливается среднесуточная норма поставки газа суммарно по всем точкам подключения  в объеме 31863 м3.

Письмом от 04.05.2018  №05-01-05/2691 ООО «Коммунальные технологии»  было уведомлено о том, что в случае перерасхода газа в период введения ограничения  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в порядке п. 13 Правил №1245, имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого газа до месячной нормы, установленной на период введения  ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки), в случае, если  объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем  до истечении этого месяца.

Письмом от 04.05.2018  №05-01-05/2691 ООО «Коммунальные технологии» также уведомлено об административной ответственности по ч. 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в случае нарушения правил ограничения режима потребления газа.

Правила введения ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. №1245, следовательно, нарушение ООО «Коммунальные технологии» требований по несоблюдению режима ограничения подачи (поставки) газа (п. 11 и 12 Правил №1245) образуют состав нарушения, ответственность за которое предусмотрена  ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ.

Статьей 23.31 КоАП РФ, определено, что органом, управомоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных  частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, в области промышленной безопасности государственный надзор осуществляет Федеральная службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.01.2015 № 38 государственная функция по осуществлению федерального государственного  надзора в отрасли промышленной безопасности исполняется непосредственно Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

 Следовательно, «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  при выявлении признаков нарушения Правил №1245 в действиях  ООО «Коммунальные технологии» по невыполнению мероприятий по введению режима ограничения должно было проинформировать Приволжское Управление Ростехнадзора.

07.05.2018 №05-01-05/2748 -  письмом от ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» рекомендовало ООО «Коммунальные технологии» до  10:00 11.05.2018 самостоятельно произвести мероприятия по ограничению отбора газа до установленной на период ограничения суточной нормы поставки газа по всем точкам подключения (получено  нарочно ООО «Коммунальные технологии»  07.05.2018), обеспечить доступ представителей ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» 11.05.2018 к газопотребляющему оборудованию  и приборам учета газа, также проинформировать  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» об уполномоченном лице ООО «Коммунальные технологии», который от имени Общества будет принимать участие в проводимом мероприятии.

В связи с тем, что к 10:00 11.05.2018 ООО «Коммунальные технологии», в определённый уведомлением срок не инициировало мероприятия по самостоятельному ограничению отбора газа , ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» введен режим ограничения подачи (поставки) и отбора газа до установленной, на период ограничения суточной нормы поставки газа по всем точкам подключения в объеме 31 863 м3.

Введение режима ограничения подачи (поставки) и отбора газа до установленной, на период ограничения суточной нормы поставки газа   со стороны поставщика  -  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в отношении                           ООО «Коммунальные технологии» является существенным нарушением Правил №1245, в связи с тем, что, исходя из уведомления от 16.04.2018 №05-01-05/2461 ограничение должно было быть введено потребителем 11.05.2018, так как пп. «а»           п. 12 Правил №1245, установлена возможность самостоятельного введения потребителем полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании  газа ресурсов своими абонентами, имеющими задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов (что и указывает  письмом  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от 07.05.2018 №05-01-05/2748).

 Исходя из ч. 1  ст. 194 Гражданского Кодекса  Российской Федерации (далее – КоАП РФ) если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, ООО «Коммунальные технологии» фактически могли исполнить п. пп. «а» п. 12 Правил №1245 по самоограничению до 00 ч. 00 мин. 12.05.2018.

 В материалах дела, информация о проверке  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» ООО «Коммунальные технологии» в части самостоятельного введения режима ограничения  отбора газа согласно уведомлений от 16.04.2018 и 04.05.2018 отсутствует, обращения в Приволжское Управление Ростехнадзора в части неисполнения   ООО «Коммунальные технологии» режима ограничения  11.05.2018 в материалах дела также отсутствовали.

Названное подтверждается  письмом Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №21293/14 от 03.07.2018 (вх. 04-05/4213 от 12.07.2018) из которого следует, что уведомления  от  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по указанному вопросу в адрес Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не направлялись.

Вместо совершения действий, направленных на проверку введения режима ограничения газа ООО «Коммунальные технологии», ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» самостоятельно ввовело режим ограничения подачи (поставки) и отбора газа до установленной, на период ограничения суточной нормы поставки газа по всем точкам подключения в объеме 31 863 м3.

Исходя из изложенного, повторное уведомление в порядке абз. 2 п. 13 Правил №1245 о введении режима ограничения  подачи (поставки) газа поставщиком -                ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в адрес ООО «Коммунальные технологии» должно было быть направлено не ранее 12.05.2018, учитывая, что 12.05.2018 выпадает на субботу, то оно должно было быть направлено 14.05.2018, а  введение ограничения со стороны поставщика газа   - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» произведено не ранее 18.05.2018.

