Решение №НВ/6944/22 Решение №021-06-63-892-2022 от 12 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ИП Пономаревой Е.П.

 

Дело № 021/06/63-892/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии представителей:

от уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

от заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Первая Чебоксарская городская больница имени Осипова Петра Николаевича - заслуженного врача РСФСР» Министерства здравоохранения Чувашской Республики"..."

от заявителя индивидуального предпринимателя Пономаревой Елены Петровны"..."

в присутствии заинтересованного лица ИП Иванова С.Ю.,

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ИП Пономаревой Е.П. (далее - заявитель) на действия Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Первая Чебоксарская городская больница имени Осипова Петра Николаевича - заслуженного врача РСФСР» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - заказчик), Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее – уполномоченное учреждение), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 30.09.2022 поступила жалоба ИП Пономаревой Е.П. на положения извещения о закупке при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus (изв. № 0815500000522008561) (далее – электронный аукцион).

Заявитель считает, что описание объекта закупки составлен с нарушением законодательства о контрактной системе, поскольку химический состав указанных в извещении реагентов принадлежит исключительно реагентам производства ООО «Клиникал Диагностик Солюшнз».

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

22.09.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000522008561 о проведении электронного аукциона на поставку реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus, с начальной (максимальной) ценой контракта 187 973,40 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Предметом закупки является поставка реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus.

В Приложении №1 к извещению, установлены следующие технические характеристики реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus:

 

Наименование товара по КТРУ

Технические характеристики

21.20.23.110-00005033

Подсчет клеток крови ИВД, реагент

Содержание действующих веществ в водном растворе: сульфат и хлорид натрия не более 0,8%, буферы и стабилизаторы, консерванты и поверхностно-активные вещества (ПАВ), в т.ч. соли ЭДТА, лимонная кислота, противомикробные вещества не более 0,8%.

Соответствие на этикетке реагента специализированного под анализатор штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов.

21.20.23.110-00005041

Подсчет клеток крови ИВД, реагент

Содержание действующих веществ в водном растворе: четвертичная аммониевая соль (тетродецилтриметеламмония бромид) не более 23 г/л, цианид калия не более 0,25 г/л,

буферы и стабилизаторы, предохраняющие вещества, в т.ч. соли ЭДТА не более 0,5%.

Соответствие на этикетке реагента специализированного под анализатор штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов.

21.20.23.110-00005491

Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы

Содержание действующих веществ в водном растворе:

протеолитический фермент не более 1%,

хлорид и формиат натрия не более 1,4%,

буферы и стабилизаторы, сурфактанты, в т.ч. соли ЭДТА, противомикробные и предохраняющие вещества, пропиленгликоль не более 4,25%.

Соответствие на этикетке реагента специализированного под анализатор штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию для автоматического менеджмента системы реагентов.

 

Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован Каталог.

Согласно коду КТРУ: 21.20.23.110-00005033 (обязательное применение с 10.12.2020) в описании товара указаны следующие характеристики: для гематологических анализаторов открытого типа, объемом реагента от 20 (л;^дм[3*]), тип реагента изотонический разбавитель крови.

Согласно коду КТРУ: 21.20.23.110-00005041 (обязательное применение с 10.12.2020) в описании товара указаны следующие характеристики: для гематологических анализаторов открытого типа, объемом реагента от 1 (л;^дм[3*]), тип реагента лизирующий раствор.

Согласно коду КТРУ: 21.20.23.110-00005491 (обязательное применение с 28.04.2021) в описании товара указаны следующие характеристики: для чистки и промывания гематологического анализатора.

В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом пунктом 6 Правил №145 определено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил № 145, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Проанализировав Приложении №1 к извещению Комиссией Управления установлено, что Заказчик в Приложении №1 к извещению указывает требования к закупке, при этом установленные характеристики по позициям 1-3 (КТРУ: 21.20.23.110-00005033, 21.20.23.110-00005041, 21.20.23.110-00005491), содержат иные и дополнительные, не включенные в КТРУ, характеристики товара.

Как следует из приведенных пояснений, заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к химическому составу реагентов поскольку, они являются значимыми для заказчика и полностью совместимы с имеющимся у заказчика гематологическим анализатором.

Вместе с тем, Комиссия Управления обращает внимание на то, что установление соответствующих требований к химическому составу закупаемых реагентов по рассматриваемым позициям не обосновано спецификой (особенностями) используемого заказчиком анализатора, необходимость использования конкретных реагентов не следует из позиции производителя используемого медицинского изделия, не подтверждена документально, не подтверждена научными исследованиями, испытаниями и т.д.

Комиссией установлено, что в описании объекта закупки (Приложение №1 к извещению) не приведено надлежащего обоснования необходимости использования дополнительных характеристик при описании реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus (КТРУ: 21.20.23.110-00005033, 21.20.23.110-00005041, 21.20.23.110-00005491).

Кроме того, заказчиком в материалы дела не представлены пояснения, документы, обосновывающие потребность медицинского учреждения в наличии у товара показателей, указанных в пунктах 1-3 Приложения №1 к извещению (содержание действующих веществ). Соответственно, потребность заказчика в данных характеристиках товара не подтверждена.

Более того, заказчиком не представлены пояснения, каким образом будет осуществляться проверка данных показателей при приемке товара.

Как правило, информация о химическом составе реагентов может отсутствовать в товарно-сопроводительных документах. Более того, при загрузке реагентов в анализатор также может не отображаться информация о химическом составе реагентов. Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено.

Согласно Письму ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, исходя из принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы требование об объективном описании объекта закупки не может сводиться к формальному воспроизведению заказчиком в документации о закупке объективно существующих (возможных) показателей товара, а должно быть мотивированным, основанным на реальных, необходимых при выполнении соответствующих государственных или муниципальных функций, потребностях заказчика, которые заказчик в силу возложенной на него обязанности объективного описания объекта закупки, должен быть готов обосновать. При этом объективное описание объекта закупки не должно затруднять (исключать) возможность однозначного восприятия соответствующего требования потенциальными участниками закупки, а также возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях.

При невозможности закупить иной товар (кроме товара единственного конкретного производителя), данная невозможность должна быть должным образом подтверждена, в частности, подготовлено исчерпывающее обоснование потребности заказчика в закупке товара, чего заказчиком сделано не было.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения требований пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП Пономаревой Е.П. обоснованной, а в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Пономаревой Е.П. на положения извещения о закупке при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для гематологического анализатора MicroCC-20Plus (изв. № 0815500000522008561), обоснованной;

2. Признать в действиях заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Первая Чебоксарская городская больница имени Осипова Петра Николаевича - заслуженного врача РСФСР» Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Примечание: Принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех.

 

 

 

 

2022-8181

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490