Решение №ВК/2315/23 Решение по делу № 021/01/15-990/2022 от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 021/01/15-990/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена 06 апреля 2023 года

Изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 год

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/15-990/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..."

в присутствии на заседании Комиссии заявителя — ООО «Резерв», "..."

в отсутствие на заседании Комиссии представителя ответчика — Управление культуры и развития туризма администрации города Чебоксары (уведомлены надлежащим образом),

в отсутствие на заседании Комиссии представителя заинтересованного лица — ООО «Карусель Чебоксары» (уведомлено надлежащим образом);

рассмотрев материалы дела № 021/01/15-990/2022, возбужденного в отношении Управления туризма и культуры администрации города Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «Резерв» о нарушении Управлением культуры и развития туризма администрации города Чебоксары антимонопольного законодательства, выразившемся в предоставлении ООО «Карусель Чебоксары» права осуществления деятельности по оказанию услуг организации досуга, отдыха и спорта без проведения конкурентных процедур.

Из обращения ООО «Резерв» следует, что при заключении договора на право оказания услуг по организации досуга и отдыха в районе Красной площади города Чебоксары (батут, карусель, паровоз) администрацией выбран неверный способ определения поставщика.

По результатам рассмотрения обращения в порядке части 1 статьи 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» в связи с выявлением признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлению культуры и развития туризма администрации города Чебоксары выдано предупреждение об устранении признаков нарушения, путем принятия мер, направленных на прекращение ООО «Карусель Чебоксары» предоставления вышеуказанных услуг (батут- место оказания услуги: Чувашская Республика – Чувашия, г. Чебоксары, в районе Красной площади. Широта: 56.146621 Долгота: 47.250367; карусель- место оказания услуги: Чувашская Республика – Чувашия, г. Чебоксары, в районе Красной площади. Широта: 56.146634 Долгота: 47.250652; паровозики - место оказания услуги: Чувашская Республика – Чувашия, г. Чебоксары, в районе Московской набережной. Широта: 56.150737 Долгота: 47.252538 Стоянка: у сквера Екатерины Площадь стоянки; 25 м2.).

Срок исполнения предупреждения установлен до 01.11.2022. Письмом от 01.11.2022 № 29/16-1704 (вх. № 11587-ЭП/22 от 02.11.2022) Управление культуры и развития туризма администрации города Чебоксары Чувашской Республики сообщило о том, что в Управление не согласно с выводами содержащимися в выданном Предупреждении, считая, что Чувашское УФАС России неверно применило нормы действующего законодательства, а именно неверно определено понятие «муниципальная нужда», а также неверно отнесены аттракционы (батут, паровозик, карусель) к нестационарным торговым объектам.

Таким образом, из предоставленного следует о неисполнении Управлением культуры и развития туризма администрации города Чебоксары Чувашской Республики Предупреждения от 15.09.2022 № ВК/6350/22/22.

На основании изложенного, издан приказ Чувашского УФАС России от 15.11.2022 № 147 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управлением культуры и развития туризма администрации города Чебоксары (ИНН 2128016047 , ОГРН 2128016047, 428032, Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары, ул. К.Маркса, д.36 ) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представители Управления культуры и развития туризма администрации города Чебоксары пояснили, что в связи с возникшей необходимостью организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары Управлением заключены муниципальные контракты с ООО «Карусель Чебоксары» в рамках пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанная норма позволяет заказчикам заключать контракт, цена которого не превышает 600 000 руб., с единственным поставщиком. При этом, цена заключенных контрактов с ООО «Карусель Чебоксары» составила один рубль каждый, в связи с чем нарушение в действиях Управления при заключении контрактов отсутствует.

Изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Согласно решению Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 19.04.2012 № 542 «О положении об Управлении культуры и развития туризма администрации города Чебоксары Чувашской Республики» Управление культуры и развития туризма администрации города Чебоксары (далее - Управление) является отраслевым органом администрации города Чебоксары, осуществляющим функции в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере организации досуга и обеспечения жителей города Чебоксары услугами организаций культуры, организаций библиотечного обслуживания населения, организаций предоставления дополнительного образования детям, в сфере туризма, осуществлению иных функций администрации города Чебоксары, предусмотренных указанным Положением.

В соответствии с абзацем 54 раздела III Положения Управление культуры и развития туризма администрации города Чебоксары создает условия для массового отдыха жителей города Чебоксары и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Установлено, что между Управлением культуры и развития туризма администрации города Чебоксары и ООО "Карусель Чебоксары" в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 30.05.2022 заключен муниципальный контракт на оказание услуг (закупка у единственного поставщика) № 01 (батут), 31.05.2022 заключены муниципальные контракты на оказание услуг (закупка у единственного поставщика) №№ 02(Карусель), 03 (Паровоз) со сроком оказания услуги до 15.12.2024 и ценой договора 1 рубль.

В Соответствии с пунктом 3 Технического задания на оказание услуги по организации досуга жителей города Чебоксары Приложения № 1 к контракту № 1 (далее – Техническое задание к контракту №1) целями оказания услуги является обеспечение безопасности жизни и здоровья посетителей, сохранности имущества, охраны окружающей среды. Проведение необходимых организационных и технических мероприятий по безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, действующим нормативам и правилам в области эксплуатации аттракционов, а также осуществления постоянного контроля за их выполнением.

Аналогичные цели оказания услуг содержатся в Техническом задании на оказание услуги по организации досуга жителей города Чебоксары Приложения № 1 к контрактам № № 2, 3 (далее – Техническое задание к контракту №2, Техническое задание к контракту №3).

Согласно пункту 7.1 Технического задания к контракту №1 цена услуги составляет не более 100 руб за 1 человека на сеанс (не менее 5 мин) в первый год размещения батута, с последующей ежегодной индексацией на величину индекса потребительских цен, устанавливаемого на календарный год согласно прогнозу социально-экономического развития города Чебоксары.

Пунктом 7.1 Технического задания к контракту №2 цена услуги составляет не более 250 руб за 1 человека на сеанс (не менее 6 оборотов за 3 минуты) в первый год размещения Карусели, с последующей ежегодной индексацией на величину индекса потребительских цен, устанавливаемого на календарный год согласно прогнозу социально-экономического развития города Чебоксары.

Пунктом 6.1 Технического задания к контракту №1 цена услуги составляет не более 250 руб за 1 человека на 1 круг катания на паровозике в первый год размещения Паровозика, с последующей ежегодной индексацией на величину индекса потребительских цен, устанавливаемого на календарный год согласно прогнозу социально-экономического развития города Чебоксары.

В силу части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) данный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьей 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Таким образом, по смыслу Закона о контрактной системе, муниципальной нуждой является потребность муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, которые им необходимы для реализации муниципальных программ и выполнения функций муниципальных органов.

Согласно пунктам 17, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона № 131) к вопросу местного значения городского округа, в том числе относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Понятие «создание условий для организации досуга» преимущественно указывает на осуществление нормативно-правового регулирования и формирование иными способами предпосылок, обстоятельств, благоприятных для данного вида деятельности и в меньшей степени подразумевает непосредственное руководство, осуществление или участие в осуществлении соответствующей деятельности (предоставлении услуги).

Таким образом, исходя из системного толкования понятий «муниципальная нужда» и «создание условий для организации досуга» оказание услуги по организации досуга и отдыха на территории города Чебоксары не может быть признано муниципальной нуждой, следовательно, заключение контрактов №№ 1, 2, 3 не могло быть осуществлено в соответствии с Законом о контрактной системе.

В целях исполнения пунктов 17, 20 части 1 статьи 16 Закона № 131 Администрацией города Чебоксары принято Постановление № 2171 от 12.11.2018 «Об организации торгов на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары» (далее – Постановление № 2171 от 12.11.2018).

Согласно указанному Постановлению торги на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары могут быть двух видов: на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары; на комплексное развитие по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары.

Размещение нестационарного объекта на оказание услуг досуга и отдых на территории города Чебоксары осуществляется на землях, находящихся в муниципальной собственности города Чебоксары.

При предоставлении мест под нестационарные торговые объекты органы местного самоуправления должны руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона № 381-ФЗ) и Законом 131-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом №381-ФЗ.

Согласно статье 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование к утверждению схемы размещения объектов досуга, в связи с чем, необходимость утверждения такой схемы отсутствует.

Однако в отсутствие законодательно установленного правового регулирования порядка размещения объектов досуга на территории муниципальных образований и в целях обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по организации досуга отдыха и спорта на детских аттракционах, соответствующих населенных пунктов, размещение объектов досуга на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, должно осуществляться по аналогии с Законом №381 –ФЗ.

В соответствии с Постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 27.02.2020 № 411 утвержден Временный порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары" (вместе с "Методикой расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на землях и ( или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары (далее - Временный порядок размещения НТО)1.

Согласно пункту 1.2 Временного порядка размещения НТО временный порядок распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. На основании пункта 1.4 Временного порядка размещения НТО размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона (далее аукцион) либо в случаях, установленных настоящим Временным порядком, без проведения аукциона.

По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Временным порядком, лицо получает право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары.

По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Временным порядком, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона с лицом, получившим право на размещение нестационарного торгового объекта, заключается договор на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - Договор), который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары.

Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары устанавливается администрацией города Чебоксары (далее по тексту - Порядок).

Без проведения аукциона размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары осуществляется в следующих случаях:

признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного администрацией города Чебоксары;

признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного администрацией города Чебоксары;

однократно по истечении срока договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта и заключенного до 01.03.2015, либо договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключенного до утверждения настоящего Временного порядка, лицам, надлежащим образом исполнившим свои обязанности.

При этом, как указывалось ранее, муниципальные контракты № 01 от 30.05.2022, №№ 02, 03 от 31.05.2022 заключены на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и без проведения конкурентных процедур.

Однако, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае искажена закупочная процедура, проводимая в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как в рамках заключенных муниципальных контрактов муниципалитетом никакая услуга не получена, Управлению не предоставлено право пользования аттракционами исполнителя.

Одновременно установлено, что право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах иными участниками рынка на территории города Чебоксары получено на основании торгов.

Так, на основании протокола об итогах аукциона на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары от 27.11.2019 между администрацией города Чебоксары и Индивидуальным Предпринимателем Лавановым Дмитриев Анатольевичем 06.12.2019 заключен договор на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2020-2024 гг.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного Договора настоящий Договор действует с момента его подписания Сторонами и до 15.09.2024 г.

Согласно пунктам 2.2, 2.2.1 Договора размер ежегодной платы за право размещения Объекта составляет "..." и его величина остается неизменной.

Из приложения 1 к Договору следует, что ИП Лаванов Д.А. оказывает услуги по организации аттракциона «батут».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 26.11.2019 и протокола об итогах аукциона на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары от 27.11.2019 между администрацией города Чебоксары и обществом с ограниченной ответственностью «Эсфирь» 06.12.2019 заключен договор на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2020-2024 гг.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного Договора настоящий Договор действует с момента его подписания Сторонами и до 15.09.2024 г.

Согласно пунктам 2.2, 2.2.1 Договора размер ежегодной платы за право размещения Объекта составляет "..." и его величина остается неизменной.

Из приложения 1 к Договору следует, что ООО «Эсфирь» оказывает услуги по организации аттракциона «батут».

В соответствии с протоколом об итогах аукциона на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары от 17.02.2021 между администрацией города Чебоксары и обществом с ограниченной ответственностью «01» 24.02.2021 заключен договор на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2021-2025 гг.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного Договора настоящий Договор действует с момента его подписания Сторонами и до 15.09.2025.

Согласно пунктам 2.2, 2.2.1 Договора размер ежегодной платы за право размещения Объекта составляет "..." и его величина остается неизменной.

Из приложения 1 к Договору следует, что ООО «01» оказывает услуги по организации аттракциона «батут».

В соответствии с протоколом об итогах аукциона на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары от 27.11.2019 между администрацией города Чебоксары и обществом с ограниченной ответственностью «Эсфирь» 06.12.2019 заключен договор на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2020-2024 гг.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного Договора настоящий Договор действует с момента его подписания Сторонами и до 15.09.2024 г.

Согласно пунктам 2.2, 2.2.1 Договора размер ежегодной платы за право размещения Объекта составляет "..." и его величина остается неизменной.

Из приложения 1 к Договору следует, что ООО «Эсфирь» оказывает услуги по организации аттракциона «батут».

В соответствии с протоколом об итогах аукциона на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары от 27.11.2019 между администрацией города Чебоксары и обществом с ограниченной ответственностью «Эсфирь» 06.12.2019 заключен договор на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары в летний период 2020-2024 гг.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного Договора настоящий Договор действует с момента его подписания Сторонами и до 15.09.2024 г.

Согласно пунктам 2.2, 2.2.1 Договора размер ежегодной платы за право размещения Объекта составляет "..." и его величина остается неизменной.

Из приложения 1 к Договору следует, что ООО «Эсфирь» оказывает услуги по организации аттракциона «батут».

Исходя из информации размещенной на официальном сайте Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом в разделе «Деятельность -Аукционы (торги, конкурсы, концессионные соглашения)- Извещения (сообщения) о проведении аукционов (торгов, конкурсов, концессионных соглашений)-2021 год-Организация досуга и активного отдыха» в соответствии с Информационным бюллетенем № 5 в феврале 2021 год проводились открытые торги на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары по 4 лотам:

лот 1 — место расположения- г. Чебоксары, площадка перед магазином «Чебоксарец», размер площади 60 кв.м., специализация — батут, начальный размер ежегодной платы - 107 000 руб.,

лот 2 — место расположения- г. Чебоксары, площадка перед торговым домом «Европа», размер площади 60 кв.м., специализация — батут, начальный размер ежегодной платы - 107 000 руб.,

лот 3 — место расположения- г. Чебоксары, парковая зона на пересечении ул. Гражданская и ул. Эльменя, размер площади 60 кв.м., специализация — батут, начальный размер ежегодной платы - 81 000 руб.,

лот 4 — место расположения- г. Чебоксары, площадка на пересечении ул.7-ая Южная и ул. 9-ая Южная, размер площади 60 кв.м., специализация — батут, начальный размер ежегодной платы -70 000 руб.

Согласно протоколу об итогах аукциона на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары от 17.02.2021 по лоту 1 подано 3 заявки от следующих участников: ИП Алексеев Александр Николаевич, ИП Васильев Данил Валерьевич, ООО «01». Победителем признано ООО «01», сделавший последнее предложение о цене размера ежегодной платы за право на размещение нестационарного объекта в размере 340 950 руб.

по лоту 2 подано 7 заявок от следующих участников: ООО «Пионер», ИП Алексеев Александр Николаевич, ИП Васильев Данил Валерьевич, ИП Игнатьев Михаил Александрович, ИП Алексеев Константин Олегович, ИП Кузиков Валерий Васильевич», ООО «01». Победителем признан ИП Алексеев Константин Олегович, сделавший последнее предложение о цене размера ежегодной платы за право на размещение нестационарного объекта в размере 952 300 руб.

по лоту 3 подано 3 заявки от следующих участников: ООО «Пионер» ИП Алексеев Александр Николаевич, ООО «01» . Победителем признано ООО «21», сделавшее последнее предложение о цене размера ежегодной платы за право на размещение нестационарного объекта в размере 348 300 руб.

по лоту 4 подано 3 заявки от следующих участников: ООО «Пионер», ИП Игнатьев Михаил Александрович, ООО «01» . Победителем признано ИП Игнатьев Михаил Александрович, сделавший последнее предложение о цене размера ежегодной платы за право на размещение нестационарного объекта в размере 199500 руб.

Из указанного следует, что товарный рынок, на котором осуществляется деятельность по организации досуга, отдыха и спорта жителей на детских аттракционах в городе Чебоксары, является высококонкурентным.

Кроме того, на официальном сайте Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом в разделе «Деятельность -Аукционы (торги, конкурсы, концессионные соглашения)-  Итоги аукционов (торгов, конкурсов)- 2019 год» размещен реестр итогов торгов, проводимых в 2019 году. В пункте 1 Раздела «Итоги аукционов зимнего досуга, а так же на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары» указанного реестра содержится следующая информация:

 

п/п

Место расположения нестационарного объекта

Площадь

объекта

места размещения

(кв. м)

Тип и специализация

Дата

проведения аукциона

Начальная цена

аукциона

Итоговая цена

по результатам аукциона

Победитель/

единственный участник аукциона

1

Чувашская Республика – Чувашия, г.Чебоксары,

Московская Набережная,

координаты местоположения объекта: широта 56.153984,долгота 47.244313

50

Услуги катания на паровозике

14.01.2019

Лот 1

 

23 000

39 100

ООО «Финактив» (победитель)

 

Из указанной информации следует, что по результатам проведанных торгов в 2019 году заключен договор на размещение нестационарного объекта для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта «услуги катания на паровозике» на территории Московской набережной города Чебоксары с ООО «Финактив», размер ежегодной платы по которому составляет "...".

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что Управлением культуры и развития туризма администрации города Чебоксары, являющимся отраслевым подразделением администрации города Чебоксары, применен неравный подход к хозяйствующим субъектам при заключении договоров, дающих право на осуществление деятельности по оказанию услуг организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах на территории города Чебоксары. Неравный подход к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по оказанию услуг организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах с использованием земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории г.Чебоксары, приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и созданию преимущественных условий со стороны органа местного самоуправления для ООО «Карусель Чебоксары».

