Решение №ВК/6166/20 Производство по делу прекращено. от 12 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/01/10-159/2020                                                                       г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела № 021/01/10-159/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…» в присутствии представителя ответчика – «…» (доверенность №44 от 21.04.2020),

 

рассмотрев дело № 021/01/10-159/2020, в отношении ООО «МВК «Экоцентр» (428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-кт, д. 19, корп. 11, пом. 2) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в навязывании ООО «ГрафинъиЯ» невыгодных условий договора в части осуществления расчетов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – также Управление) в  заявлением обратилось ООО «Графинъия» (вх. № 8305/19 от 24.12.2019) по вопросу навязывания ООО «МВК «Экоцентр» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В рамках рассмотрения заявления установлено следующее.

В адрес ООО «ГрафинъиЯ» от ООО «МВК «Экоцентр» (далее - региональный оператор) поступил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) № ДПЮЛ-2056 от 03.12.2019 г.

Согласно условиям договора, региональный оператор по обращению с ТКО обязуется осуществлять вывоз ТКО, которые образуются в местах их накопления - перед магазином, размещенном в нежилом помещении, расположенном в многоквартирном доме по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 27.

Контейнер для складирования ТКО, образующихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности магазина, объемом 1,1 куб.м, установлен на контейнерной площадке. Совместное использование контейнера с другими собственниками ТКО исключено. Контейнер для складирования ТКО имеет крышку и находится под замком. Периодичность вывоза ТКО осуществляется исходя из фактического накопления мусорного контейнера, по заявке и по графику - 2 раза в месяц.

ООО «ГрафинъиЯ» протоколом разногласий от 11.12.2019 г. сообщило региональному оператору о несогласии с проектом договора № ДПЮЛ-2056 от 03.12.2019 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части осуществления расчетов исходя из нормативов накопления ТКО.

Вместе с тем, ООО «ГрафинъиЯ» региональным оператором письмом № 8581 от 18.12.2019 г. было отказано в урегулировании разногласий по договору со ссылкой на несоответствие требованиям законодательства Российского Федерации. Региональный оператор не уточнил, какому требованию законодательства не соответствует предложение ООО «ГрафинъиЯ».

Заявитель сообщил, что в настоящее время услуги региональным оператором оказываются по фактическому накоплению ТКО. Однако начисление платы за услуги осуществляется исходя из норматива.

 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с от-ходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона об отходах).

Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах).

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (статья 24.7 Закона об отходах).

Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25. 08.2008 г. №641» (далее - Постановление № 1156).

В соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных этим же Постановлением № 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением № 1156.

 

 

 

Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. 

В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по до-говорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме уточнены в Правилах № 354.

Согласно пункту 148(38) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам.

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с тверды-ми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, Правилами № 354 также предусмотрено два альтернативных варианта определения объема:

-исходя из нормативов накопления ТКО;

-исходя из фактического объема.

Учет ТКО, исходя из фактическою объема, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:

-при раздельном накоплении сортированных отходов;

-в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.

Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению (в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов).

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по результатам конкурсного отбора 14.11.2017 (протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями от 14.11.2017 № 3/ТКО/2017). ООО «МВК «Экоцентр» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

Чувашским УФАС России 03.10.2018 проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики.

По результатам указанного анализа на территории Чувашской Республики доминирующее положение с 01.10.2018 года на товарном рынке оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов занимает ООО «МВК «Экоцентр».

Исходя из вышеперечисленного, на ООО «МВК «Экоцентр» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

При этом никакого принуждения, как физического воздействия, навязывание невыгодных условий не предполагает.

Отказ ООО «МВК «Экоцентр» в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о фактическом определении объемов ТКО вынуждают ООО «ГрафинъиЯ» вступать в правоотношения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на невыгодных для себя условиях.

Таким образом, действия ООО «МВК «Экоцентр» по отказу во включении в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «ГрафинъиЯ» условий о фактическом определении объемов ТКО, нарушают требования антимонопольного законодательства, поскольку потребителю навязываются условия договора, не выгодные для него. 

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в целях пресечения действий (бездействия), которые при-водят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Управлением 23.01.2020 № ВК/384/20 выдано предупреждение ООО «МВК «Экоцентр» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в договор с ООО «ГрафинъиЯ» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом права контрагента на выбор способа коммерческого учета объема и  (или) массы твердых коммуальных отходов до 10.02.2020.

ООО «МВК «Экоцентр» представило письмо от 6 февраля 2020 г. вх. № 1011/20 на предупреждение Чувашского УФАС России.

Согласно письма, ООО «МВК «Экоцентр» считает вынесенное предупреждение незаконным в связи с чем отказывается его исполнять. Таким образом, ООО «МВК «Экоцентр» не исполнило предупреждение, выданное Управлением.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России в отношении ООО «МВК «Экоцентр» по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 021/01/10-159/2020 Комиссией установлено следующее.

Представитель Ответчика в заседании Комиссии сообщила, что между ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Графинъия» был заключен договор №ДПЮЛ-2056 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.12.2019.

ООО «Графинъия» в адрес Ответчика  направило протокол разногласий от 11.12.2019 к договору №ДПЮЛ-2056 от 02.12.2019. Протокол разногласий Ответчиком не согласован.

Представитель Ответчика считает, что №ДПЮЛ-2056 от 02.12.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором.

Кроме того, ООО «Графинъия» письмом от 03.12.2020, направленном в адрес Ответчика уведомило о том, что с 20.11.2019 прекратило торговую деятельность по адресу: 428031, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 27. К заявлению приложено уведомление о расторжении договора аренды нежилого помещения б/н от 16.05.2016.

Ответчиком в адрес ООО «Графинъия» 27.12.2019 направлено соглашение о расторжении от 25.12.2019 к договору №ДПЮЛ-2056 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.12.2019. Подписанное ООО «Графинъия» соглашение о расторжении договора в адрес Ответчика не поступило.

06.02.2020 Ответчиком повторно вручено соглашение о расторжении, а также счет-фактура №60688 от 31.12.2019, акт №60688 от 31.12.2019 и счет на оплату №54993 от 31.12.2019.

В настоящее время услуги по вывозу твёрдых коммунальных отходов ООО «Графинъия» не оказываются.

10.06.2020 в Чувашское УФАС России поступили дополнительные пояснения ООО «ГрафинъиЯ» согласно которым:

1)        ООО «ГрафинъиЯ», на основании договора аренды нежилого помещения от 10.10.2014 г., является Субарендатором помещения №4, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 27. Арендодатель помещения – ИП Воробьева О.В. (ИНН 212911162805).

В период с октября 2018 по сентябрь 2019 года у ООО «ГрафинъиЯ» отсутствовал собственный мусорный контейнер на площадке по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 27.

Как сообщает ООО «ГрафинъиЯ», ООО «МВК «Экоцентр» не могло осуществлять сбор ТКО в количестве в объеме 6,213 куб.м за месяц (5,5 контейнера в месяц) ввиду отсутствия таких контейнеров ООО «ГрафинъиЯ» по указанному адресу.

2)        06.02.2020 года Ответчиком Заявителю выставлен акт об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №54993 от 31.12.2019, в котором указано, что за период с января 2019 по ноябрь 2019 года осуществлен вывоз ТКО в объеме 66,065 куб.м.

Вместе с тем, в соответствии с Разделом 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год у Заявителя образовалось отходов в количестве 2,42 тонн, что соответствует 16,46 куб.м.

Представитель Ответчика в заседании Комиссии сообщила, что не согласна с расчетами Заявителя, так как данные об объемах образованных отходов в рамках Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подаются и рассчитываются Заявителем самостоятельно.

В соответствии с пунктом 8 (4) Постановления № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В 2018 году проект договора в адрес ООО «Графинъия» не направлялся, ввиду того, что заявка на заключение договора потребителя поступила только в 2019 году.

Заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес регионального оператора поступила 20.08.2020. В связи с содержащимися неточностями в документах, представленных ООО «Графинъия» и последующем представлением дополнительных документов для заключения договора, проект договора ООО «Графинъия» получен 04.12.2019 нарочно.

Кроме того, ООО «Графинъия» письмом от 03.12.2020, направленном в адрес Ответчика уведомило о том, что с 20.11.2019 ООО «Графинъия» прекратило торговую деятельность по адресу: 428031, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 27, и заявило о расторжении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии со статьей 13.4 Закона об отходах накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно пункту 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, пунктам 2.1, 2.2 СанПин 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятия спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.

Администрация города Чебоксары письмом от 10.07.2020 исх. №10958 сообщила, что в реестре контейнерных площадок, расположенных на территории г. Чебоксары по адресу: г. Чебоксары, ул. Л. Комсомола, д. 27, сведения о наличии контейнерной площадки для ООО «Графинъия» отсутствуют.

Заявка от потребителя и регионального оператора по обращению с ТКО для внесения сведений в реестр мест накопления ТКО не поступало.

При осуществлении деятельности ООО «Графинъия» сбор и складирование ТКО производилось в контейнер ООО «УК «Кувшинка».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В связи с изложенным, осуществление коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров возможно, лишь при наличии надлежащим образом обустроенного, в соответствии с нормами действующего законодательства, и внесенного в соответствующий реестр места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в связи с отсутствием сведений о наличии контейнерной площадки для ООО «Графинъия» в реестре мест накопления ТКО г. Чебоксары, коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для ООО «Графинъия» невозможен.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «МВК «Экоцентр» при заключении договора на обращение с твердыми коммунальными отходами ООО «Графинъия».

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 021/01/10-159/2020 ввиду отсутствия в рассматриваемых действиях ООО «МВК «Экоцентр» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                          

             «…»

 

Члены Комиссии:                                                                          

       «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны