Решение №НВ/393/24 Заключение по делу № 021/10/5-15/2024 от 25 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

по результатам рассмотрения обращения о включении

сведений в Реестр недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

  

Дело № 021/10/5-15/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" , созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 11 в составе:

"..."

в присутствии представителя от заказчика - автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики» – "..."

в отсутствие представителя от победителя закупкиобщества с ограниченной ответственностью «Ариадна», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения,

рассмотрев обращение, представленное Автономным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики» (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", (далее – Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Ариадна» (далее - ООО «Ариадна», Общество) (юридический адрес: 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г Чебоксары, ул Николая Смирнова, д. 7, помещ. 20, ИНН 2130229726, ОГРН 1222100000110),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 12.01.2024 поступило обращение Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики» о включении в Реестр сведений об ООО «Ариадна» в связи с уклонением от заключения договора.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 1 статьи 5 Закона о закупках).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 5.3.4 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 7.10 приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган имеет право в пределах компетенции территориального органа принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

В соответствии со статьей 5 Закона о закупках Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комиссией УФАС по Чувашской Республике по факту уклонения победителя аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от заключения договора, на основании ст. 5 Закона о закупках, п. 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 1211, проведена проверка документов, представленных заказчиком, в ходе которой установлено следующее.

18.11.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, (далее — аукцион) на поставку офисной мебели (столы и брифинг-приставки) ( 32312975970), с начальной (максимальной) ценой договора: 20 964 105,00 рублей.

Согласно итоговому протоколу №32312975970-04 от 28.11.2023 победителем аукциона признано ООО «Ариадна» с идентификационным номером255714, с предложенной ценой контракта "..." руб.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Закона о закупках определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления заказчиками сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно пункту 2 Правил направления заказчиками сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные данным пунктом.

Разделом 2 «Информационная карта» установлено требование к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

В пункте 22.3 Раздела 2 «Информационная карта» установлено , что договор заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора (в случае если такое требование установлено в документации о конкурентной закупке и (или) извещении об осуществлении закупки).

Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком 04.12.2023 года на сайте электронной торговой площадки АО «ТЭК — Торг» по адресу в сети «Интернет»: https://www.tektorg.ru/ размещен проект договора № 32312975970, который был подписан участником 09.12.2023 года.

Одновременно с подписанным договором победителем в качестве обеспечения исполнения договора была размещена копия независимой гарантии № 2130229726-23-Г2 от 08.12.2023 г. на сумму "...", что эквивалентно 1 % от начальной (максимальной) цены договора. Согласно содержанию указанной независимой гарантии № 2130229726-23-Г2 от 08.12.2023 г., представленной по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397 «О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление Правительства РФ № 1397):

- информация в полях «Место нахождения, телефон, адрес электронной почты принципала» не совпадает с данными в ЕГРЮЛ и поданной заявкой;

- информация в полях «Место нахождения, телефон, адрес электронной почты «бенефициара», указанный номер телефона не совпадает с данными, указанными в п.2 Раздела II «Информационная карта аукциона», а также официальном сайте организации (бенефициара).

В извещении и документации электронного аукциона, а именно п.22 Раздела II «Информационная карта аукциона» установлено требование к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, на основании положения пунктов 1 - 3, подпунктов «а» и «б» пункта 4 части 14.1, частей 14.2 и 14.3 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, требованиям, предусмотренным частью 14.2 статьи 3.4. Федерального закона №223-ФЗ, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

В соответствии с пп.2) пункта 42 Раздела II «Информационная карта аукциона» участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае не предоставления обеспечения исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке, или предоставления с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке,- если требование о предоставлении такого обеспечения было предусмотрено документацией о закупке и проектом договора.

Представленная участником закупки в качестве обеспечения договора копия независимой гарантии № 2130229726-23-Г2 от 08.12.2023 г не соответствует типовой форме независимой гарантии, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1397, а именно: копия независимой гарантии № 2130229726-23-Г2 от 08.12.2023 г не содержит:

1) Место нахождение, телефон, адрес электронной почты принципала не совпадает с данными в ЕГРЮЛ и поданной заявкой;

2) в пункте 15 копии независимой гарантии № 2130229726-23-Г2 от 08.12.2023 г указано: «Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей независимой гарантии подлежат рассмотрению в арбитражном суде города Москвы». Однако, Принципал и Бенефициар находятся на территории Чувашской Республики и в случае возникновения споров, подсудны Арбитражному суду Чувашской Республики. Данный пункт ухудшает положение как Принципала, так и Бенефициара.

Таким образом, участник закупки признается уклонившимся от заключения договора за не предоставление обеспечения исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке, или предоставления с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке требования о предоставлении обеспечения исполнения договора, предусмотренного извещением и документацией о закупке и проектом договора.

В связи, с чем Заказчиком было принято решение, оформленное Протоколом №32312975970-05 от 13.12.2023 о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения договора № 32312975970.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о закупках.

Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта уклонения поставщика от заключения договора, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.

Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.

Принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки, подавая заявку и делая ценовое предложение, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

В своих письменных пояснениях ООО «Ариадна» дало следующие пояснения по факту уклонения от заключения договора.

Предоставленная Обществом независимая гарантия не нарушает требования указанные в п. 14.1. ФЗ № 223 и пп. 6, 7 ПП 1397, а указанные недостатки, в виде некорректного указанного номера бенефициара и адреса электронной почты принципала никак не влияют на права сторон.

Требования о том, что информация в поле «Место нахождения, телефон, адрес электронной почты принципала» в независимой гарантии, а именно электронной почты и номер телефона, должны соответствовать с заявкой на участие в аукционе, отсутствуют.

Информация, указанная в поле «Место нахождения, телефон, адрес электронной почты принципала», взята и соответствует данным в Едином государственном реестре юридических лиц, и используется Обществом в повседневной деятельности в равной мере.

Некорректная информация, выразившаяся в неправильно указанном номере телефона бенефициара и неправильно указанного Арбитражного суда по подсудности, стало возможным по причине недобросовестных действий третьих лиц, в лице банка гаранта, но никак не в действиях Общества.

В свою очередь у Общества не было умысла уклоняться от заключения договора по данной закупке, а напротив, Обществом были предприняты все усилия для подписания договора и его исполнения в срок.

Так, после признания Общества победителем в аукционе, Обществом были произведены предоплаты на счета производителей товаров, являющиеся предметом договора, для поставки мебели Заказчику в срок. В доказательство были представлены в Чувашское УФАС копии счетов на оплату и платежных поручений.

Обществом были подписан проект договора в установленный срок, представлено обеспечение контракта в полном объеме.

Также 15.12.2023 года, до публикации Заказчиком Протокола на сайте электронной торговой площадки, Обществом в адрес Заказчика было направлено письмо исх. № 27 от 15.12.2023 г. с просьбой незамедлительного подписания контракта с целью исполнения контрактов в срок.

Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от заключения контракта (договора) уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Термин "уклонение от заключения договора" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

Оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для внесения сведений об ООО «Ариадна» в РНП. В заседании комиссии Чувашского УФАС России, в присутствии представителей заказчика и представителя победителя закупки, в отношении которого направлены сведения для включения в РНП, факт недобросовестного (виновного) уклонения ООО «Ариадна» от заключения договора по результатам закупки не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",

 

РЕШИЛА:

 

Принять заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «Ариадна» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку офисной мебели (столы и брифинг-приставки) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора с Автономным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики».

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

2024-430

 

 

Связанные организации

ООО "Ариадна"
ИНН 2130229726, ОГРН 1222100000110
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
ИНН 2128045810, ОГРН 1022101140434
АО "ТЭК-ТОРГ"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368