Однако, по информации, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» установлено, что проверка соблюдения режима ограничения произведена только 14.05.2018, а именно по данным системы телеметрии, по состоянию на 10 ч. 00 мин. 14.05.2018 ООО «Коммунальные технологии» за период с 10 ч. 00 мин. 11.05.2018 по 10 ч. 00 мин. 14.05.218 было отобрано  40 5715 м3 природного газа, суточный отбор природного газа за 13.05.2018  составил 136 176 м3, в то время как с 11.05.2018 среднесуточная норма поставки газа по всем точкам подключения установлена в объеме 31863 м3.

15.05.2018 №05-01-05/2903 письмом ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» уведомило ООО «Коммунальные технологии» о неисполнении требований по самостоятельному сокращению газопотребления (получено нарочно ООО «Коммунальные технологии» 15.05.2018).

Установлено, что по  данным системы телеметрии, по состоянию на 10 ч. 00 мин. 21.05.2018 ООО «Коммунальные технологии» за период с 10 ч. 00 мин. 11.05.2018 по 10 ч. 00 мин. 21.05.218 было отобрано  95 9927 м3 природного газа, суточный отбор природного газа за 20.05.2018  составил 134 451 м3.

Таким образом, по состоянию на 21.05.2018 ООО «Коммунальные технологии» использовало объемы газа, установленные на май 2018 года уведомлением от 04.05.2018 № 05-01-05/2691.

21.05.2018 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом №05-01-05/3035, направленным в адрес  ООО «Коммунальные технологии» и  Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики, уведомило, что в связи с перерасходом газа в период введения ограничения и использованием объемов газа установленных на май 2018 года,  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  с 23.05.2018, на основании абзаца 3 пункта 13 Правил №1245, проведет мероприятия по принудительному уменьшению количества подаваемого поставляемого газа путем полного ограничения подачи (поставки) газа.

Дополнительно, в адрес ООО «Коммунальные технологии» 22.05.2018 в 09.ч. 40 мин. направлена факсограмма (получена 22.05.2018) с аналогичным указанием.

Исходя из представленных актов ООО «Коммунальные технологии» от 23.05.2018 о прекращении подачи (транспортировки) газа первое отключение заактировано  23.05.2018 в 10 ч. 11 мин. (абз. 3 п. 13 Правил №1245 соблюден).

При этом установлено, что нарушенный порядок введения  ограничения (поставки) газа, не позволил принять меры по предусмотренному установлению необходимого количества поставляемого газа.

По состоянию на 25.05.2018 просроченная заложенность                                    ООО «Коммунальные технологии» по договору поставки газа составляла 1 682 913 213,65 руб.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» указано, что  должных мер со стороны  ООО «Коммунальные технологии» не инициировано, требования по  соблюдению режима ограничения подачи (поставки) газа не исполнены,                  ООО «Коммунальные технологии» полное и (или) частичное ограничение подачи (поставки) газа при вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации не производило, письменный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве  абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, предусмотренных п. а, б,в п. 12 Правил №1245 в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не представило.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  неоднократно ссылалось на то, что ООО «Коммунальные технологии» не уведомляло о наличии добросовестных абонентов,  исправно получающих и оплачивающих получающих коммунальный ресурс (горячую воду).

 Тем не менее, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  обладало информацией о том, что через сети ООО «Коммунальные технологии» коммунальный ресурс в виде тепла и горячей воды получают как потребители (в том числе и добросовестные), так и социально - значимые объекты г. Чебоксары - медицинские, дошкольные и образовательные учреждения г. Чебоксары, отключение которых может привести к созданию опасности для жизни и здоровья людей.

Так, в письме ООО «Коммунальные технологии»  от 08.05.2018 №16/091606, указано, что прекращение поставки природного газа приведет к прекращению поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения  и на объекты социального значения, которые составляют около 15-16% от числа потребителей (письмо направлено в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», надзорные органы  и органы исполнительной власти Чувашской Республики).

Из заявления управляющей компании ООО «Вертикаль» (заявитель по рассматриваемому делу) также следует, что управляющая организация не имеет задолженности перед ООО «Коммунальные технологии за поставляемую тепловую энергию.

Из изложенного следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  не приняты (не совершены) все достаточные и допустимые мероприятия, направленные на урегулирование возникшего спора с ООО «Коммунальные технологии» с учетом  соблюдения прав и интересов третьих лиц, в данном случае, добросовестных потребителей.

Ограниченный ресурс (газ) в настоящем случае, выступает в качестве необходимого элемента для функционирования котельных   ООО «Коммунальные технологии», через которые осуществляется подача горячей воды в многоквартирные жилые дома   и объекты социального назначения г. Чебоксары

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным ст. 40 Конституцией Российской Федерации.

Из изложенного следует, что Правила №1245 в случае введения ограничения ресурса, последствиями которого служит ограничение коммунального ресурса добросовестных потребителей и затрагивает права несовершеннолетних, должен применяться с учетом положений Конституции Российской Федерации, гражданского и жилищного законодательства.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов.

Исходя из  ч. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ст.14 ГК РФ способы защиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

В настоящем случае спор, возникший между ООО «Коммунальные технологии» и   ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», связанный с неоплатой поставляемого природного газа, в силу повышенной социальной ответственности, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, административных процедур (которые, как установила Комиссия, ответчиком -  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не применялись) либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Вопреки изложенному ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  ограничило поставку природного газа на котельные ООО «Коммунальные технологии», игнорируя интересы добросовестных абонентов – потребителей тепловой энергии.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в                            ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования                               ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

Исходя из анализа рынка реализации природного газа в границах Чувашской Республики за период 2015 года, проведенного Чувашским УФАС России, на рынке оптовой реализации природного газа на территории Чувашской Республики ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  занимает доминирующее положение.

Решением Чувашского УФАС России по делу 08/04-АМЗ-2018  от 07.08.2018 действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выразившиеся во введении ограничения режима потребления природного газа ввиду образовавшейся задолженности ООО «Коммунальные технологии», исключившие возможность технологической подачи горячей воды потребителям полностью выполняющим обязательства по оплате коммунальной услуги, признаны  нарушением п. 4 ч. 1                   ст. 10 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административной правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного законодательства Российской Федерации и составляет один год.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие, бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, образует состав административного правонарушения предусмотренный частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом установленных обстоятельств, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» виновно в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с тем, что именно должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

В ходе вынесения постановления представителями ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  представлено ходатайство  о прекращении производства по  настоящему делу в связи с признанием решения Чувашского УФАС России по делу 8/04-АМЗ-2018, явившегося основанием для  возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ Арбитражным судом Чувашской Республики незаконным.

По результатам рассмотрения ходатайства о приостановлении дела принято решение об отказе в удовлетворении по следующим основаниям.

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-10226/2018 изготовлено в полном объеме 13.06.2019.

 На основании части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации ( далее – АПК РФ) изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

В силу части 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 Таким образом, решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-10226/2018 вступит в законную силу 13.07.2019, в случае, если оно не будет обжаловано.

 Таким  образом, у антимонопольного органа до указанного времени отсутствует обязанность исполнения указанного решения до вступления его в законную силу.

В силу части 1 ст. 4.5 КоАП РФ    постановление по делу об административном правонарушении при установлении факта нарушения антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года.

Вместе с тем, действующим законодательством возможность приостановления рассмотрения  об административном правонарушении не предусмотрена.

Оценив обстоятельства дела, оснований для признания совершенного                                ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» правонарушения малозначительным не усматриваю, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

Согласно общим правилам назначения административного наказания в порядке части 3  ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В ходе вынесения настоящего постановления  установлено смягчающее обстоятельство – пункт  2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ (добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение), которое учтено при расчете административного штрафа.

Таким образом, административный штраф составляет:

- максимальный штраф (МакШ)  – 1 000 000 руб.

- минимальный штраф (МинШ) – 300 000 руб.

1. Определяется базовый штраф (БШ), составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа:

БШ (базовый штраф) = (1 000 000 – 300 000) / 2+ 300 000= 650 000 руб.

2. Определяются обстоятельства, отягчающие (ОО) и смягчающие  административную ответственность (ОС).

ОС (смягчающее обстоятельство)  = (1 000 000 – 300 000) / 8 = 87 500 рублей. 

3. Исчисляется размер административного штрафа, подлежащий наложению (ПШ), при этом учитывается наличие одного смягчающего обстоятельства согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.2 (добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение), размер административного штрафа подлежащего уплате должен составлять:

ПШ (штраф, подлежащий наложению) = 650 000 – 87 500 * 1 = 562 500 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.  Признать юридическое лицо ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (ИНН  2126003807, ОГРН  1022100971210,  юридический адрес: 428031, Чувашская Республика, г. Чебоксары,  ул. 324 Стрелковой Дивизии, д. 28 А), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена   ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  административный штраф в  размере   562 500 ( пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот)  руб.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Штраф надлежит  перечислить на счет N 40101810900000010005 в Отделение –НБ Чувашской Республики г. Чебоксары, БИК 049706001.

В поле «Получатель»: УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России),

ИНН 2128017971, КПП 213001001, код КБК16111602010016000140; ОКТМО 977701000, УИН 16100500000000106528.

Назначение платежа:  Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России 21/04-А-2019 (021/04/14.31-220/2019).

 Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 60-дневный срок представить  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3  КоАП РФ  в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления и вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя                                                                              «..»

Связанные организации

Связанные организации не указаны