Постановление №А79-93/2023 Постановление суда от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

 

Нижний Новгород

Дело № А79-93/2023

21 декабря 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2023.

 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Домрачевой Н.Н.,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,

 

при участии представителей

от заявителя: Владимировой Е.Е. (доверенность от 30.12.2022),

от заинтересованного лица: Иваниной Ю.А. (доверенность от 09.01.2023),

 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские               государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики      Чувашской Республики

 

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 11.05.2023 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023

по делу № А79-93/2023

 

по заявлению государственного унитарного предприятия Чувашской Республики          «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (ИНН: 2130215882, ОГРН: 1192130012800)

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной                     антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 23.12.2022 по делу об административном правонарушении № 021/04/9.21-1081/2022,

 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

индивидуальный предприниматель Захарова Наталия Аркадьевна, товарищество           собственников жилья «Веста», Банк Зенит (публичное акционерное общество),

 

и   у с т а н о в и л :

 

государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление) от 23.12.2022 по делу об административном правонарушении № 021/04/9.21-1081/2022.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Захарова Наталия Аркадьевна, товарищество собственников жилья «Веста», Банк Зенит (публичное акционерное общество).

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 11.05.2023 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 решение суда оставлено без изменения.

Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Предприятия, оснований для привлечения его к административной ответственности у Управления не имелось. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.

Представитель Управления в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Третье лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) до 19.12.2023 (определение суда округа от 28.11.2023).

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ представители сторон участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что 27.09.2022 в Управление поступило обращение   ИП Захаровой Н.А. на действия ТСЖ «Веста», содержащие признаки нарушения части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях     (далее – КоАП РФ).

В обращении ИП Захаровой Н.А., являющейся собственником нежилого помещения, расположенного по адресу город Чебоксары, проспект Мира, дом 98, указано, что в целях технологического присоединения указанного объекта к системе электроснабжения направлена заявка в МУП «Чебоксарские городские электрические сети».

Названная заявка отклонена в связи с непредставлением согласия ТСЖ «Веста».

Определением Управления от 06.10.2022 в отношении ТСЖ «Веста» возбуждено дело об административном нарушении № 021/04/9.21-895/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и проведено административное расследование.

Постановлением Управления от 22.11.2022 производство по делу об административном правонарушении № 021/04/9.21-895/2022, возбужденного по части 1 статьи 9.21     КоАП РФ в отношении ТСЖ «Веста», прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При этом в рамках проведенного административного расследования в действиях Предприятия выявлены признаки нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Управление составило в отношении Предприятия протокол об административном правонарушении от 08.12.2022 № 021/04/9.21-1081/2022 и вынесло постановление от 23.12.2022 № 021/04/9.21-1081/2022 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Предприятие не согласилось с данным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии пришел к выводу о том, что в действиях Предприятия имеется событие и состав вменяемого административного правонарушения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительным власти.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения, результатом которой является осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.

Как следует из материалов дела и установили суды, 30.05.2022 через Личный кабинет потребителя на официальном сайте Предприятия поступила электронная заявка от    ИП Захаровой Н.А. на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу Чувашская Республика, город Чебоксары, проспект Мира, дом 98, с максимальной мощностью 15 кВт.

В связи с отсутствием сведений и документов, указанных в подпунктах «б», «в» и «г» пункта 9, подпунктах «а», «ж» пункта 10 Правил № 861, 31.05.2022 рассмотрение заявки было приостановлено, о чем заявитель был уведомлен с одновременным указанием на пункт 15 Правил № 861.

01.06.2022 в Личный кабинет от заявителя поступило обращение с корректировкой значения напряжения – 0,24 кВ, а также были приложены документы к заявке.

Предприятие 02.06.2022 направило уведомление о приостановлении заявки в связи с отсутствием сведений и документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 9 Правил № 861, а также указало на некорректность заявленной мощности по отношению к значению запрашиваемого напряжения.

06.06.2022 Предприятие уведомило заявителя о приостановлении заявки в связи с отсутствием сведений и документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 9 и подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 861.

От заявителя 08.06.2022 в Личный кабинет поступило обращение с корректировкой значения напряжения – 0,4 кВ, а также приложено письмо для Предприятия.

09.06.2022 Предприятие уведомило заявителя о приостановлении заявки в связи с отсутствием сведений и документов, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 861.

На основании пункта 15 Правил № 861 в связи с непредставлением документов, предусмотренных Правилами, 01.07.2022 заявка ИП Захаровой Н.А. была аннулирована.

Как указано в пункте 8(4) Правил № 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

В силу подпункта «ж» пункта 10 Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения прилагается, в том числе копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Согласно пункту 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 – 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 – 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Из материалов дела следует, что согласно актам разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности за их состояние от 22.07.2009 № 5221, от 23.07.2009 № 5222, от 23.07.2009 № 5225, от 23.07.2009 № 5226 граница балансовой и эксплуатационной ответственности находится во вводно-распределительных устройствах (ВРУ-1, ВРУ-2, ВРУ-3, ВРУ-4) жилого дома 98. В этой связи кабельные линии 0,4 кВ находятся на балансе Предприятия на праве хозяйственного ведения, а сами ВРУ находятся на балансе ТСЖ «Веста» и относятся к общему имуществу жилого дома.

Предприятие указало, что на момент обращения ИП Захаровой Н.А. у него отсутствовали документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение объекта к системе электроснабжения.

Подключение нежилого помещения к кабельным линиям 0,4 кВ возможно только через ВРУ, находящиеся на балансе ТСЖ «Веста».

Альтернативным вариантом является технологическое присоединение от ВРУ, принадлежащих ПАО Банк ЗЕНИТ, при условии согласия на данный вариант собственника этих устройств.

ИП Захарова Н.А. направила Предприятию письма ТСЖ «Веста» (от 19.05.2022) и ПАО «Банк «Зенит» (25.05.2022), уведомила сетевую организацию об отказе товарищества в процедуре согласования технологического присоединения объекта и согласовании присоединения со стороны банка.

Из содержания письма ПАО Банк «Зенит» от 25.05.2022 № ТО-22/3307 следует согласие на присоединение объекта, принадлежащего ИП Захаровой Н.А., к сетям банка с максимальной мощностью энергопринимающего устройства на напряжении 3 кВт.

Суды установили, что документы поступили в адрес заявителя 30.05.2022 (письмо банка от 25.05.2022 № ТО-22/3307) и 02.06.2022 (письмо товарищества от 19.05.2022 №54).

Предприятие аннулировало заявку 01.07.2022.

Письмо ПАО Банк «Зенит» от 25.05.2022 № ТО-22/3307 сетевой организацией проигнорировано.

Суды верно указали, что сетевая организация при рассмотрении заявки не вправе была ее аннулировать, а была обязана рассмотреть письма ТСЖ «Веста» и ПАО Банк «Зенит» надлежащим образом и, как профессиональный участник рынка по оказанию услуг технологического присоединения, принять решения о точке технологического присоединения объекта заявителя. Аннулирование заявки ИП Захаровой Н.А. от 30.05.2022 № 783 сетевой организацией 01.07.2022 влечет нарушение пунктов 3 и 15 Правил № 861, образующие состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Предприятие подошло к рассмотрению заявки ИП Захаровой Н.А. формально, что является недопустимым со стороны профессионального участника рынка технологического присоединения к заявителю – физическому лицу, не обладающему специальными познаниями ни в технической, ни в правовой сфере.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Предприятие предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства либо что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении Предприятия к административной ответственности, административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным либо замены штрафа на предупреждение суды не усмотрели.

Назначенное, в минимальных пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, наказание согласуются с его предупредительными целями, соответствуют принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно им отклонены.

С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 11.05.2023 и              постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по делу             № А79-93/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного          унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные            электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть         обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

           Председательствующий

                                                

Н.Н. Домрачева

 

 

 

Судьи

 

И.Л. Забурдаева

 

Н.Ш. Радченкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны