Решение №СИ/1267/21 Жалоба признана необоснованной. от 26 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-158/2021

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России в составе:

<…> <…> <…> ;

при участии от:

заказчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Городская клиническая больница № 1» Министерства здравоохранения Чувашской Республики <…>.

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР» (далее – ООО «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР», Заявитель) на положения аукционной документации Заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ «ГКБ №1» Минздрава Чувашии) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кровезаменителей (изв. № 32109983253), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 13.01.2021 обратилось ООО «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР» с жалобой на документацию Заказчика – БУ «ГКБ №1» Минздрава Чувашии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кровезаменителей (изв. № 32109983253).

В жалобе ООО «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР» указывает на нарушения Заказчиком Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

- дополнительное требование к упаковке закупаемого препарата ведет к прямому нарушению Закона о закупках, и к ограничению количеству участников закупки,

-заказчик объединил в один лот препарат Желатин с другими лекарственными средствами.

Заявитель просит провести проверку действий Заказчика и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель ООО «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР» надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, явку полномочных представителей в заседание Комиссии не обеспечило.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Заказчиком – БУ «ГКБ №1» Минздрава Чувашии 11.02.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32109983253 о проведении
запроса котировок в электронной форме на поставку кровезаменителей, с начальной максимальной ценой контракта 514 392,99 руб.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Бюджетного Учреждения Чувашской Республики «Городская Клиническая Больница № 1» Министерства Здравоохранения Чувашской Республики, утвержденное Министром здравоохранения Чувашской Республики «29» сентября 2020 г. (далее - Положение).

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок регламентируется разделом 56 Главы II Положения.

В части 20 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно пункту 56.1 Главы II Положения под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

По доводу Заявителя о том, что дополнительное требование к упаковке закупаемого препарата ведет к прямому нарушению Закона о закупках, и к ограничению количеству участников закупки, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Частью 6.1 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно подпункту 13 пункта 56 Главы II Положения требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом запроса котировок в электронной форме, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом запроса котировок в электронной форме, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Техническим заданием Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кровезаменителей (далее – техническое задание) установлены технические характеристики закупаемых Заказчиком лекарственных препаратов.

Так в пункты 1, 3 Технического задания включены следующие технические характеристики закупаемых лекарственных препаратов:

п/п

Международное непатентованное наименование или состав

Лекарственная форма, дозировка, упаковка

Ед. изм.

Кол-во

Оптовая цена с НДС*

Цена за 1 единицу товара

Сумма

1

Натрия хлорид

раствор для инфузий 0.9%, 200 мл №1 в бутылках стеклянных и/или в бутылках стеклянных для крови и кровезаменителей и/или в бутылках стеклянных для крови, трансфузионных и инфузионных препаратов

упак.

2500

33,06

33,06

82 650,00

3

Натрия хлорид

раствор для инфузий 0.9%, 400 мл №1 в бутылках стеклянных и/или в бутылках стеклянных для крови и кровезаменителей и/или в бутылках стеклянных для крови, трансфузионных и инфузионных препаратов

упак.

150

32,41

32,41

4 861,50

 

При обосновании рассматриваемого довода заявитель указал нормы установленные Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно Письму ФАС России от 23.09.2016 № РП/65863/16 "О взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН "Натрия хлорид" при осуществлении государственных закупок лекарственные препараты, имеющие МНН "Натрия хлорид" в форме выпуска (первичной упаковке), в том числе "бутылки стеклянные", "бутылки полиэтиленовые", "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)" и иное, должны признаваться взаимозаменяемыми при прочих равных условиях.

При этом комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что Постановление Правительств Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380, устанавливающее особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Письмо ФАС России от 23.09.2016 № РП/65863/16 "О взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН "Натрия хлорид" не подлежат применению при проведении закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, у заказчика имеется потребность в лекарственных препаратах Натрия хлорид (раствор для инфузий 0.9%, 200 мл №1) и Натрия хлорид (раствор для инфузий 0.9%, 400 мл №1) для проведения процедуры системной кислородно-озновой терапии (внутривенное введение, предварительно насыщенного озоно-кислородной смесью, физраствора). Упаковка должна быть устойчивой, герметичной, выдерживать давление, исключать возможность механических повреждений.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что при описании объекта закупки должны быть прописаны требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Основной задачей норм, содержащихся в Законе о закупках, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение договора которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре.

При этом, из документации о запросе котировок не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающее требованиям документации о запросе котировок. При этом включение в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, в соответствии с потребностью заказчика, не противоречит Закону о закупках.

Вместе с тем, как установлено комиссией Чувашского УФАС России Заявитель за разъяснением положения документации не обращался, на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, по доводу своей жалобы не представил.

На основании изложенного Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат Положению о закупке и не нарушают требования Закона о закупках.

По доводу Заявителя о том, что заказчик объединил в один лот препарат Желатин с другими лекарственными средствами, комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

Законом о закупках в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке.

При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется ими не произвольно, а с учетом вышеназванных принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Из части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет ограничения конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В силу части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции требования части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Поскольку спорный запрос котировок, проводился для нужд БУ «ГКБ №1» Минздрава Чувашии и не предполагал заключение гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, положения Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае применению не подлежат.

При этом, как отмечено ранее, из документации о запросе котировок не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающее требованиям документации о запросе котировок. При этом включение в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, в соответствии с потребностью заказчика, не противоречит Закону о закупках.

На основании изложенного Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат Положению о закупке и не нарушают требования Закона о закупках.

Изучив, представленные документы, заслушав пояснения сторон, комиссии пришла к выводу об отсутствии оснований для признания данного довода Заявителя обоснованным.

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР» необоснованной.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ФИРМА МЕДПОЛИМЕР на документацию Заказчика – БУ «ГКБ №1» Минздрава Чувашии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кровезаменителей (изв. № 32109983253) необоснованной.

 

 

                       <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны