Предупреждение №ВК/5977/23 Предупреждение от 4 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения обращений "..." (вх. № 5272-ЭП/23 от 04.07.2023), "..." (вх. № 66066-ЭП/23, 6461-ЭП/21 от 16.08.2023) о признаках нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики антимонопольного законодательства, выразившегося в неоднократной выдаче кратковременных свидетельств по маршруту № 204 «Чебоксары (АВ «Пригородный») – к/с Энергия», маршруту № 237 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Тохмеево — Кугеси» в отсутствие на то правовых оснований, установило признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в связи со следующими обстоятельствами.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон 220-ФЗ) регулирует порядок организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута регламентируется статьей 19 Закона 220-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Согласно части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;

4) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по измененному маршруту, в отношении которого в сроки, которые предусмотрены частью 3.1 статьи 12 или частью 8 статьи 13 настоящего Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества не обратились в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о продлении действия ранее выданных им свидетельств и карт данного маршрута на следующий срок в соответствии с принятым решением об изменении данного маршрута.

На основании части 3 статьи 19 Закона 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом(часть 3.1 Закона № 220-ФЗ).

Частью 6 статьи 19 Закона № 220-ФЗ установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, на срок приостановления действия указанного свидетельства.

Порядок определения юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона установлен Главой IV Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 г. N 534 (далее — Правила организации регулярных перевозок).

В соответствии с пунктом 4.3 Правил организации регулярных перевозок юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества (далее - перевозчики), которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок выдаются без проведения открытого конкурса, определяются Министерством на основании поступившего от них письменного уведомления о готовности к принятию на себя обязательств по обслуживанию межмуниципального маршрута регулярных перевозок в Чувашской Республике (далее - уведомление) по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

Согласно пункту 4.4 Правил организации регулярных перевозок в день наступления обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона, Министерство размещает на сайте Министерства предложение о возможности получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт межмуниципального маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса (далее — предложение).

Процедура рассмотрения Министерством предложения о возможности получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт межмуниципального маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса регулируется п.п.4.4-4.14 Правил организации регулярных перевозок.

В силу пункта 4.2 Правил организации регулярных перевозок без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать 180 дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, - на срок приостановления действия указанного свидетельства.

Таким образом, однократной выдачей кратковременных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута в порядке частей 3, 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ законодательство ограничивает организатора перевозок в сроках для проведения открытого конкурса в целях определения перевозчика в условиях добросовестной конкуренции, фактически обязывая его провести открытый конкурс в период 180 дней действия краткосрочных свидетельств.

Вместе с тем установлено, что по ряду межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Министерством осуществлялась неоднократная выдача кратковременных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута в обход обязательной процедуры торгов, а именно: по маршруту № 204 «Чебоксары (АВ «Пригородный») – к/с Энергия», маршруту № 237 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Тохмеево — Кугеси».

Так согласно информации, размещенной на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по маршруту № 204 «Чебоксары (АВ «Пригородный») – к/с Энергия» Министерство выдавало свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута без проведения торгов в 2022 году: по извещению, размещенному на сайте Министерства 30.09.2022-информация о хозяйствующем субъекте отсутствует, в 2023 году 2 раза: - по извещению, размещенному на сайте Министерства 28.03.2023 - информация о хозяйствующем субъекте отсутствует, однако, исходя из Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики свидетельство выдано 01.04.2023 ИП Жукову Владимиру Вениаминовичу, ИНН 212707415728, по извещению, размещенному 26.09.2023-ИП Жукову В.В.

По маршруту № 237 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Тохмеево — Кугеси» Министерство выдавало свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута без проведения торгов в 2022 году: по извещению, размещенному на сайте Министерства 07.07.2022-ООО «ТМК 1», в 2023 году 2 раза: по извещению, размещенному на сайте Министерства 10.01.2023 -ООО «АвтоУспех», по извещению, размещенному 30.06.2023-ООО «ТМК 1».

Вместе с тем в период действия кратковременных свидетельств Министерством торги по указанным маршрутам не проводились, информация об объективных основаниях непроведения конкурса Министерством не представлена.

Таким образом, по маршрутам регулярных перевозок № 204 «Чебоксары (АВ «Пригородный») – к/с Энергия», № 237 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Тохмеево — Кугеси» Министерством осуществляется неоднократная выдача кратковременных свидетельств об осуществлении перевозок, что противоречит требованиям частей 3, 6 статьи 19 Закона № 220-ФЗ.

Действия Министерства по неоднократной выдаче кратковременных свидетельств в отсутствие на то правовых оснований и не проведение торгов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, исключает соперничество хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок Чувашской Республики, поскольку хозяйствующим субъектам, получившим право осуществлять деятельность без проведения торгов, создаются преимущественные условия для деятельности и возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Истечение сроков действия кратковременных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута свидетельствует о необходимости проведения конкурсов. Отсутствие информации о запланированных конкурсах свидетельствует о закрытости, непрозрачности выставления на конкурс маршрутов, что не позволяет потенциальным участникам рынка претендовать на получение свидетельств об осуществлении перевозок. При этом, при наличии возможности участия в торгах, которую не предоставил организатор пассажирских перевозок, каждый из хозяйствующих субъектов имел бы возможность принять участие в конкурсном отборе перевозчиков и претендовать на победу в нем.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 7 статьи Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в действиях Минтранса Чувашии, выразившихся в неоднократной выдаче кратковременных свидетельств по маршруту № 204 «Чебоксары (АВ «Пригородный») – к/с Энергия», маршруту № 237 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Тохмеево — Кугеси» в отсутствие на то правовых оснований, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия исключают соперничество хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок Чувашской Республики и создают преимущественные условия для деятельности и возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке хозяйствующим субъектам, получившим право осуществлять деятельность без проведения торгов.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, в действиях которого выявлены признаки нарушения указанной статьи, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 2 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с изложенными обстоятельствами, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о необходимости прекращения в срок до 30 декабря 2023 года действий, выразившихся в неоднократной выдаче кратковременных свидетельств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 204 «Чебоксары (АВ «Пригородный») – к/с Энергия», №237 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Тохмеево — Кугеси» в отсутствие на то правовых оснований, путем принятия мер, направленных на прекращение ИП Жуковым Владимиром Вениаминовичем, ИНН 212707415728 осуществления регулярных перевозок по маршруту № 204 «Чебоксары (АВ «Пригородный») – к/с Энергия», на прекращение Обществом с ограниченной ответственностью «ТМК 1», ИНН 2130193822 осуществления регулярных перевозок по маршруту № 237 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Тохмеево — Кугеси», по свидетельствам об осуществлении перевозок, выданным без проведения торгов в отсутствие на то правовых оснований.

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

"..."    

 

 

 

 

2023-6864

 

 

Связанные организации

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438