При этом, иные участники рынка, такие как ИП Лаванов Д.А., ООО «Эсфирь», ООО «01», ООО «Финактив» право на оказание услуг по организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах, получено на основании проведенных конкурентных процедур. Кроме того, в соответствии с заключенными договорами ими осуществляется ежегодная плата за право размещения нестационарного объекта для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта.

Более того реализация какого-либо права на торгах направлена не только на решение вопросов местного значения, но и имеет цель пополнение бюджета соответствующего муниципального образования. В рассматриваемом случае от осуществления деятельности ООО «Карусель Чебоксары» бюджет города не получил каких-либо доходов.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Применительно к рассматриваемым отношениям следует признать, что характер дискриминационных условий относительно возможности осуществлять ООО «Карусель Чебоксары» предпринимательскую деятельность на товарном рынке оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах на территории города Чебоксары является иным, нежели заключение договоров с ИП Лавановым Д.А., ООО «Эсфирь», ООО «01», ООО «Финактив» на аналогичном товарном рынке и ничем не обусловленное неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими при прочих равных условиях. Кроме того, в соответствии с заключенными договорами ИП Лаванов Д.А., ООО «Эсфирь», ООО «01», ООО «Финактив» осуществляют ежегодную плату за право размещения нестационарного объекта для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта.

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 Чувашским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по результатам которого установлено следующее:

1. Временной интервал настоящего исследования определен с 30.05.2022 по 28.02.2023.

2. Продуктовые границы определены как услуги по организации досуга, отдыха и спорта жителей на детских аттракционах.

3. Географическими границами исследуемого рынка является территория города Чебоксары Чувашской Республики.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий: создание различных условий для осуществления предпринимательской деятельности приводит к неравному доступу на товарный рынок, при котором хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению друг с другом и ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта жителей на детских аттракционах.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в действиях Управления культуры и развития туризма администрации города Чебоксары единого подхода к участникам товарного рынка оказания услуг организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах на территории города Чебоксары привело к созданию преимущественных условий ООО «Карусель Чебоксары» по отношению к иным участникам данного товарного рынка.

Таким образом, в действиях Управления культуры и развития туризма администрации города Чебоксары, выразившихся в предоставлении ООО «Карусель Чебоксары» права осуществлять деятельность по оказанию услуг организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах «Батут», «Паровозик», Карусель» с использованием земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории города Чебоксары, без проведения конкурентных процедур в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 27.02.2020 № 411, Комиссия усмотрела нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку заключение муниципальных контрактов № 01 от 30.05.2022, №№ 02, 03 от 31.05.2022 в рамках пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» привело к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Карусель Чебоксары» и созданию дискриминационных условий в отношении иных участников рынка, получивших право размещения нестационарных объектов на торгах, так как предоставлен различный доступ на товарный рынок, при котором хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Управлению культуры и развития туризма администрации города Чебоксары направлено заключение об обстоятельствах дела от 07.03.2023 ВК/1317/23, однако письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела не представлены.

В связи с изложенным, Комиссия считает, что действия Управлению культуры и развития туризма администрации города Чебоксары нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Однако учитывая, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.12.2022 по делу № А79-6757/2022, вступившее в законную силу 23.03.2023, муниципальные контракты №1 от 30.05.2022, №2 от 31.05.2022, №3 от 31.05.2022 на оказание услуг (закупка у единственного исполнителя), заключенные между Управлением культуры и развития туризма администрации города Чебоксары и обществом с ограниченной ответственностью «Карусель Чебоксары» признан недействительным, Комиссия Чувашского УФАС России считает, что необходимость выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Управления культуры и развития туризма администрации города Чебоксары, выразившиеся в предоставлении ООО «Карусель Чебоксары» права осуществлять деятельность по оказанию услуг организации досуга, отдыха и спорта на детских аттракционах «Батут», «Паровозик», Карусель» с использованием земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории города Чебоксары, без проведения конкурентных процедур, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. , нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

1В редакции от 23.03.2022, действовавшей на момент заключения контрактов № 01 от 30.05.2022, №№ 02, 03 от 31.05.2022 с ООО «Карусель»

 

 

 

2023-2610

 

 

Связанные организации

ООО "Резерв"
ИНН 2130114570, ОГРН 1132130001277