Решение №ВК/8277/21 Решение по делу № 021/05/5-1006/2021 от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 021/05/5-1006/2021

 

25 ноября 2021 г. г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

"..."

рассмотрев дело № 021/05/5-1006/2021, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «АВИТА» (ИНН/ОГРН 2130161732/1152130013364, 428014, г.Чебоксары, ул. Нижегородская, д.4, пом.13, офис 213), в связи с распространением рекламы с признаками нарушения пункта 2 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

с участием лица, в действиях которого содержаться нарушения Закона о рекламе – представителя ООО «АВИТА» - "..." по доверенности от 13.10.2021 б/№,

в отсутствие:

заявителя – представителя Министерства здравоохранения Чувашской Республики;

заинтересованного лица – ООО «Европа плюс Чебоксары», надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашским УФАС России, в порядке части 2 статьи 36 Закона о рекламе, возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 2 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО «АВИТА». Основанием для возбуждения дела послужило поступление в Чувашское УФАС России 03.08.2021 (вх. № 8205-ЭП/21) заявления Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее также – Заявитель, Министерство) по вопросу неправомерной рекламной информации, транслируемой в эфире радиостанции «Ретро FM Чебоксары».

Из обстоятельств, изложенных в заявлении, установлено следующее. 28.07.2021 в 17 час.32 мин., в эфире радиоканала «Ретро FM Чебоксары», транслируемого в Чувашской Республике на частоте 103,5 fm, в рубрике информационной радиопередачи «Новости» «на правах рекламы» звучала следующая информация. «В Чувашии возникли некоторые трудности с записью на вакцинацию через портал Госуслуг, также жителей региона беспокоит длительное время ожидания в большинстве городских поликлиник, - сообщил республиканский Минздрав.  Однако прежде чем сделать прививку, медики советуют сделать количественный анализ перед вакцинацией. Быстро, качественно и максимально безопасно эту процедуру можно пройти в Лабораторной службе Хеликс, которая имеет отделения в каждом районе Чебоксар, Новочебоксарске и Канаше. Кроме того, здесь же имеется специальный тест для привитых, для оценки эффективности вакцинации. Для переболевших, можно оценить состояние здоровья после болезни с помощью скрининга, который можно пройти в Лабораторной службе Хеликс до 31 июля включительно по сниженной цене».

Министерство считает, что данная рекламная информация не соответствует действительности, поскольку медицинские работники и, в частности, Министерство никогда не делали подобных заявлений, а именно, в рекомендации проведения, перед вакцинацией против COID – 19, количественных анализов, в том числе, в Лабораторной службе «Хеликс». Кроме того, Министерство считает, что, исходя из анализа временных методических рекомендаций Минздрава России «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19» (письмо Минздрава России от 29.07.2021 № 30-4/И/2-9825), выражение, указанное в рекламе: «…здесь же имеется специальный тест для привитых для оценки эффективности вакцинации», также не соответствует действительности. Таким образом, Заявитель считает, что вышеназванная информация вступает в противоречие требованиям законодательства и подрывает авторитет Министерства, как органа власти, осуществляющего организацию оказания медицинской помощи на территории Чувашской Республики. Вместе с тем, Комиссия, рассмотрев доводы, представленные в заявлении, в том числе, установила следующее.

Выражение, содержащееся в рекламе о «сниженной цене» скрининга, который можно пройти в Лабораторной службе Хеликс, также содержит признаки нарушения Закона о рекламе.

Из информации, представленной ООО «Европа плюс Чебоксары» установлено следующее.

Рассматриваемый рекламный материал вышел в эфир радиостанции ООО «Европа плюс Чебоксары» на канале радиостанции «Ретро FM Чебоксары», транслируемого в Чувашской Республике на частоте 103,5 fm, 28.07.2021 в 17 час.32 мин. в рубрике информационной радиопередачи «Новости» «на правах рекламы».

Рекламная информация распространялась на основании договора от 24.12.2020 № CHB01-0000000126-P, заключенного между заказчиком – ООО «АВИТА» и исполнителем – ООО «Выбери радио», действующего в Чувашской Республике в лице филиала данного общества - ООО «Европа плюс Чебоксары».

Предметом договора являлось обеспечение исполнителем (ООО «Выбери радио», действующего в лице филиала данного общества - ООО «Европа плюс Чебоксары») размещения рекламно – информационных материалов заказчика (ООО «АВИТА») в объеме и на условиях, предусмотренного настоящим договором.

Из информации, полученной от ООО «АВИТА», установлено следующее.

Рекламная информация о том, что «В Чувашии возникли некоторые трудности с записью на вакцинацию через портал Госуслуг, также жителей региона беспокоит длительное время ожидания в большинстве городских поликлиник, - сообщил республиканский Минздрав» относилась к новостному блоку радиоканала, взятой из информации с официального сайта Министерства здравоохранения Чувашской Республики, опубликованной на указанном источнике 07.07.2021.

Фраза, указанная в рекламной информации «…медики советуют сделать количественный анализ перед вакцинацией…», не должна была иметь привязки к вышеназванной официальной информации.

В данном случае, она была использована обществом в контексте исключительно своей рекламной информации в связи с наличием письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.01.2021 № 1/И/1-333 «Методические рекомендации «Порядок поведения вакцинации вакциной ГАМ – КОВИД – ВАК против COVID-19 взрослого населения», из которого следует, что лица, переболевшие COVID-19 и лица, которые имели положительные результаты по ранее выполненному исследованию на наличие иммуноглобулинов классов G и/или M к вирусу SARS-CoV-2, имеют возможность не прививаться.

Относительно указанного в рекламе выражения «Быстро, качественно и максимально безопасно эту процедуру можно пройти в Лабораторной службе Хеликс, которая имеет отделения в каждом районе Чебоксар, Новочебоксарске и Канаше», общество пояснило следующим образом.

ООО «АВИТА» действительно, в результате своей непосредственной деятельности, осуществляет проведение различных анализов, в том числе, требуемых в связи с новой эпидемиологической обстановкой (определения титра антител) и имеет, при этом, вышеназванные отделения.

Однако, данной фразой общество не предполагало относить себя к числу медицинских учреждений, рекомендованных Минздравом Чувашии.

В обоснование заявленного в рекламе выражения «…здесь же имеется специальный тест для привитых для оценки эффективности вакцинации» общество пояснило следующее.

ООО «АВИТА» не имело намерения доводить до потребителя информации о том, что Минздрав России, либо Минздрав Чувашии рекомендует проходить специальный тест для оценки эффективности вакцины.

Использование данного выражения сводилось к тому, что общество предлагало проведение теста на наличие антител, который можно сделать в Лабораторной службе Хеликс.

В части указания в рекламе информации о «сниженной цене» скрининга, который можно пройти в Лабораторной службе Хеликс, общество сослалось на следующие обстоятельства.

В период с 01.07.2021 по 31.07.2021 общество действительно предлагало сниженные цены на проведения некоторых анализов и исследований, относительно ранее установленных своих прейскурантных цен, т. е. данное рекламное выражение предполагало проведение акции, действующей в ООО «АВИТА», а именно в Лабораторной службе Хеликс.

Таким образом, представитель ООО «АВИТА» в заседании Комиссии не возражал относительно вины общества в нарушении требований Закона о рекламе, которое произошло, в том числе, вследствие не откорректированного со стороны ООО «АВИТА» текста рекламной информации, предложенного представителями радио.

Оценив и проанализировав, представленные в материалы дела документы и заявленные доводы, Комиссия установила следующее.

Как следует из материалов дела, в Чувашское УФАС России обратилось Министерство здравоохранения Чувашской Республики по вопросу неправомерной рекламы, распространявшейся 28.07.2021 в 17 час.32 мин., в эфире радиоканала «Ретро FM Чебоксары», транслируемой в Чувашской Республике на частоте 103,5 fm, в рубрике информационной радиопередачи «Новости» «на правах рекламы» следующего содержания.

«В Чувашии возникли некоторые трудности с записью на вакцинацию через портал Госуслуг, также жителей региона беспокоит длительное время ожидания в большинстве городских поликлиник, - сообщил республиканский Минздрав.  Однако прежде чем сделать прививку, медики советуют сделать количественный анализ перед вакцинацией. Быстро, качественно и максимально безопасно эту процедуру можно пройти в Лабораторной службе Хеликс, которая имеет отделения в каждом районе Чебоксар, Новочебоксарске и Канаше. Кроме того, здесь же имеется специальный тест для привитых, для оценки эффективности вакцинации. Для переболевших, можно оценить состояние здоровья после болезни с помощью скрининга, который можно пройти в Лабораторной службе Хеликс до 31 июля включительно по сниженной цене».

С точки зрения статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Содержание рассматриваемой информации, соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 3акона о рекламе. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой и к ней применимы все требования, установленные Законом о рекламе. Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе. В силу части 1 данной статьи определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно информации, представленной ООО «Европа плюс Чебоксары», ООО «АВИТА» установлено, что указанная реклама распространялась в рамках договора от 24.12.2020 № CHB01-0000000126-P, заключенного между заказчиком – ООО «АВИТА» и исполнителем – ООО «Выбери радио», действующего в Чувашской Республике в лице филиала данного общества - ООО «Европа плюс Чебоксары».

Предметом договора являлось обеспечение исполнителем (ООО «Выбери радио», действующего в лице филиала данного общества - ООО «Европа плюс Чебоксары») размещения рекламно – информационных материалов заказчика (ООО «АВИТА») в объеме и на условиях, предусмотренного настоящим договором.

Таким образом, согласно полученной информации от ООО «Европа плюс Чебоксары», определено, что заказчиком, а в смысле понятия Закона о рекламе – рекламодателем рассматриваемой рекламной информации выступило ООО «АВИТА».

Согласно заявлению, вышеназванная информация вступает в противоречие требованиям законодательства, поскольку является недостоверной, вводящей потребителей в заблуждение и недобросовестной, поскольку подрывает авторитет государственного органа, по следующим основаниям. 1. Из информации усматривается, что «медики советуют сделать количественный анализ перед вакцинацией», в том числе, согласно тексту рекламной информации, «быстро, качественно и максимально безопасно эту процедуру можно пройти в Лабораторной службе Хеликс». При этом, как указывает Заявитель, медики, в том числе Министерство, не делали подобные заявления и не советовали делать количественные анализы, в частности, в Лабораторной службе Хеликс. Пунктом пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестной признается реклама, которая:

порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что из смысла предлагаемой потребителю рекламы следует, что перед вакцинацией от новой инфекции COVID-19, медики, в том числе Минздрав Чувашии, советуют сделать количественный анализ.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих достоверность указанного выражения, в ходе рассмотрения дела ООО «АВИТА» представлено не было.

При этом, согласно представленным в дело материалам и пояснениям, Комиссией установлено следующее.

Данный рекламный блок размещался неотрывно от текста: «В Чувашии возникли некоторые трудности с записью на вакцинацию через портал Госуслуг, также жителей региона беспокоит длительное время ожидания в большинстве городских поликлиник, - сообщил республиканский Минздрав. 

Вышеуказанный контекст рекламной информации взят из официальных источников сети Интернет – с сайта Министерства здравоохранения Чувашской Республики, опубликованного 07.07.2021, содержащий информацию по вакцинопрофилактике, эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции в Чувашии, в том числе, следующего содержания.

«В настоящее время наблюдаются некоторые трудности с записью на вакцинацию через портал Госуслуг и длительное время ожидания в большинстве поликлиник города».

Как указало общество, размещению подобной не соответствующей действительности рекламной информации послужил некорректный, несогласованный с радиоканалом текст рекламы, в том числе, в части проведения данных анализов в Лабораторной службе Хеликс.

Общество указало, что вышеназванной фразой о сдачи количественных анализов, оно информировало потребителей о необходимости проверки наличия уровня антител, которые определяются только после сдачи соответствующих (количественных) анализов, и о принятии решения о вакцинировании, либо ее временном отложении, согласно требованиям, имеющимся в официальных рекомендациях Минздрава. Согласно указанным пояснениям, Комиссия установила, что в данном случае, в рассматриваемой рекламной информации, не соответствующей фактическим обстоятельствам, произошло искажение смысла рекламы в связи с ненадлежащим контролем со стороны рекламодателя по содержанию и смыслу рекламной информации.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее- Постановление Пленума ВАС РФ N 58) при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

В этой связи, исследовав и оценив представленные в дело документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «АВИТА» пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе. 2. Заявитель указывает, что не соответствует действительности, рекламная информация, содержащая выражение: «…здесь же имеется специальный тест для привитых для оценки эффективности вакцинации». Исходя из требований временных методических рекомендаций Минздрава России «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19», указанных в письме Минздрава России от 29.07.2021 № 30-4/И/2-9825, данное обстоятельство не предусмотрено.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В обоснование своей позиции общество пояснило, что ООО «АВИТА» не имело намерения доводить до потребителя информацию о том, что Минздрав России, либо Минздрав Чувашии рекомендует проходить специальный тест для оценки эффективности вакцины.

Использование данного выражения сводилось к тому, что общество предлагало проведение теста на наличие антител, который можно сделать в Лабораторной службе Хеликс.

Принимая во внимание пояснения общества, Комиссия считает, что указанная в рекламе информация, не может быть доступна и понятна всем категориям ее потребителей.

При этом, реклама содержит конкретный слоган «для оценки эффективности вакцинации».

В данном случае, создается представление, что рекламируемые таким способом услуги относятся именно к проверке эффективности вакцинации, что, согласно пояснения общества, таковой не является.

Подобного рода неверная и искаженная информация, в отсутствие полной информации обо всех существенных условиях предполагаемой рекламой услуги, вводит ее потребителей в заблуждение. В этой связи, Комиссия, проанализировав представленные в материалы дела документы и пояснения, пришла к выводу, что рассматриваемая реклама содержит нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

3. Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела, Комиссией установлено, что из рекламы, в том числе, усматривается следующая информация.

«Для переболевших можно оценить состояние здоровья после болезни с помощью скрининга, который можно пройти в Лабораторной службе Хеликс до 31 июля включительно по сниженной цене».

При этом, согласно данной информации, потребителю не представляется возможным понять с какими ценами проводится сравнение оказания предлагаемой услуги, поскольку в рекламе указан единственный критерий: «по сниженной цене».

Данные обстоятельства также вводят потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе не содержится полная информация о рекламируемом товаре.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 58, при решении вопроса о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах.

Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

В качестве недостоверной может также признаваться реклама, которая хотя и не содержит напрямую не соответствующих действительности сведений об ином объекте (хозяйствующем лице), его товаре (услугах), но оказывает влияние на выбор потребителя, манипулируя отсутствием специальной информацией такого рода сведениями.

В данном случае общество указало, что действительно предлагало сниженные цены на проведения некоторых анализов и исследований, относительно ранее установленных своих прейскурантных цен.

В то же время в рекламе не конкретизируется, с какими ценами осуществляется сравнение.

В этой связи, потребитель может предположить, что сравнение производится со всеми ценами участников рынка данного вида услуг, реализующими свою продукцию на территории Чувашской Республики, в том числе города Чебоксары.

Из смысла рекламы не представляется возможным определить с какими ценами происходит сравнение цены, предлагаемой в рекламе, для того, чтобы потребитель мог правильно осуществить свой выбор.

Из рассматриваемого текста рекламы не следует однозначный вывод о том, что речь идет исключительно о предложении общества снижения своей цены по реализации услуг в проведении различных видов анализов и исследований.

Кроме того, вся необходимая смысловая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться на момент ознакомления с рекламой, так как она может существенно повлиять на его выбор. По итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия пришла к выводу, что использование в рекламе фразы «по сниженной цене», без объективного указания конкретных критерий по которым осуществлено сравнение цены, является некорректным сравнением рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Таким образом, рассматриваемая реклама является недостоверной, нарушающей пункт 3 части 1 статьи 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2, пунктом 1 части 3, части 7 статьи 5Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

В смысле статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что рекламодателем спорной рекламы явилось ООО «АВИТА». В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В связи с не установлением на момент рассмотрения дела прекращения распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ООО «АВИТА» предписания о прекращении нарушения названных норм Закона о рекламе. Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА: 

1. Признать рекламу, распространяемую 28.07.2021 в 17 час.32 мин., в эфире радиоканала ООО «Европа плюс Чебоксары», являющегося филиалом в г.Чебоксары ООО «Выбери радио», на частоте 103,5 fm «Ретро FM Чебоксары», в рубрике информационной радиопередачи «Новости» «на правах рекламы», следующего содержания: «В Чувашии возникли некоторые трудности с записью на вакцинацию через портал Госуслуг, также жителей региона беспокоит длительное время ожидания в большинстве городских поликлиник, - сообщил республиканский Минздрав.  Однако прежде чем сделать прививку, медики советуют сделать количественный анализ перед вакцинацией. Быстро, качественно и максимально безопасно эту процедуру можно пройти в Лабораторной службе Хеликс, которая имеет отделения в каждом районе Чебоксар, Новочебоксарске и Канаше. Кроме того, здесь же имеется специальный тест для привитых для оценки эффективности вакцинации. Для переболевших можно оценить состояние здоровья после болезни с помощью скрининга, который можно пройти в Лабораторной службе Хеликс до 31 июля включительно по сниженной цене»,

нарушающей требования пункта 2 части 2, пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

  2. Признать ООО «АВИТА» нарушившим вышеназванные нормы Закона о рекламе. 3. Выдать ООО «АВИТА» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «АВИТА».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии

"..."

 

 

 

 

 

 

2021-9500

 

 

Связанные организации

ООО Европа плюс Чебоксары
ИНН 2130191310, ОГРН 1172130011294
ООО "АВИТА"
ИНН 2130161732, ОГРН 1152130013364
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2128015420, ОГРН 1022101143624