Постановление №СИ/4129/21 021/04/14.3- 418/2021 от 16 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

по делу № 021/04/14.3- 418/2021

16 июня 2021 г. г. Чебоксары

 

Я, "...", рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23.04.2021, составленный начальником отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии "..." в отношении ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" (ИНН 2130134312, ОГРН 1142130003476, г.Чебоксары, шоссе Марпосадское, д.30) и материалы дела об административном правонарушении,

в присутствии представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – "..." (доверенность от 31.03.2021 б/н), заявителя – гражданина "...",

 

УСТАНОВИЛ: 

 

31.03.2021 (вх. № 3068-ИП/21) в Чувашское УФАС России поступило заявление гражданина "..." (далее – Заявитель) о нарушении радиостанцией «Радио Мир 96.5 FM Чебоксары» (ООО «Медиалидер 21») требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и, как полагает Заявитель, указывающие на наличие события административного правонарушения. Из обстоятельств, изложенных в заявлении, установлено, что в декабре 2020 года в эфире «Радио МИР 96.5 FM Чебоксары» распространялась следующая рекламная информация: «Весь декабрь! Слушай Радио Мир и угадывай наш «Новогодний ХИТ» - название и исполнителя песни! Узнал? Сразу звони 21-52-54! И забирай свой подарок! Условия акции в группе Радио Мир Чебоксары «В Контакте» или по телефону 21-52-54. Сто подарков с 1 по 30 декабря 2020 года в эфире Радио Мир!». Таким образом, 23.12.2020 Заявитель дозвонился в эфир «Радио МИР 96.5 FM Чебоксары», назвав правильно песню и исполнителя. При этом, в признании его победителем и во вручении ему подарка было отказано, поскольку, как указали представители Радио Мир Чебоксары, Заявитель не мог принимать участие в конкурсе 23.12.2020, в связи с тем, что с 16.12.2020, со дня его последнего участия в конкурсе, не прошло 7 календарных дней. Условия участия в конкурсе установлены в пункте 3 Правил розыгрышей призов и подарков, размещенные в группе «Радио МИР 96.5 FM Чебоксары» «ВКонтакте», из которых следует, что «выигравший человек не может принимать участие в розыгрыше призов чаще, чем 1 раз в 7 дней». В рассматриваемом случае, исчисление семидневного срока следует производить не с 16.12.2021, а с 17.12.2020, поскольку день участия в конкурсе не входит в расчет 7 дней для нового участия в розыгрыше призов. Вместе с тем, Заявитель указывает, что из буквального толкования условий вышеназванных Правил следует, что играть можно каждые 7 дней и не следует, что день выигрыша не входит в расчет данных 7 дней. В этой связи, если Заявитель играл 16.12.2020, то следующий раз, отсчитав со дня 16.12.2021 7 дней (16, 17, 18, 19, 20, 21, 22), он может участвовать в розыгрыше 23.12.2010, что он и сделал. Как указывает Заявитель, в Правилах (пункт 3) не содержатся точные сведения условий проведения конкурса, в связи с чем, вышеперечисленные обстоятельства, приводят к искажению смысла рекламы и введению в заблуждение ее потребителей. В этой связи реклама является недостоверной, нарушающей требования Закона о рекламе. За недостоверную рекламу, содержащую недостоверные сведения и вводящую потребителей в заблуждение, Заявитель просил привлечь ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" к административной ответственности. В отношении ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" возбуждено дело об административном правонарушении по факту совершения административного правоанрушения предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В рамках рассмотрения дела Заявитель поддержал изложенные им требования, представитель ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" нарушение не признал. Из представленных пояснений ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" (вх. от 22.04.2021 № 4182-ЭП/21, от 18.05.2021 № 5190/21) установлено следующее. Условия и правила проведения розыгрышей призов и вручения подарков размещены в открытом доступе сети «Интернет» в официальной группе «Радио МИР 96.5 FM Чебоксары» «Вконтакте», которые не содержат искажения смысла информации и введению в заблуждение ее потребителей. Согласно пункту 3 Правил розыгрышей призов и подарков установлено, что «выигравший человек не может принимать участие в розыгрыше призов чаще, чем 1 раз в 7 дней». Заявитель был признан победителем розыгрыша и выиграл приз 16.12.2020. Таким образом, установленный пунктом Правилами семидневный срок на принятие нового участия в розыгрыше начнет течь с 17.12.2020, поскольку в силу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. 23.12.2020 является последним днем семидневного срока, когда Заявитель не мог участвовать и быть признан победителем рассматриваемого розыгрыша и играть ему можно было начинать 24.12.2020. Заявителем неверно были истолкованы периоды наступления события, которыми определено начало срока, что привело к неверному подсчету определения нового периода участия в розыгрыше. В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Установлено, что информация, распространявшаяся в декабре 2020 года в эфире «Радио МИР 96.5 FM Чебоксары», согласно представленной в материалы дела аудиозаписи, соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 3акона о рекламе.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Из рекламы следует, что условия акции содержатся, в том числе, в группе Радио Мир Чебоксары «В Контакте», а именно в Правилах розыгрышей призов и подарков, в которых пунктом 3 установлено, что «выигравший человек не может принимать участие в розыгрыше призов чаще, чем 1 раз в 7 дней».

Поскольку оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями в той или иной области законодательных актов, потребитель вправе предположить, что указанное в рекламе утверждение о том, что человек не может принимать участие в розыгрыше призов чаще, чем 1 раз в 7 дней, является достоверной информацией и, отсчитав со дня 16.12.2012 семь дней (16, 17, 18, 19, 20, 21, 22), он правомерно предположил, что 23.12.2021 является восьмым днем по счету со дня его участия и для возможности нового участия в конкурсе.

