Решение №СИ/2972/21 Жалоба признана необоснованной. от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/03-436/2021

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 апреля  2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 30 апреля  2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20  в составе:

«…»

 

в присутствии   представителя заказчика – некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства в Чувашской Республике»:

- «…»

в присутствии  представителя  заявителя – общество с ограниченной ответственностью «Стройтрест»:

- «…»

 

рассмотрев жалобу ООО «Стройтрест» на действия  некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположении Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельном участке с кадастровыми  номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450 (номер извещения 32110072657),   в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба  ООО «Стройтрест» (вх. Управления от 26.04.2021 № 4353/21) на действия  некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположении Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельном участке с кадастровыми  номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450 (номер извещения 32110072657).  

         Заявитель сообщает, что, несмотря на наличие выданного антимонопольным органом предписания от 13.04.2021 о необходимости устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенного при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450» (изв. № 32110072657) путем совершения следующих действий:

- отмены протокола рассмотрения оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 4538831 от 29.03.2021;

- возврата к рассмотрению заявок;

- рассмотрению заявки ООО «Стройтрест с учетом мотивированной части решения от 12.04.2021 по делу № 021/07/3-299/2021 Заказчик объявил новые торги.

        Заявитель признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим Закона о закупках № 223-ФЗ, выдать заказчику, предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не признал, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению.

 

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

 

Комиссия Управления решением от  13.04.2021 №. СИ/2399/21 по делу  № 021/07/3-299/2021 вынесла следующее:

- признании жалобы ООО «Стройтрест» на действия Закупочной комиссии Заказчика -НО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкура в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-этажный многоквартирных жилой дом, расположенных по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, ул. Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:010602:449, 21:01:010602:450». Идентификатор объекта: Р-11603 обоснованной в части;

- признании в действиях Заказчика - НО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике» нарушившей пункт 2 части 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно предписания антимонопольного органа от 13.04.2021: 

1. Заказчику - НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике»  в срок до 23 апреля 2021 года устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенного при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450» (изв. № 32110072657) путем совершения следующих действий:

- отменить Протокол рассмотрения оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 4538831 от 29.03.2021;

- вернуться к рассмотрению заявок;

- рассмотреть заявку ООО «Стройтрест с учетом мотивированной части решения от 12.04.2021 по делу № 021/07/3-299/2021.

2. Оператору электронной площадки дать возможность Заказчику исполнить настоящее предписание.

3. Информацию об исполнении настоящего предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 24.04.2021.

 

НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике»  сообщило, что не согласился с вышеназванными решением и предписанием, в связи с чем, направлено исковое заявление в суд (копия жалобы была направлена организацией 20.04.2021г.).

Одновременно заявитель представил заявление о принятии мер по обеспечению иска в виде приостановления действия предписания от 13.04.2021 по делу N 021/07/3-299/2021 до вступления в законную силу судебного акта по делу N А79-3394/2021.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.04.2021 по делу № А79-3394/2021  заявление оставлено без движения. Предложено Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства в Чувашской Республике» в срок до 12.05.2021 предоставить в суд документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере, либо ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и документы в его обоснование.

Согласно решению Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2021 № А40-107786/2020-130-717 ФАС не вправе рассматривать жалобы на неисполнение собственных предписаний. Суд пришел к выводу о том, что основанием для рассмотрения жалоб  может быть нарушение Закона № 223-ФЗ, но никак не неисполнение ранее вынесенного предписания антимонопольного органа.

 

20.04.2021г. НО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике» опубликовало закупку (извещение №32110072657). В соответствии с условиями Договора подряда Подрядчик выигравший в конкурсе вправе направить Заказчику заявление о предоставлении аванса на сумму не более 25% от общей суммы договора. Данное условие существенно облегчит работу подрядчика на объекте.

ООО «Стройтрест» вправе подать заявку на участие в конкурсе, приложив пакет документов, перечисленный в конкурсной документации.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закон N 223-ФЗ устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 названного Закона).

В ст. 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При опубликовании новой закупки НО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике» заявитель не ограничен на участие в конкурсе.

 

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупке, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-03 ”0 защите конкуренции”, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  • осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
  • утратил силу. - Федеральный закон от 3 1.12.2017 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

        4) не размещение в единой информационной системе   положения    о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

         5) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

         6) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ ”0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

         7)     не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не свидетельствуют о наделении антимонопольного органа дополнительными полномочиями. Данная норма в силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Таким образом, воля законодателя не направлена на то, чтобы предоставить антимонопольному органу тот же объем полномочий по оперативному вмешательству в закупки, какими данный орган в силу части статьи 99, части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ”0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, пункта 4.2 части статьи 23 Закона о защите конкуренции обладает в отношении закупок для публичны»; нужд и в иных случаях, когда проведение торгов является обязательным в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Данный вывод содержится в пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.

Ввиду того, что довод жалобы выходит за пределы полномочий антимонопольного органа, определенных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, довод ООО ’’Стройтрест” не может быть рассмотрен Комиссией Чувашского УФАС России по существу в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 Закона N 135-ФЗ ”О защите конкуренции”.

 

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО ’’Стройтрест”   необоснованной.

 

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ’’Стройтрест”    необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                  «…»

 

Члены Комиссии                                         «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны