Решение №СИ/1846/21 Жалоба признана необоснованной. от 23 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/3-251/2021
г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 марта 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20 в составе:
«…»
в присутствии представителей от заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»:
- «…»
в отсутствии представителя заявителя – ООО «Диджитал»,
рассмотрев жалобу ООО «Диджитал» на действия организатора торгов — Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки компьютерного оборудования (извещение № 32110073000) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/commoninfo.html?regNumber=32110073000)), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «Диджитал» (вх. Управления 2503-ЭП/21 от 17.03.2021 г.) на действия организатора торгов — Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки компьютерного оборудования (извещение № 32110073000) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/commoninfo.html?regNumber=32110073000)).
Заявитель сообщает, что характеристики, указанные заказчиком в запросе котировок к компьютерному оборудованию нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3 закона 223-ФЗ, согласно которому принципами и основными положения закупки товаров, работ, услуг является, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не признал, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению, а также на отмену процедуры закупки.
Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
11 марта 2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110073000 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку компьютерного оборудования, с начальной (максимальной) ценой договора 1 524 894 (один миллион пятьсот двадцать четыре тысячи восемьсот девяносто четыре) рубля 00 копейки.
Источник финансирования закупки: средства от приносящей доход деятельности Заказчика.
Закупка осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), положением о закупке ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, утвержденного заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 24.12.2018г. (далее - Положение о закупке).
Частью 6.1 Закона о закупках предусмотрено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Из смысла приведённых положений Закона о закупке следует, что Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом установить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны приобрести товар, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Следовательно, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о закупках предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки и установить характеристики, являющиеся значимыми для Заказчика.
Техническим заданием извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку компьютерного оборудования (далее - Техническое задание) установлены следующие технические характеристики корпуса:
Форм-фактор: не более Mini-Tower;
Размеры корпуса: не более 400x173x368мм;
Толщина металла корпуса: не менее 0,5 мм;
Охлаждение корпуса: не менее одного нагнетающего вентилятора 120мм;
Цвет корпуса: черный;
Отсеки 3,5" внутренние: не менее 5;
Отсеки 5,25" внешние: не менее 2;
Отсеки 3,5" внешние: не менее 2 Отсеки 2,5" внутренние: не менее 3;
Порты USB на лицевой панели: не менее 2 х USB 3.x и 2х USB 2.0, не менее 1 х USB Туре-С
Разъёмы 3,5 MiniJack на лицевой панели: не менее 2;
Несъёмная складная ручка на корпусе для удобства переноски системного блока: Наличие
Возможность установки видеокарты максимальной длины: не менее 370 мм; Вертикальное расположение USB портов и разъема Карт-ридер на лицевой панели, не занимающие отсеки 5.25, 3.5Соответствие
Корпус персональных компьютеров с указанными в Техническом задании характеристиками представлен на рынке несколькими производителями, что подтверждается официальными сайтами производителей и сайтами дилеров и дистрибьюторов, в том числе: http://nitrino.net; winlceys.com.ru: nexl.msk.ru;
Возможность поставки товара с требуемыми техническими характеристика, подтверждены коммерческими предложениями 3 (трех) поставщиков: коммерческое предложение ООО «Цифровая техника» от 05.03.2021г. б/н коммерческое предложение ИП Егоров Иван Александрович от 05.03.2021г. б/н коммерческое предложение ООО «ИТ-Сопровождение» от 05.03.2021г.№0172.
Предметом запроса котировок является поставка компьютерного оборудования, т.е. товара, а не его изготовление.
Участником закупки, помимо производителя товара, может выступить любое другое лицо.
Отсутствие у заинтересованного лица возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что Заказчик ограничил число участников закупки.
Действия Заказчика обусловлены существующей потребностью, связанной с осуществлением образовательной деятельности. При этом стоит отметить, что взаимоотношения Поставщиков и производителей товара не относятся к Заказчику, проводящему запрос котировок на поставку товара. Отсутствие у какого-либо участника закупки продукции, отвечающей потребностям Заказчика, не может свидетельствовать о нарушении требований законодательства о закупке.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, при этом, Закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Основной задачей Закона о закупках, устанавливающего порядок проведения конкурентных способов закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В целях пересмотра требований к техническим характеристикам закупаемого товара Заказчиком 17.03.2021г., в связи с обращениями потенциальных участков с разъяснениями, спорная закупка отменена.
На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Диджитал» необоснованной.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Диджитал» необоснованной.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.