Предупреждение №ВК/6174/22 Предупреждение о прекращении выявленных нарушений от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление) поступило обращение ИП Новикова А.М. на действия ООО «Аверс», выразившиеся в прекращении теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по ул. Крылова, д. 7 в г. Чебоксары Чувашской Республики (далее — Объект).

В рамках рассмотрения обращения установлено, что между ИП Новиковым А.М. и ООО «Аверс» 30.01.2014 заключен договор снабжения тепловой энергией нежилого помещения №8 МКД №7 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары.

Теплогенераторная многоквартирного жилого дома № 9 по улице Академика А.Н. Крылова осуществляет подогрев воды на нужды отопления нежилых помещений и в местах общего пользования многоквартирных жилых домов № 9 и № 7 по улице Академика А.Н. Крылова.

ООО «Аверс» ежегодно заключался договор аренды нежилого помещения (топочной) в МКД №9 с ООО «УК «Центр» на отопительный период.

В 2019 году ООО «УК «Центр» отказалось возобновить с 01.10.2019 года новый договор аренды на помещение топочной в МКД № 9 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары, в связи с окончанием действия договора аренды от 01.10.2018.

Отказ мотивирован прекращением права собственности ООО «УК «Центр» на помещение МКД № 9 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары и перевод его в категорию «места общего пользования» МКД №9 (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.09.2019)

Кроме того, отказ в обеспечении объекта ресурсом ООО «Аверс» мотивировал прекращением статуса единой теплоснабжающей организации (далее — ЕТСО).

При рассмотрении обращения в действиях ООО «Аверс» выявлен ряд признаков нарушения Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее — Правила).

Нарушение указанных Правил квалифицируется по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с выявлением признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом от 25.11.2021 №143 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 021/01/10-1245/2021 в отношении ООО «Аверс».

Одновременно при рассмотрении указанного дела в действиях администрации г. Чебоксары также выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи со следующими обстоятельствами.

Пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила №808) в проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) (далее — ЕТО).

Границы зоны (зон) деятельности ЕТО (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.

В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.

 

Согласно пункту 3 Правил №808, организации присваивается статус теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти), - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.

В проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения.

В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.

Порядок присвоения статуса ЕТО регламентирован пунктами 5-10 Правил №808.

Пунктом 11 Правил №808 установлено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

Пунктом 13 Правил предусмотрены случаи, при которых ЕТСО может утратить данный статус, в том числе и при прекращении права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Из пункта 15 Правил следует, что организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать главе местной администрации городского поселения, городского округа, главе местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

Заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации должно быть представлено до 1 августа текущего года.

В случае нарушения указанного срока заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации не подлежит рассмотрению.

Пункт 17 Правил определяет, что орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.

Из пункта 18 следует, что организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.

В силу пункта 19 Правил изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.

Согласно пояснениям администрации г. Чебоксары (от 18.10.2021, вх.10769-ЭП/22, от 12.12.2021 вх. 7884/19, от 09.03.2022, вх. 2211/22, от 01.04.2022 вх. 3248-ЭП/22) ООО «Аверс» мероприятия, направленные на прекращение утраты статуса ЕТО в рамках Правил №808, не осуществлены.

07.04.2022 (вх. 3848/22) ООО «Аверс» представлены на обозрение документы, содержащие в том числе, копию уведомления№28/5-1 от 28.05.2019 в адрес администрации г. Чебоксары о намерении прекращения статуса ЕТО.

При этом уведомление не содержит данных (подписи службы входящей экспедиции, канцелярии либо штамп), подтверждающих факт его направления в адрес администрации города Чебоксары и получения его последней.

Одновременно администрацией г. Чебоксары (от 01.04.2022 вх. 3248-ЭП/22) факт получения какой- либо информации от ООО «Аверс» о намерении прекращения статуса ЕТО не подтвержден.

Из перечисленных писем администрации г. Чебоксары также установлено, что в связи с превышением численности населения города Чебоксары 500 тыс. чел. схема теплоснабжения подлежит утверждению Министерством энергетики Российской Федерации.

Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения Министерством энергетики Российской Федерации.

Схема теплоснабжения города Чебоксары утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.12.2019 №1406 на период до 2035 года, где ООО «Аверс» определено в качестве единой теплоснабжающей организации в границах зоны деятельности котельных по ул. Крылова, дома №1 и №9.

На основании данного приказа постановлением администрации города Чебоксары от 31.12.2019 года №3266 Схема, утверждённая постановлением администрации города Чебоксары от 03.06.2014 № 2001, признана утратившей силу.

При очередной актуализации Схемы в 2020 году, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.01.2021 №29, учтено отсутствие права владения ООО «Аверс».

В актуализированной Схеме, утверждённой приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 06.08.2021 №680, ООО «Аверс» в реестре единых теплоснабжающих организаций также отсутствует.

Однако на настоящий момент для указанной зоны единая теплоснабжающая организация не определена.

Администрацией города Чебоксары представлены сведения, из которых установлено, что вопрос теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в доме №7 по ул. Академика Крылова г. Чебоксары, неоднократно рассматривался в администрации города Чебоксары с приглашением всех заинтересованных лиц. По результатам совещания собственникам нежилых помещений было предложено обратиться в судебные органы для защиты своих интересов. Несмотря на проведенные совещания, какие-либо действия, направленные на устранение сложившейся ситуации, инициированы не были.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация г. Чебоксары на протяжении длительного времени, зная об отсутствии теплоснабжения в нежилых помещениях, расположенных по адресу №7 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары, в связи с прекращением ООО «Аверс» указанного вида деятельности, не предприняла должных мер, направленных на устранение сложившейся неблагоприятной ситуации.

Изложенное выше, создало препятствия для осуществления ИП Новиковым А.М., соответствующей предпринимательской деятельности по отношению к владельцам коммерческой недвижимости имеющих договора теплоснабжения.

Так, по информации ПАО «Т Плюс» ( ЕТО) на территории г. Чебоксары в настоящее время с собственниками нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, заключено и исполняется 2375 договоров теплоснабжения. Которые фактически, так же как и ИП Новиков А.М. могут осуществлять предпринимательскую деятельности, но в отличии от ИП Новикова А.М. без каких-то либо ограничений, который, вынужден принимать дополнительные меры для получения ресурса (приобретать дополнительные тепловые установки, заключать договора по «предмет договора»).

Подобное бездействие органа местного самоуправления способствует созданию неблагоприятной конкурентной среды и возможности ограничения конкуренции на рынке предоставления в аренду коммерческой недвижимости, поскольку препятствует ИП Новикову А.М. и другим предпринимателям, использующим указанные нежилые помещения в предпринимательских целях, осуществлению ими соответствующей деятельности.

Указанные выше факты подтверждаются неоднократными пояснениями ИП Новикова А.М., (даны в ходе рассмотрения ранее упомянутого антимонопольного дела), из которых следовало, что ввиду сложившейся ситуации, арендаторами ставился вопрос о расторжении договоров аренды спорных помещений.

Таким образом, в действиях администрации г. Чебоксары, выразившихся в ненадлежащем исполнении пункта 11 Правил №808, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона №136-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с Приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» предупреждения выдаются в случае выявления признаков нарушения пунктов 3,5,6,8 части 1 ст. 10 и с. 14.1-14.8, ст. 15  Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Администрацию г. Чебоксары о необходимости прекращения в срок до 03 октября 2022 года, действий, выразившихся в ненадлежащем исполнении пункта 11 Правил №808 путем осуществления мероприятий, направленных на определение единой теплоснабжающей организации в границах зоны деятельности дома №7 по ул. Академика А.Н. Крылова в г. Чебоксары.

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

"..."    

 

 

 

 

 

 

 

2022-6095

 

 

Связанные организации

Администрация г. Чебоксары
ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037