Таким образом, Заявитель исходил из расчета 7 календарных дней, считая, при этом, день своего выигрыша, а не со следующего, после наступления дня выигрыша, как это предполагалось исходя из пояснений общества, ссылающегося на положения статьи 191 ГК РФ, согласно которой календарная дата или день наступления события в расчет не принимаются.

Вместе с тем, Заявитель исходил из 7 календарных дней, считая, при этом, день своего выигрыша, а не со следующего, после наступления дня выигрыша, поскольку указанное не противоречит содержанию условий, размещенных в Правилах. Пункт 3 Правил не содержит какой – либо конкретной информации в части указания, с какого дня начинает течь новый срок определенного периода времени: со дня выигрыша, либо со следующего, после наступления дня выигрыша. В этой связи обстоятельства дела свидетельствуют, что исходя из смысла рекламы о конкурсах, условия проведения которых, установлены Правилами, Заявитель правомерно рассчитал период нового участия в конкурсе. Вместе с тем, довод общества о том, что Заявителем не верно определена дата для нового участия не нашли своего подтверждения. Реклама, сопровождающаяся недостоверными или иным образом вводящими в заблуждение рекомендациями потребителей, может рассматриваться в качестве ненадлежащей на основании части 3 статьи 5 Закона о рекламе, когда такие рекомендации содержат не соответствующие действительности сведения о характеристиках, потребительских свойствах товара (услуги) или других характеристиках, связанных с ними. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается (часть 1 названной статьи). Как разъяснено в пункте 29 Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе", при решении вопроса о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. Рассматриваемая реклама, содержит недостоверную информацию, носящую ложный или вводящий в заблуждение характер, соответственно, подлежит пресечению, поскольку распространение недостоверной рекламы нарушает требования части 3 статьи 5 Закона о рекламе и влечет за собой ответственность рекламодателя в соответствии с Законом о рекламе. Заявитель не имел возможности получить в Правилах информацию, предусмотренную законом, а именно о конкретном исчислении срока отсчета 7 календарных дней для возможного участия в конкурсе, вследствие того, что данная информация не была размещена для ознакомления. В законодательстве Российской Федерации особое внимание уделяется обеспечению права потребителя на достоверную информацию о товарах и услугах, и соответственно отношения, возникающие между потребителями и продавцами таких товаров, не должны основываться на заблуждениях и обмане потребителей. Закон о рекламе закрепляет ряд требований об обязательном указании в рекламе широкого спектра сведений. В силу пункта 15 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии. Материалами дела установлено, что рассматриваемая реклама, с отсылкой на Правила и условия, указанные в группе «ВКонтакте», не содержала всех соответствующих действительности сведения о правилах и сроках проведения розыгрыша, в частности исчисления 7 дней для участия в конкурсе. В этой связи, из толкования ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" Правил следует, что играть можно 1 раз в 8 дней, поскольку сам день выигрыша не считается. Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют, что Заявитель правомерно усмотрел в рекламе, с вышеуказанным текстом, признаки недостоверной информации, поскольку они не соответствуют действительности и вводят в ее потребителей в заблуждение. Установленные факты свидетельствуют о несоответствии спорной рекламы требованиям пункта 15 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 15 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. В смысле части 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание лицо. Рекламодателем рассматриваемой рекламной информации явилось ООО "МЕДИАЛИДЕР 21". Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 4 статьи 38 Закона). Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14. 3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО "МЕДИАЛИДЕР 21"выступило в качестве рекламодателя рекламы и тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В силу части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Совершенное ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным. В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении наказания ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица. Обстоятельства, отягчающие, либо смягчающие административную ответственность, отсутствуют. С учетом установленных обстоятельств ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как именно данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению требований законодательства о рекламе, при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса. По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет (https://www.nalog.ru) ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" является субъектом малого и среднего предпринимательства, поскольку указано в качестве микропредприятия. Вместе с тем, при рассмотрении дела, должностным лицом установлены обстоятельства привлечения ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" ранее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 06.04.2021 по делу № 021/04/14.3-76/2021 с назначением меры административного наказания в виде предупреждения. В силу статьи 4.6. КоАП РФ ("Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию") следует, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Постановление по делу об административном правонарушении № 021/04/14.3-76/2021 вступило в законную силу 17.04.2021, обжаловано или опротестовано не было. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, срок, в течение которого ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" считается подвергнутым административному наказанию на сегодняшнюю дату не истек. Таким образом, определяя степень ответственности ООО "МЕДИАЛИДЕР 21", считаю возможным применить к ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" меру административного наказания в пределах низшей санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь статьями 23.48, п.1 ч.1 ст. 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" (ИНН 2130134312, ОГРН 1142130003476, г.Чебоксары, шоссе Марпосадское, д.30) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО "МЕДИАЛИДЕР 21" наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Сумму штрафа за нарушение законодательства о рекламе надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:

Получатель:

УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России)

ИНН 2128017971,

КПП 213001001

л/с 04151329250

р/с 03100643000000011500

в Отделение – НБ Чувашская Республика г.Чебоксары/УФК по Чувашской Республике г. Чебоксары

корр/счет 40102810945370000084

БИК 019706900,

КБК 161 1 1601141 01 0003 140,

ОКТМО 97701000

УИН 16100500000000999395

 

Наименование платежа: «Денежные взыскания (штраф) за нарушение законодательства о рекламе по делу №021/04/14.3- 418/2021».

 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

"..."

   

 

 

 

 

 

 

2021-3811

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны