Решение №05-04/4566 Установлено нарушение действующего законодательства. от 27 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 02/05-АМЗ-2019                                                                                    г. Чебоксары

                                                                                                                    

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2019 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 02/05-АМЗ-2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Члены Комиссии:

«…»

 

при присутствии на заседании Комиссии ответчика-  администрации Аликовского района Чувашской Республики:

- «…»

при присутствии  на заседании Комиссии заявителя- Контрольно -счетной палаты Чувашской Республики:

«…»

при присутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- ООО «Арка»:

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- администрации Чувашско - Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики:

рассмотрев материалы дела № 02/05-АМЗ-2019, возбужденного в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики  по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

                                                    

В Чувашское УФАС России поступило обращение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 20.12.2018 № 02-02/1315 (вх. Управления от 25.12.2018 №05-04/7999) о признаках нарушения антимонопольного законодательства, выявленных при анализе  проведенных торгов на строительство  сельских домов культуры. В обращении указывается следующее. В рамках данного контрольного мероприятия проведен аудит в сфере закупок по муниципальным контрактам, заключенным в 2016-2018 годах на строительство сельских домов культуры, при этом установлены отдельные нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее - Закон №44-ФЗ), и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Извещение о проведении электронного аукциона (реестровый номер <...> ) и документация об электронном аукционе «Строительство сельского дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики», размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» 12.01.2018 и 13.02.2018.

Заказчик - администрация Чувашско - Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Входящее в состав документации об аукционе в электронной форме техническое задание на строительство сельского дома культуры в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики утверждено «…» Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района «…»

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0115300025818000006 от 06.06.2018 аукционной комиссией 7 участникам (№19,20,21,22,23,24,25) по результатам рассмотрения первых частей заявок отказано в допуске на основании и п. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона №44-ФЗ и пп.3.2.5, п.3.2 раздела 1.2 «Общих условий проведения аукциона» Документации о проведении аукциона в электронной форме - в ввиду непредставления участниками в первой части заявки сведений о конкретных показателях, используемых при выполнении работ товаров соответствующих значениям, установленным в ч. III технического задания и несоответствия сведений о конкретных показателях, товаров, используемых при выполнении работ. Допущен один участник под №18 (ООО «Арка») аукцион признан не состоявшимся.

В ходе аудита закупок, установлено, что заказчиком (администрацией Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района) техническое задание электронного аукциона составлено некорректно, излишняя детализация привела к допущению ошибок при представлении участниками закупки информации о характеристиках предлагаемого товара.

Так, в п. 168 «Плитки керамические» указано: Плитки керамические квадратные и прямоугольные для полов гладкие. Одноцветные с красителем. Шириной >= 300 мм, длиной >= 400 мм, толщиной не менее 8 мм. Плитки должны быть неглазированными, химически стойкой. ГОСТ 6787-2001. Плитки керамические для полов. Технические условия.

Участниками закупки, при предоставлении информации по данному пункту предлагались характеристики, либо для квадратной, либо для прямоугольной плитки. По данному пункту отказано в допуске к участию участникам закупки (№20,22,23,24).

Кроме того, установлены формальные причины отказа в допуске к участию в аукционе, не влияющие на качество товара. Участниками закупки при представлении характеристик товаров указывались слова «Должны быть», «требуется».

Так, участнику под № 19 отказано по причине не указания конкретных показателей товаров, используемых для выполнения работ:

- п.63 «Бетон тяжелый класс В.7,5 (M100), в части «Класс прочности на сжатие» участник указал не конкретное значение: Класс прочности на сжатие требуется В 7,5. Аналогичная причина указана по п. 64, 65, 66, 67, 74.

На основании вышеизложенного заявитель просит проверку и дать оценку правомерности действий вышеуказанных лиц.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 13.02.2019 № 12 возбуждено дело № 02/05-АМЗ-2019 в отношении ООО «Арка» и администрации Чувашско - Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Определением об отложении рассмотрения дела № 02/05-АМЗ-2019 от 14.05.2019 № 05-04/3387 дело, возбужденное в отношении ООО «Арка» и администрации Чувашско - Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» переквалифицировано на дело, возбужденное в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики  по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Первоначально извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.sberbank-ast.ru 10.01.2018. которому присвоен реестровый номер <...> .

Извещения о проведении электронного аукциона, с учетом изменений повторно размещались на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сем:      «Интернет» 12.01.2018 и 13.02.2018.

Заказчик - администрация Чувашско - Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 13958,4 тыс. рублей.

Согласно данным представленным оператором электронной площадки (по запросу Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики) первоначально на участие в электронном аукционе подано 16 заявок.

В соответствии с предписанием УФАС от 05.02.2018 (дело № 16-К-2018), выданным заказчику согласно решению, вынесенному по результатам рассмотрения жалобы ООО «Новострой» на положения аукционной документации заказчика, произведен возврат заявок участникам закупки, размещена информация о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона.

Повторно на участие в электронном аукционе подано 8 (восемь) заявок под номерами №18 (ООО «Арка»), №19 (ООО «Регион»), №20 (ООО «Альянс- Групп»), №21 (ООО «Лабиринт»), №22 (ООО «ПФО «Поволжье»), №23 (ООО «Партнер»), №24 (ООО «Юман»), №25 (ООО «ПСК «Империя»), из которых 7 подавали заявки повторно, 1 - новый участник закупки (ООО «ПФО «Поволжье»).

В ходе проведенного анализа участников закупки аффилированных лиц не установлено.

По итогам рассмотрения первых частей заявок путем голосования было принято решение о допуске к участию в аукционе участнику закупки под № 18 (ООО «Арка»). Другим 7 участникам закупки под №№ 19- 25 в допуске к участию в электронном аукционе отказано на основании п. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пп.3.2.5, п.3.2 раздела 1.2 «Общих условий проведения аукциона» документации о проведении аукциона в электронной форме - в ввиду непредставления участниками в первой части заявки сведений о конкретных показателях, используемых при выполнении работ товаров соответствующих значениям, установленным в ч. III Технического задания и несоответствия сведений о конкретных показателях, товаров, используемых при выполнении работ.

В ходе анализа закупок, при рассмотрении первых частей заявок (протокол от 06.03.2018) установлено, что заказчиком (администрацией Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района) техническое задание электронного аукциона составлено некорректно, излишняя детализация привела к допущению ошибок при представлении участниками закупки информации о характеристиках предлагаемого товара.

Так, в п. 168 «Плитки керамические» указано: Плитки керамические квадратные и прямоугольные для полов гладкие. Одноцветные с красителем. Шириной >=300 мм, длиной >=400 мм, толщиной не менее 8 мм. Плитки должны быть неглазированными, химически стойкой. ГОСТ 6787-2001. Плитки керамические для полов. Технические условия.

В указании предлагаемых характеристик содержатся слова, которые вводят в заблуждение участников закупки. Данный факт можно избежать при описании плиток керамических отдельно для квадратной формы и отдельно по прямоугольной.

По данному пункту отказано в допуске к участию 5 участникам закупки.

Так, например, в указанную «ловушку» попал участник закупки под №20 указав в п. 168 «Плитки керамические»: Плитки керамические квадратные и прямоугольные для полов гладкие. Одноцветные с красителем. Шириной 300 мм, длиной 400 мм, толщиной 8 мм. Плитки неглазурованные, химически стойкие. Соответствует ГОСТ 6787-2001. Плитки керамические для полов. Технические условия.

При этом участником не предложены значения размера для квадратной плитки. Следовательно, на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и пп.3.2.5., п.3.2, раздела 1.2 «Общих условий проведения аукциона» документации о проведении аукциона в электронной форме ввиду несоответствия предложенных участником размещения заказа в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений о конкретных показателях, используемых при выполнении работ товаров, требованиям, установленным в ч. III Техническое задание, заявки были отклонены.

Кроме того, установлены формальные причины отказа в допуске участию в аукционе, не влияющие на качество товара.

Так, участнику под № 19 отказано по причине не указания конкретных показателей товаров, используемых для выполнения работ:

           - п.63 «Бетон тяжелый класс В.7,5 (М100), в части «Класс прочности на  сжатие» участник указал не конкретное значение: Класс прочности на сжатие требуется В 7,5. Аналогичная причина указана по п. 64, 65, 66, 67, 74.

Участнику под № 20 - в виду представления участником недостоверных сведений: п. 164 Металлочерепица участник указал значение «Должна 6ыть оцинкованная с полимерным покрытием для несущих настилов покрытий, воспринимающих вес кровли с утеплителем и нагрузки климатических воздействий. Высотой профиля 46 мм, монтажная ширина 1,1 м. Толщина металла 0,5 мм. Шаг волны 35 см.»

7 участников закупок отклонены по иным причинам.

Таким образом, заказчиком в описании объекта закупки включены требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

Из 8 участников закупки только один участник допущен на участие в  электронном аукционе.

В ходе проведения конкурсной процедуры в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии было подано 11 жалоб, из которых 3 признаны необоснованными и 8 частично обоснованными, из них:

-  по ООО «Перспектива» в части отсутствия конкретной группы работ строительных, по которой необходимо предоставлять подтверждение наличия опыта выполнения работ; отсутствия конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документа об электронном аукционе; установления избыточных требований по позиции 18-21 «Трубы стальные водогазопроводные» Технического зада аукционной документации;

           - по ИП Черняк Г.Е. в части доводов о том, что техническое задание аукционной документации содержит ссылку на недействующий ГОСТ, а также в части установленных требований по позиции 173 Технического зада аукционной документации «Сталь угловая равнополочная»;

 - по ООО «Стройиндустрия» в части доводов о том, о том, что установленные заказчиком требования по позициям 18, 19, 83, 94 технического задания аукционной документации не соответствуют требованиям ГОСТов;

  - по ИП Шмидт И.К. в части доводов о том, ч то по позиции 2 технического задания аукционной документации заказчиком установлено требование на соответствие недействующему ГОСТу, позицией 96 технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования, которые участник закупки не имеет возможности указать в своей заявке на участие в электронном аукционе, так как товар с данными характеристиками отсутствует;

  - по ИП Бабаджанян Ирина Аваговна в части отсутствия в аукционной документации требования по конкретной группе работ строительных, необходимых для подтверждения опыта выполнения работ и установленного документацией требования о предоставлении в декларации сведений о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Законно контрактной системе;

     - по ИП Андреева Надежда Николаевна в части установления избыточных требований по позициям 18-21 «Трубы стальные водогазопроводные» технического задания аукционной документации; описания объекта закупки по пункту 114 «Кабель» технического задания аукционной документации не в соответствии с требованиями законодательства РФ о стандартизации и законодательства РФ о техническом регулировании;

 - по ООО «ВолгаРемСтрой» и ООО «Повострой» в части установления избыточных требований по позициям 18-21 «Трубы стальные водогазопроводные» технического задания аукционной документации.

 

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 этой же статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.

Под излишними требованиями к содержанию заявки участника закупки следует понимать требования по указанию конкретных показателей химического и компонентного сырьевого состава товаров (материалов) или же результаты испытания таких товаров (материалов).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Объектом объявленной закупки является строительство сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики.

Технической частью технического задания аукционной документации предусмотрена таблица требований к качественным, техническим характеристикам товаров, (далее - Таблица).

Позицией 3 Таблицы установлена техническая характеристика к материалу «Раствор готовый кладочный цементный»:

 

 

Раствор готовый кладочный цементный

  Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента…..

Согласно пункту 4.6 ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента.

Принимая во внимание, что данная характеристика относится ГОСТ к технической, следовательно, данный довод Заявителя, Комиссия признает несостоятельным.

Согласно доводу заявителя о том, что положения аукционной документации, объявленной закупки, нарушают требования Закона о контрактной системе, в связи с установлением избыточных требований к товару по позициям 19, 20, 21 «Трубы стальные водогазопроводные», Комиссия установила следующее.

 

Трубы стальные водогазопроводные

Массовая доля элементов химического состава стали углерода\кремния\марганца\хрома должна быть ≤ 0,65%....

Трубы стальные водогазопроводные

Массовая доля элементов химического состава стали углерода\кремния\марганца\хрома должна быть ≤ 0,65%....

Трубы стальные водогазопроводные

Массовая доля элементов химического состава стали углерода\кремния\марганца\хрома должна быть ≤ 0,65%....

 

Комиссия Чувашского УФАС России отметила, что установленные по вышеуказанным позициям требования не относятся к техническим, качественным характеристикам непосредственно товара, а относятся к требованиям для изготовителя, определяемым стандартами к методам контроля и, соответственно, относятся к нормативным значениям результатов испытаний.

Следовательно, установленные заказчиком требования к химическому составу стали, относится к требованиям сырьевого состава, а не к товару и не отвечают требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и могут привести к ограничению количества участников закупки.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике признала в действиях администрации Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района и администрации Аликовского района Чувашской Республики нарушения ч. 2 ст. 31, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной  системе.

 

По итогам рассмотрения жалобы ООО «Новострой» заказчику - администрации Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики и уполномоченному органу - администрации Аликовского района Чувашской Республики выдано предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ- внести изменения в аукционную документацию на строительство сельского Дома культуры и продлить прием заявок на участие.

В связи с тем, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе принято решение о признании только одного участника размещения заказа, открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся в соответствии с ч. 8 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

На заседании комиссии при рассмотрении единственной заявки на участие в электронном аукционе, поданной участником электронного аукциона ООО «Арка», единогласно принято решение о признании заявки №18 и участника электронного аукциона соответствующим требованиям (протокол от 13.03.2018).

Муниципальный контракт № 6 с ООО «Арка» на выполнение работ по строительству сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района заключен администрацией Чувашско- Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики 26.03.2018 на сумму «…» рублей 00 копеек.

 

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что заказчиком изначально некорректно были выставлены требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов к техническому заданию.

 

10.01.2018 уполномоченным органом – администрацией Аликовского района Чувашской Республики на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение № 0115300025818000006 о проведении электронного аукциона на строительство сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики, начальная (максимальная) цена которого составила «…» рублей.

Заказчиком объявленной закупки выступила администрация Чувашско-Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 06.03.2018 на участие в электронном аукционе было подано восемь заявок под номерами: 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.

При этом аукционная комиссия Заказчика и Уполномоченного органа допустила к участию в электронном аукционе единственно соответствующую требованиям аукционной документации заявку участника № 18 (ООО «АРКА»).

По результатам проведенного электронного аукциона, в силу части 8 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) аукцион признан несостоявшимся, контракт заключен с ООО «АРКА» по начальной (максимальной) цене контракта («…» рублей).

Проанализировав протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 06.03.2018, установлено, что причинами для признания участников закупки №№ 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 явились непредставление сведений или представление недостоверных сведений о конкретных показателях товаров, установленных в Техническом задании аукционной документации.

Требования к качественным, техническим характеристикам товаров установлены в пункте 11 Части III Технического задания электронного аукциона.

Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены, в том числе, следующие правила описания объекта закупки:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Установлено, что Техническое задание аукционной документации содержит 180 позиций товаров, необходимых для использования при осуществлении строительства сельского дома культуры.

Формирование требований к товарам, необходимым для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта в силу части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из положений проектно-сметной документации.

В свою очередь проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Заказчик, при формировании требований к товарам, необходимым для использования при строительстве, должен выделить наиболее значимые товары, имеющие важность для строительства.

Требования технического задания аукционной документации Заказчика устанавливают требования к товарам, не имеющим важность для строительства, таким как: решетки вентиляционные (позиции 12, 13, 14); эмаль (позиции 15, 118); лак (позиция 16); напорометр мембранный (позиция 30); пожарный ствол (позиция 42); рукав пожарный (позиция 43); манометр для неагрессивных сред (позиция 44); бруски обрезные (позиция 64); доски обрезные (позиция 65); сифон (позиция 88); грунтовка (позиции 115, 116); выключатель (позиции 176, 178); кабель-канал (позиция 180) и др., что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, Заказчик, включая в Техническое задание 180 позиций товаров, а также устанавливая множественные требования к товарам, может привести к ограничению количества участников закупки, поскольку при заполнении заявок на участие в закупке могут возникнуть технические ошибки, приводящие к отклонению заявки.

Из анализа протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 06.03.2018 следует, что всего количество позиций, по которым аукционной комиссией Заказчика было принято решение о несоответствии участников электронного аукциона, составляет 36 позиций, а именно:

- позиция № 2 «горячекатаная арматурная сталь»;

- позиция № 3 «раствор готовый кладочный цементный» (отклонены участники 19 и 23);

- позиция № 19 «трубы стальные водогазопроводные»;

- позиция № 22 «трубы стальные электросварные»;

- позиция № 42 «пожарный ствол» (отклонены участники 19 и 25);

- позиция № 43 «рукава пожарные»;

- позиция № 67 «бетон тяжелый класс В7,5 (М100)»;

- позиция № 68 «бетон тяжелый класс В15 (М200)»;

- позиция № 69 «бетон тяжелый класс В22,5 (М300)» (отклонены участники 19, 22 и 24)

- позиция № 70 «бетон тяжелый класс В7,5 (М100)»;

- позиция № 71 «бетон тяжелый класс В3,5 (М50)» (отклонены участники 19 и 21);

- позиция № 72 «щебень»;

- позиция № 82 «бетон тяжелый класс В20 (М250);

- позиция № 83 «камни бортовые»;

- позиция № 86 «камни бортовые»;

- позиция № 95 «трубы стальные»;

- позиция № 108 «люки чугунные легкие» (отклонены участники 19, 20, 21, 22, 23, 24 и 25);

- позиция № 109 «щебень»;

- позиция № 110 «трубы стальные электросварные»;

- позиция № 111 «трубы стальные электросварные»;

- позиция № 112 «трубы стальные электросварные»;

- позиция № 120 «щебень»;

- позиция № 127 «блоки бетонные стен подвалов ФБС»;

- позиция № 130 «блоки бетонные стен подвалов ФБС» (отклонены участники 24 и 25);

- позиция № 140 «камни бетонные»;

- позиция № 141 «перемычка брусковая» (отклонены участники 21 и 24);

- позиция № 143 «перемычка брусковая» (отклонены участники 21 и 25);

- позиция № 146 «плиты перекрытия»;

- позиция № 147 «перемычка брусковая»;

- позиция № 153 «плиты перекрытия» (отклонены участники 21, 24 и 25);

- позиция № 164 «металлочерепица»;

- позиция № 168 «плитки керамические» (отклонены участники 19, 20, 22, 23 и 24);

- позиция № 170 «радиатор биметаллический с боковым или нижним расположением присоединительных патрубков»;

- позиция № 173 «сталь угловая равнополочная»;

- позиция № 176 «выключатель»;

- позиция № 177 «ящик с трансформатором понижающим ЯТП-250» (отклонены участники 19,21, 22, 23 и 25);

В целях надлежащего заполнения заявки на участие в закупке Заказчику необходимо разработать и разместить в составе документации о закупке инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016
№ ИА/44536/16, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Проанализировав положения Технического задания документации об электронном аукционе, по которым аукционная комиссия отклонила более чем одного участника закупки, установлено следующее.

 

По позиции 3 Заказчиком установлены следующие требования:

 

Раствор готовый кладочный цементный

Водоудерживающая способность растворных смесей не должна быть менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм. Прочность на сжатие в проектном возрасте марки М25, М50, М100, М150, М200. Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть до 1500 кг/м3 для легких растворов; более 1500 кг/м3 для тяжелых растворов.

ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия».

 

Согласно ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 28013-98) к растворным смесям установлены следующие технические требования:

1) водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90% (пункт 4.4 ГОСТ 28013-98);

2) расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10% (пункт 4.5 ГОСТ 28013-98);

3) растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента (пункт 4.6 ГОСТ 28013-98);

 4) содержание зерен песка, являющихся заполнителем, размером более 2,5 мм для штукатурных растворов и более 1,25 мм для облицовочных и штукатурных накрывочных растворов не допускается (пункт 4.14.18 ГОСТ 28013-98);

 5) прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200 (пункт 4.10 ГОСТ 28013-98);

  6) средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3: тяжелые растворы - 1500 и более; легкие растворы – менее 1500 (пункт 4.12 ГОСТ 28013-98).

Вышеперечисленные требования к растворным смесям (пункты 1-4, 6) являются неизменными, следовательно, их установление в Техническом задании аукционной документации излишне. Победитель закупки, с которым по итогам заключается контракт на выполнение работ, обязан выполнять предусмотренные контрактом работы с использованием товаров, соответствующих ГОСТ. В рассматриваемом случае требование о соответствии ГОСТ Заказчиком установлено.

 

По позиции 42 Заказчиком установлены следующие требования:

Пожарный ствол

Пожарный ствол РС-50 (алюминий) служит для создания и направления сплошной струи воды при тушении пожаров. Применяется для комплектации переносных пожарных мотопомп, шестереночных навесных насосов и для оснащения пожарного крана. Ствол пожарный РС-50 состоит из корпуса, на одном конце которого нарезана резьба для навертывания соединительной муфтовой головки, обеспечивающей присоединение его к напорному рукаву. Другой конец корпуса своей цилиндрической частью образует насадок, через который выбрасывается вода. Корпус пожарного ствола изготовляется из алюминиевого сплава марок АЛ9 и АК7 (АЛ9В). Ствол изготовлен в климатическом исполнении Т для категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69. средний срок службы – 8 лет, средняя наработка на отказ – 500 циклов. Циклом следует считать подачу воды при рабочем давлении в течение 1 мин. во входное отверстие ствола. Рабочее давление в пределах диапазона, МПа, (кгс/см2) 0,4-0,6 (4-6). Диаметр выходного отверстия насадки, 13мм.

 

 

Установлено, что на ручные пожарные стволы, предназначенные для формирования и направления сплошной или распыленной струи воды, а также струй водных растворов огнетушащих веществ при тушении пожаров, распространяется государственный стандарт «ГОСТ Р 53331-2009 Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний». При этом Заказчиком требование о соответствии названному ГОСТ не установлено, обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, установленных не в соответствии с ГОСТ, не имеется.

Из вышеперечисленных требований Заказчика к пожарному стволу соответствует ГОСТ Р 53331-2009 показатель «рабочее давление» (таблица 1 пункта 5.2.1 ГОСТ Р 53331-2009).

Из пункта 5.2.5 ГОСТ Р 53331-2009 следует, что стволы должны соответствовать следующим показателям надежности:

- полный срок службы - не менее 10 лет;

- установленная безотказная наработка - не менее 554 циклов.

Более того, при изучении локальных смет, а также проектно-сметной документации на строительство сельского дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики, размещенных в составе документации на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, установлено, что техническая документация не содержит в себе такого товара и требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.

 

По позиции 69 Заказчиком установлены следующие требования:

 

Бетон тяжелый класс В22,5 (М300)

 

Бетон плотной структуры средней плотностью не менее 2000 и не более 2500 кг/м3. Бетон должен обладать следующими параметрами: морозостойкость по первому базовому методу марки не менее F150, марка по водонепроницаемости не менее W4. Класс прочности на сжатие требуется не ниже В22,5. ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

 

 

Пунктом 3.2 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» установлено, что бетон тяжелый – это бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно.

Требование к средней плотности бетона, установленное Заказчиком в Техническом задании аукционной документации, не соответствуют требованиям ГОСТ 26633-2015.

 

По позиции 71 Заказчиком установлены следующие требования:

 

Бетон тяжелый класс В3,5 (М50)

 

Бетон плотной структуры средней плотностью не менее 2000 и не более 2500кг/м3. Бетон должен обладать следующими параметрами: морозостойкость по первому базовому методу марки не менее F50, марка по водонепроницаемости не менее W4. Класс прочности на сжатие требуется не ниже В3,5. Наибольшая крупность заполнителя не должно быть более 20 мм. ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

 

Заказчиком допущено аналогичное нарушение к описанию показателя «средняя плотность бетона», как и в позиции 69 Технического задания аукционной документации.

Кроме того, Заказчиком неверно описано требование к показателю «наибольшая крупность заполнителя».

Так, из таблицы 2 пункта 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 следует, что показатель «наибольшая крупность заполнителя» имеет конкретное значение, мм: 10, 20, 40, 80, 120.

Использование характеристик товара, не соответствующих ГОСТ, нарушает положение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

По позиции 108 Заказчиком установлены следующие требования:

 

Люки чугунные легкие

Люк должен выдерживать номинальную нагрузку не менее 15кН. Общая максимальная масса не больше 60кг. Глубина установки крышки не менее 20мм. Диаметр (полное открытие) от 450мм до 550мм. Конструкция люков должна предусматривать не менее одной впадины или отверстия, предназначенных для возможности открывания крышки. Люки должны изготавливать из серого чугуна марки не ниже СЧ20 по ГОСТ 1412. Допускается замена марки чугуна, обеспечивающая номинальную нагрузку. Соответствует ГОСТ 3634-99.

 

Описание требований к показателям «номинальная нагрузка», «масса общая», «диаметр (полное открытие)» установлено не в соответствии с требованиями ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия (с Поправкой)».

Так, согласно таблице 1 пункта 4.1 ГОСТ 3634-99 значения показателей «номинальная нагрузка» и «масса общая» являются конкретными:

- номинальная нагрузка, кН: 15;

- масса общая, справочная, кг: 45 (для легкого малогабаритного люка), 60 (для легкого люка).

Значение показателя «диаметр (полное открытие)» установлено ГОСТом следующим образом:

- полное открытие, D, не менее, мм: 450 (для легкого малогабаритного люка), 550 (для легкого люка).

Более того, требование Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Вышеуказанное также следует из разъяснения ФАС России 01.07.2016
№ ИА/44536/16.

 

По позиции 130 Заказчиком установлены следующие требования:

 

Блоки бетонные стен подвалов ФБС

ГОСТ13579-78 Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия. Блоки бетонные стен подвалов сплошные ФБС12-5-6-Т. Бетон В7,5 (М100), наибольший расход арматуры 1,46 кг. Вес, ≥ кг: 790. объем бетона не менее 0,331м3.

 

Заказчиком неверно обозначена марка блоков бетонных. Согласно пункту 1.3 ГОСТ 13579-78 пример условного обозначения блока типа ФБС длиной 2380 мм, шириной 400 мм и высотой 580 мм, из тяжелого бетона: ФБС24.4.6-Т ГОСТ 13579-78.

Описание требований к показателям «наибольший расход арматуры», «вес», «объем бетона» установлено не в соответствии с требованиями ГОСТ 13579-78. «Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия (с Изменением N 1)».

Согласно таблице 2 пункта 1.4 ГОСТ 13579-78 блоки из тяжелого бетона марки ФБС12.5.6-Т ГОСТ 13579-78 имеют следующие характеристики:

- расход стали, кг: 1,46;

- расход бетона, м3: 0,331;

- масса блока (справочная), т: 0,79.

 

По позиции 141 Заказчиком установлены следующие требования:

 

Перемычка брусковая

ГОСТ 948-2016 Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия. Перемычка брусковая 2ПБ10-1-п Бетон марки В15 (М200), расход арматуры около 0,50 кг. объем бетона ≥0,017 м3. (серия <...> .1-1 вып. 1) Вес, ≥ кг: 43.

 

Описание требований к показателям «расход арматуры», «объем бетона», «вес» установлено не в соответствии с требованиями ГОСТ 948-2016 «Перемычки железобетонные для зданий с кирпичными стенами. Технические условия».

Согласно таблице 1 ГОСТ 948-2016 перемычка брусковая марки 2ПБ 10-1-п имеет следующие характеристики:

- расход стали (справочный), кг: 0,50;

- расход бетона, м3: 0,017;

- масса перемычки (справочная), кг: 43.

Кроме того, из пункта 1 Примечаний к таблицам 1-7 ГОСТ 948-2016 следует, что значения показателей расхода стали и расчетной нагрузки справочные и приведены для определения сметной стоимости изделия. Значения данных показателей важны при разработке проектной документации, а не при строительстве, следовательно, включение их в Техническое задание аукционной документации является избыточным.

Аналогичные нарушения допущены Заказчиком по позиции 143 «Перемычка брусковая» Технического задания аукционной документации.

 

По позиции 153 Заказчиком установлены следующие требования:

 

Плиты перекрытия

Плиты перекрытия многопустотные ПК 27-15-8Та ГОСТ 9561-2016 Плиты перекрытий железобетонные сплошные для крупнопанельных зданий. Общие технические условия. Бетон марки В15 (М200), расход арматуры не менее 11,78 кг, объем бетона не меньше 0,53 м3. минимальный вес изделия, кг: 1335. (серия <...> -1 вып. 60).

ГОСТ 9561-2016 «Плиты перекрытий железобетонные многопустотные для зданий и сооружений. Технические условия» не содержит характеристик показателей «расход арматуры», «объем бетона», минимальный вес изделия».

Установлено, что вышеуказанные показатели установлены Серией 1-141.1 «Панели перекрытий железобетонные многопустотные (выпуск 60)».

При этом характеристики показателей «расход арматуры», «объем бетона», минимальный вес изделия» установлены Заказчиком не в соответствии с Серией 1-141.1 «Панели перекрытий железобетонные многопустотные (выпуск 60)».

Так, из пункта 6 «Номенклатура панелей с усиленными торцами» следует, что панель марки ПК 27.15-8Та имеет следующие характеристики:

- объем бетона, м3: 0,53;

- масса, кг: 1335;

- расход стали на изделие, кг: 11,78.

Изучив заявку № 18 (ООО №АРКА»), установлено следующее.

По позиции 3 «раствор готовый кладочный цементный» участником представлены значения показателей, не соответствующих ГОСТ 28013-98 по следующим показателям: «водоудерживающая способность растворных смесей», «расслаиваемость свежеприготовленных смесей», «содержание золы-уноса», «средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте».

По позиции 69 «Бетон тяжелый класс В22,5 (М300)» и позиции 71 «Бетон тяжелый класс В3,5 (М50)» значение показателя «средняя плотность бетона» указаны участником не в соответствии с ГОСТ 26633-2015.

По позиции 108 «люки чугунные легкие» участником представлены значения показателей, не соответствующих ГОСТ 3634-99 по следующим показателям: «масса общая, справочная», «полное открытие, D», «глубина установки крышки в корпусе».

Таким образом, аукционная комиссия необоснованно признала заявку участника № 18 (ООО «АРКА») соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и требования Закона о контрактной системе.

