Постановление №ВК/688/23 Постановление 021/04/14.31-5/2023 от 8 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

021/04/14.31-5/2023

 

08 «февраля» 2023 года г. Чебоксары

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеев В.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 021/04/14.31-5/2023, возбужденного по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ООО «Аверс» (ИНН 2130061336, ОГРН 1092130008893),

в присутствии представителя ООО «Аверс»

в отсутствии представителя ИП "...", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление) поступило обращение ИП "...", на действия ООО «Аверс» (вх. № 7525/19 от 02.12.2019), выразившиеся в прекращении теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по ул. Крылова, д. 7, г. Чебоксары.

Учитывая наличие у ООО «Аверс» статуса единой теплоснабжающей организаций (далее — ЕТСО), отказ в обеспечении объекта заявителя ресурсом образовывал признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, приказом от 25.11.2021 №143 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 021/01/10-1245/2021 в отношении ООО «Аверс».

При рассмотрении дела установлены следующие факты.

Порядок наделения единых теплоснабжающих организаций статусом (Далее - ЕТСО) регламентирован разделом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила).

Пунктом 13 Правил предусмотрены случаи, при которых ЕТСО может утратить данный статус, в числе которых прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Пунктами 14-15, 17-18 определен порядок действий, необходимых для утраты статуса ЕТСО.

Согласно представленным материалам дела, договор аренды между ООО «УК «Центр» и ООО «Аверс» на нежилое помещение №10, котельную общей площадью 20,70 кв.м., расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул. Ак. Крылова д. 9 с вспомогательным оборудованием заключен 01.10.2018.

В 2019 году ООО «УК «Центр» отказалось возобновить с 01.10.2019 года новый договор аренды на помещение топочной в МКД № 9 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары, в связи с окончанием действия договора аренды от 01.10.2018. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23.09.2019 права собственности ООО «УК «Центр» на помещение МКД № 9 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары прекращено, осуществлен перевод объекта в категорию «места общего пользования» МКД №9.

ООО «Аверс» в адрес Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам письмом 06/08-2 от 06.08.2019 сообщило о планируемом прекращении осуществления деятельности в статусе ЕТО, в связи с утратой прав на объект.

Согласно указанной выше выписке от 23.09.2019 в отношении указанного выше имущества право собственности прекращено 13.09.2019.

Следовательно, в соответствии с пунктом 14 Правил уполномоченное должностное лицо ООО «Аверс» обязано было уведомить главу городского округа в течении 3 рабочих дней, т. е. до 17.09.2019.

Однако необходимых действий совершено не было, что свидетельствует о нарушении указанного пункта ООО «Аверс».

Уведомление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам письмом 06/08-2 от 06.08.2019 о планируемом прекращении осуществления деятельности в статусе ЕТО, направленного ООО «Аверс», не свидетельствует об исполнении пунктов 14, 15 Правил, в связи с тем, что норма не предполагает альтернативного порядка уведомления и указывает на необходимость его направления в адрес администрации города (района).

При этом, в нарушение пункта 18 Правил ООО «Аверс» прекратило поставку ресурса в помещения заявителя.

В силу пункта 19 Правил изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.

Из пояснений администрации г. Чебоксары, следовало, что в связи с превышением численности населения города Чебоксары 500 тыс. чел. схема теплоснабжения подлежит утверждению Министерством энергетики Российской Федерации.

Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения Министерством энергетики Российской Федерации.

Схема теплоснабжения города Чебоксары утверждена приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 19.12.2019 №1406 на период до 2035 года, где ООО «Аверс» определено в качестве единой теплоснабжающей организацией в границах зоны деятельности котельных по ул. Крылова, дома №1 и №9.

На основании данного приказа постановлением администрации города Чебоксары от 31.12.2019 года №3266 Схема утверждённая постановлением администрации города Чебоксары от 03,06.2014 № 2001, признана утратившей силу.

При очередной актуализации Схемы в 2020 году, утвержденной приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 26.01.2021 №29, учтено отсутствие права владения ООО «Аверс».

В актуализированной Схеме, утверждённой приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 06.08.2021 №680 ООО «Аверс» в реестре единых теплоснабжающих организаций также отсутствует.

Непосредственно при рассмотрении дела представитель администрации г. Чебоксары пояснял, что фактически в границах зоны деятельности котельных по ул. Крылова, дома №1 и №9 ООО «Аверс» по-прежнему определено в качестве единой теплоснабжающей организации.

Однако, в установленном порядке в настоящее время для указанной зоны единая теплоснабжающая организация не определена.

Дополнительно, администрацией города Чебоксары пояснено, что вопрос теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в доме №7 по ул. Ак. Крылова г. Чебоксары, неоднократно рассматривался в администрации города Чебоксары с приглашением всех заинтересованных лиц.

По результатам совещания собственникам нежилых помещений было предложено обратиться в судебные органы для защиты своих интересов.

При этом, в ходе дела установлено, и сторонами подтверждено, что в настоящее время подача ресурса осуществляется также ООО «Аверс», информация наличии какой-либо технологической причины невозможности осуществления подачи ресурса отсутствует, следовательно технологическая возможность подачи ресурса с 17.09.2019 по настоящее время имеется.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми. актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из анализа состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению в Чувашской Республике в 2019 году доминирующее положение по точкам поставки — котельная - г. Чебоксары, ул. Крылова, д. 5, до точек поставки: г. Чебоксары, ул. Крылова, д. 5, котельная (- . Чебоксары, ул. Крылова, д. 9- до точек поставки: г. Чебоксары, ул. Крылова, д. 9 занимало ООО «Аверс».

С учетом положений статьи 4 Федеральный закон от 17.08.1995 147-ФЗ «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального закона от №135-ФЗ «О защите конкуренции» на ООО «Аверс» распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По итогам рассмотрения дела 021/01/10-1245/2021 04.05.2022 вынесено решение, которым действия ООО «Аверс», выразившиеся в нарушения пунктов 14, 15, 18 Правил, в совокупности с экономически и технологически необоснованном прекращении поставки коммунального ресурса при наличии законодательной обязанности осуществления такой деятельности, свидетельствует об ущемлении интересов собственников нежилых помещений многоквартирного дома по ул. Ак. Крылова д. 7 и в указанные объекты, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административной правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного законодательства Российской Федерации и составляет один год.

В соответствии с частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующих органов.

На основании части 1 статьи 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ рассматриваются Федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие, бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, образует состав административного правонарушения предусмотренный частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств, действия ООО «Аверс» образуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с тем, что им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению законодательства, при отсутствии к тому чрезвычайных обстоятельств.

 

Объект административного правонарушения: имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Объективная сторона: ООО «Аверс» совершены незаконные действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

Субъект административного правонарушения: ООО «Аверс» (ИНН 2130061336, ОГРН 1092130008893).

Субъективная сторона: ООО «Аверс» имело возможность не допущения совершения указанных действий, однако, какие — либо значительные либо непредотвратимые обстоятельства, явившиеся безусловным основанием для неисполнения предписания Чувашского УФАС России не установлены, общество виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Субъективная сторона правонарушения: по части 1 ст. 14.31 КоАП РФ характеризуется умыслом.

Место и время совершения административного правонарушения: правонарушение совершено по месту нахождения ООО «Аверс».

Согласно решению Комиссии Чувашского УФАС России от 04.05.2022 №021/01/10-1245/2021 правонарушение является длящимся с 17.09.2019 по 04.05.2022 (по дату выявления, т.е. дата вынесения решения Комиссией).

Факт нарушения установлен решением Комиссии Чувашского УФАС России от 04.05.2022 №021/01/10-1245/2021.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Оценив обстоятельства дела, оснований для признания совершенного ООО «Аверс», правонарушения малозначительным не усматриваю, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере пассажирских перевозок.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отягчающие административную ответственность.

Смягчающих и отягчающих обстоятельств регламентированных положениями 4.2 и 4.3 КоП РФ не установлено.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При назначении административного наказания антимонопольный орган руководствуется Методическими рекомендациями ФАС России по порядку расчета размера административного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установлено, что с 01.08.2016 по настоящее время ООО «Аверс» является субъектом малого и среднего предпринимательства, следовательно применению подлежит часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, определяющей, что штраф назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Расчет представлен следующим образом:

Расчет базового штрафа (БШ)

Максимальный штраф (МаксШ) – 1 000 000 руб. (учетом ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ) – 500 000 руб.

Минимальный штраф (МинШ) – 300 000 руб. (учетом ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ)– 150 000 руб.

Определяется базовый штраф (БШ), составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа:

 

БШ= (МаксШ- МинШ)/ 2 + МинШ

БШ= (500 000-150 000) / 2+ 150 000= 325 000 рублей.

 

Определяются обстоятельства, отягчающие (ОО) и смягчающие административную ответственность (ОС).

 

ОО (ОС) = (МаксШ- МинШ)/ 8

ОО (ОС) = (1 000 000 – 300 000) / 8 = 87 500 рублей

 

Исчисляется размер административного штрафа, подлежащий наложению (ПШ),

 

ПШ = БШ + (ОО x n) – (ОС x n)

ПШ 325 000 + (87 500*0) – (87 500*0) = 325 000.

 

Таким образом, размер административного штрафа по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ составляет: 325 000 рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция), а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Конституционный Суд РФ придерживается позиции о том, что публично-правовая ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. При этом дифференциация такой ответственности предопределяется конституционными принципами соразмерности и справедливости, которые в равной мере относятся как к физическим, так и к юридическим лицам.

Применение же в отношении юридического лица административного штрафа, без учета указанных принципов не исключает превращения такого штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Как указано выше, выручка ООО «Аверс» на рынке теплоснабжения в 2019 году составила -54 653 руб. 80 коп., в 2020, 2021 году деятельность на указанном рынке не осуществлялась.

По иным видам деятельности ООО «Аверс» выручка составила в 2020 году – 89 832 руб.; в 2021 году – 61 443 руб.

На основании приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ и положений КоАП РФ, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, что административный штраф в размере 325 000 рублей не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения и влечет избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, кроме того, указанно сумма значительно превышает выручку Общества за период нарушения.

В связи с чем штраф может быть снижен ниже рассчитанного штрафа, подлежащего наложению на ООО «Аверс» в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, размер административного штрафа по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ составляет: 162 500 рублей.

На основании изложенного, учитывая характер, степень общественной опасности и обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьей 1.2, частью 2 статьи 2.1, статьей 3.1, статьей 4.1, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ

1. ООО «Аверс» (ИНН 2130061336, ОГРН 109213000889), признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Наложить на ООО «Аверс» административный штраф в размере 162 500 рублей (сто шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей.

 

Руководитель управления

 

 

 

"...",

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Штраф надлежит перечислить:

В поле "Получатель": УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России),

ИНН 2128017971,

КПП 213001001,

л/с 04151329250

р/с 03100643000000011500 в ОТДЕЛЕНИИ -НБ Чувашская Республика//УФК по Чувашской Республике г. Чебоксары

корр/счет 40102810945370000084

БИК 019706900

код КБК 161 1 16 01141 01 0031 140;

ОКТМО 97701000,

УИН 16100500000001590067

Назначение платежа: Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России № 021/04/14.31-5/2023 от 08.02.2023.

Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 3-дневный срок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 КоАП РФ в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления и вступает в силу в 5 соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

Копию настоящего постановления получил(а):

___________ _________ _____________________ _____________________

дата подпись расшифровка подписи

 

Копия настоящего постановления отправлена по адресу: _________________________________________________________________

 

 

 

 

 

2023-791

 

 

Связанные организации

ООО Аверс
ИНН 2130061336, ОГРН 1092130008893