Определение №ВК/7688/23 Определение об отложении дела о нарушении антимонопольного ... от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

 

021/01/17-863/2023


14 декабря 2023 года г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/17-863/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..."

в присутствии на заседании Комиссии представителей заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Сигма Групп» "..."

в присутствии на заседании Комиссии представителя ответчикаГосударственного унитарного предприятия «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, представитель Предприятия к участию в заседании комиссии не допущен, ввиду отсутствия надлежащим образом оформленной доверенности;

рассмотрев материалы дела 021/01/17-863/2023, возбужденного в отношении Государственного унитарного предприятия «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее — ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях, которые могли привести к ограничению конкуренции при проведении торгов (№ 32312707159),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «Сигма Групп» на действия ГУП Чувашской Республики «Фармация» Минздрава Чувашии по признакам нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов с реестровым № 32312707159.

Из поступившего обращения следует, что при проведении аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан (№ 32312707159).

Заказчиком допущены следующие нарушения:

- объединив в один лот препараты 6 (шести) производителей, Заказчик ограничивает конкуренцию для участников рынка;

- в п. 3.4 Проекта контракта установлены заведомо невыполнимые сроки поставки продукции от 5 календарных дней — до 3 часов;

- Заказчиком установлено невыполнимое обременение исполнения договора.

По результатам рассмотрения жалобы установлено следующее. Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса регламентируется Федеральным законом 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Положение). Из представленной информации следует, что Заказчиком – Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики 25.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32312707159 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 455 925 030,00 руб. Одновременно размещена Документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан (далее – документация).

Частью 16 статьи 8 Закона о закупках установлено, что до 30.06.2024 включительно государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, на которые законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации возложены полномочия по поставке лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, а также услуг по хранению и доставке соответствующих товаров, работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий, осуществляют закупки для целей исполнения обязательств по контрактам, заключенным на основании части 76 статьи 112 Закона о контрактной системе, руководствуясь положениями нормативных правовых актов, принятых Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 14, частью 6 статьи 23, пунктом 6 части 1 и частью 5 статьи 33, пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями» утверждено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере:

1 000 000 руб. - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;

2 500 000 руб. - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;

5 000 000 руб. - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.

Согласно разделу 2 Технической части Документации (далее – Техническая часть) Заказчиком в один лот объединены лекарственные препараты с разными международными непатентованными наименованиями. Например, пунктом 1 Технической части установлено следующее наименование: «Инсулин лизпродвухфазный», пунктом 2 – «Инсулин лизпро», пунктом 3 – «Инсулин аспарт».

Таким образом, Заказчиком, в нарушение требований части 16 статьи 8 Закона о закупках, ненадлежащим образом описан предмет закупки, а именно объедены в один лот лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями, что не соответствует положениям пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Раздел 3 Главы 8 Положения содержит требования к обеспечение исполнения договора.

В соответствии с пунктами 3,1, 3.2, 3.3 3.1. указанного раздела Заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения договора, заключаемого по итогам проведённой закупки.

Такое требование в равной мере распространяется на всех участников соответствующей закупки и указывается в извещении и в документации о закупке. Заказчик в документации о закупке устанавливает вид обеспечения, его размер, срок и порядок его внесения, реквизиты счёта для перечисления денежных средств, срок и порядок возврата обеспечения. Размер обеспечения исполнения договора может составлять от 5 до 30 процентов от НМЦД.

Пунктом 3.7 Раздела 3 Главы 8 Положения предусмотрено, что денежные средства возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) Заказчиком при условии надлежащего исполнения своих обязательств по договору. Письменное обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) о возврате денежных средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения договора, направленное Заказчику непосредственно после исполнения предусмотренных договором обязательств, позволяет обеспечить возврат денежных средств по указанным реквизитам в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента обращения.

Пунктом 18 Документации предусмотрен размер обеспечения исполнения договора: 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 22 796 251,5 руб.

В соответствии с пунктом 3.1 проекта Договора Документации поставка 2023-7327 осуществляется с момента заключения договора отдельными партиями по заявке от Заказчика, направленной на электронный адрес Поставщика, указанный в реквизитах договора, до «30» сентября 2026 года на склад Заказчика, расположенный по адресу: Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Базовый проезд, д.7. Незаявленный товар не подлежит поставке и оплате.

Из указанного следует, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения договора, в сумме 22 796 251,5 руб. будут выведены из оборота хозяйствующего субъекта, получившего право на поставку лекарственных препаратов, на три года, что в свою очередь может стать препятствием для участия в торгах хозяйствующих субъектам, желающим, но не обладающим достаточными финансовыми ресурсами и не имеющими в свободном распоряжении указанной суммы.

Кроме того, проведение торгов укрупненным лотом могло нарушить принцип равнодоступности, исключить возможность участия в торгах субъектов малого и среднего предпринимательства, ограничить возможность соперничества на аукционе за право заключения договора и поставки препаратов по предмету договора.

Так, согласно Протоколу рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе № 2839543 от 12.09.2023 на участие в аукционе подано две заявки:

1 заявка — 08.09.2023 в 12:37,

2 заявка - 08.09.2023 в 16:12.

Обе заявки признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации.

В соответствии с Протоколом проведения аукциона № 2839543 от 15.09.2023 участниками сделаны следующие ценовые предложения:

Участник № 1 — "..." руб.;

Участник № 2 — "..." руб.

Снижение начальной (максимальной) цены договора составило 1%.

Объединение в один лот лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями в нарушение пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе с соответствующим установлением значительной максимальной цены договора, а также суммы обеспечения договора и срока его исполнения, оказывает негативное влияние на количество потенциальных участников торгов, поскольку прослеживаемый приоритет в сторону обладающих значительными финансовыми возможностями организаций и ставит в неравное с ними положение.

Таким образом, действия заказчика могли повлечь заключение договора без значительного снижения начальной (максимальной) цены и фактически привести к поддержанию цен на торгах, в результате чего не достигнуты цели экономии средств государственного бюджета и развития добросовестной конкуренции.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, выразившихся в объединении в один лот лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями в нарушение пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, издан приказ Чувашского УФАС России от 20.10.2023 № 91 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Фармация» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ИНН 2126003123, 428018, Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары, ул. Бондарева, д.13) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представители заявителя поддержали доводы изложенные в жалобе, дополнительно пояснив, что Заказчиком преднамеренно установлены требования, ограничивающие конкуренцию, с целью победы на торгах конкретного хозяйствующего субъекта.

Руководствуясь статьями 42, 45, 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 021/01/17-863/2023 отложить.

2. Назначить рассмотрение дела № 021/01/17-863/2023 на 25 января 2024 года в 14 часов 00 минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д.2).

3. ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии в срок до 22 января 2024 года представить письменные пояснения, относительно рассматриваемого обращение со ссылками на нормы действующего законодательства и с предоставлением подтверждающих документов.

Лицу, изъявившему желание участвовать в дистанционном режиме необходимо пройти в указанное время рассмотрения дела (14 часов 00 минут 25 января 2024 года) по следующей адресной ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/6061787909.

Инструкция по дистанционному участию находится по следующему адресу: https://fas.gov.ru/spheres/5.

Одновременно сообщаем, что все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Примечания:

 

1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 62-25-88.

2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-8758

 

 

Связанные организации

ООО Сигма Групп
ИНН 7720666809, ОГРН 1097746537690
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ФАРМАЦИЯ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2126003123, ОГРН 1022101274502