Кроме того, из анализа поступивших заявок на участие в электронном аукционе а также причин, послуживших основанием для отклонения участника закупки, усматривается схожесть положений заявок участников, недопущенных к участию в электронном аукционе.

 

№ п/п

Позиция Технического задания аукционной документации

Показатель

Номера участников закупки, признанных несоответствующими требованиям аукционной документации, и заявки которых содержат одинаковые значения показателей

1

Пожарный ствол (поз. 42)

«Рабочее давление»

19, 25

2

Бетон тяжелый класс В22,5 (М300) (поз. 69)

«Класс прочности на сжатие»

19, 22, 24

3

Бетон тяжелый класс В3,5 (М50) (поз. 71)

«Класс прочности на сжатие»

19, 21

4

Люки чугунные легкие (поз. 108)

«Общая максимальная масса»

19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

5

Блоки бетонные стен подвалов ФБС (поз. 130)

«Расход арматуры»

24, 25

6

Перемычка брусковая (поз. 143)

«Марка бетона»

21, 25

7

Плиты перекрытия (поз. 153)

«Вес изделия»

21, 24, 25

8

Ящик с трансформатором понижающим ЯТП-250 (поз. 177)

«Напряжение»

19, 21, 22, 23, 25

 

Таким образом, техническое задание документации об электронном аукционе на строительство сельского дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района Чувашской Республики (изв. № 0115300025818000006) нарушает положения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки нарушений, приводящих к ограничению потенциального количества участников электронного аукциона.

 

Единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков обеспечивается Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ч. 2 ст. 1).

В соответствии с п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство для территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий. предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) а отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, а том числе зарегистрированное в качестве и индивидуального предпринимателя.

Таким образом, участниками рынка выполнения работ по капитальному ремонту может быть неограниченный круг лиц, соответствующий требованиям установленным законодательством Российской Федерации к участникам рынка.

 

Статья 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в п. 17 ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции», к числу которых относится: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2011 №7905/09 указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем, не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

 

 Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

 Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе и для хозяйствующих субъектов.

 

В обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016) отмечено, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц – участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям закона №44-ФЗ.

 

Соглашением о передаче осуществления части полномочий  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд от 14.02.2014 определен порядок взаимодействия уполномоченного органа  (администрация Аликовского района Чувашской Республики) и заказчика (администрации Чувашско - Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики).

Согласно соглашения уполномоченный орган несет ответственность:

- за формирование общей части документации о закупке в соответствии с требованиями  Федерального закона;

- за своевременное размещение  в единой информационной системе  в сфере закупок информации об определении подрядчиков;

-  за соблюдение процедуры определения подрядчиков в соответствии с Федеральным законом (п. 2 ст. 3).

Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу с момента его подписания (п. 1 ст. 4).

Состав Комиссии по рассматриваемой закупке (№ 0115300025818000006 от 10.01.2018)  определен:

- председатель Комиссии: «…»;

- член Комиссии: «…»;

- член Комиссии: «…»;

- член Комиссии: «…»;

- секретарь Комиссии: «…».

 

Торги представляют собой наиболее конкурентный способ заключения договоров.

Такой способ отвечает принципу сочетания интересов общества и организаций, желающих принять участие в торгах, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры получения того или иного права.

 

Задачей статьи 17 Закона о защите конкуренции является предотвращение возможных злоупотреблений заказчиков, формирующих условия тендерной документации непосредственно под конкретного поставщика, что обычно достигается путем укрупнения лотов, в результате чего только один поставщик соответствует всем критериям тендерной документации и действительно может обеспечить поставку требуемой продукции.

Любая конкурентная среда предполагает значимые границы и субъектный состав (пункт 1, 3, 4 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 

В рассматриваемом случае изначально некорректно были выставлены требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов к техническому заданию.

 

С учетом изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что администрацией Аликовского района Чувашской Республики нарушено требование части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

 

Муниципальный контракт № 6 с ООО «Арка» на выполнение работ по строительству сельского Дома культуры по ул. Кооперативная в д. Большие Шиуши Аликовского района заключен администрацией Чувашско- Сорминского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики 26.03.2018 на сумму 13 958 392  рублей 00 копеек, что свидетельствует о возникновении обязательных правоотношений, Комиссией принято решение об отсутствии в необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия администрации Аликовского района Чувашской Республики (Чувашская Республика, с. Аликово, ул. Октябрьская д. 21, ИНН 2102001180, ОГРН 1022102030565) нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                   «…»

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны