Решение №ВК/5488/20 Жалоба признана обоснованной. от 20 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 021/10/18.1-756/2020

 

г. Чебоксары                                                                                     20 июля 2020 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля  2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

 

«…»

при отсутствии  на заседании Комиссии представителя ИП Павлова Э.В.,

при присутствии на заседании Комиссии организатора торгов- Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики:

- «…»

 

рассмотрев жалобу ИП Павлова Э.В. жалоба на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 125 «Цивильск «ДКП г. Цивильск- Чебоксары («Завод Контур»), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ИП Павлова Э.В.  от 14.07.2020 (вх. Управления от  14.07.2020 № 7072-ЭП/20)  на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту № 125 «Цивильск «ДКП г. Цивильск- Чебоксары («Завод Контур»).

В своей жалобе заявитель сообщает, что министерством транспорта и дорожного хозяйства издан приказ от 07.07.2020 № 02-03/124 о проведении открытого конкурса по пригородному автобусному маршруту №125 «Цивильск «ДКП г. Цивильск» - Чебоксары («Завод Контур»)».

Открытый конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте №125, требования к подвижному составу указаны 18 автобусов малого класса.

Однако согласно реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным      транспортом            Чувашской   Республики

(http://mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-

respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transporta-chuvashskoj- re spubliki/reestr-regulyarnih-avtobusnih-marshrutov-chuvashsk/2020-god) на пригородном автобусном маршруте №125 класс транспортных средств указан - малый и средний, максимальное количество транспортных средств каждого класса которого допускается использовать указано - 18 (в том числе 2 резервных), при этом экологический класс указан- 3, 4 класс, а в извещении указан 4, 5 класс.

При этом отсутствует какое-либо экономическое и техническое обоснование в связи с чем проводится открытый конкурс на 18 автобусов только малого класса, когда в реестре указано как средний, так и малый класс, и также экологический класс 3, 4 класс.

Каким-либо решением данное обоснование не принималось, как того требует Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ.

Кроме того, конечный остановочный пункт по маршруту №125 указан в извещении  Чебоксары (завод Контур), когда в реестре указан - Чебоксары (Роща).

Таким образом, по мнению заявителя, сведения, опубликованные в извещении, конкурсной документации не соответствуют реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики и документу планирования, являются недостоверными.

Представитель организатора торгов нарушения антимонопольного законодательства не признал, просил признать жалобу необоснованной.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

 Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих признаках организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).

 Часть 4 статьи 11 220-ФЗ определяет полномочия уполномоченного органа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта РФ по установлению, изменению, отмене.

Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В силу статьи 1 Закона № 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – уполномоченный орган).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

 В силу части 4 статьи 4 Закона № 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи. Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 220-ФЗ).

Приказом Минтранса Чувашии от 07.07.2020 г. № 02-03/124 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршруту № 125 «Цивильск (ДКП г. Цивильск) - Чебоксары («Завод «Контур»)», а также утверждена конкурсная документация.

В связи с необходимостью внесения изменений в предмет открытого конкурса Минтранс Чувашии принял приказ об отмене вышеназванного открытого конкурса.

Приказ «Об отмене открытого конкурса» от 13.07.2020 г. № 02-03/130 опубликован на официальном сайте Минтранса Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

В своей жалобе от 15.07.2020 (вх. Управления № 7210/20) ИП Павлов Э.В. сообщает, что приказ от отмене открытого конкурса принят с нарушения действующего законодательства.

Как указывалось ранее, министерством транспорта и дорожного хозяйства издан приказ от 07.07.2020 № 02-03/124 о проведении открытого конкурса по пригородному автобусному маршруту №125 «Цивильск «ДКП г. Цивильск» - Чебоксары («Завод Контур»)».

14.07.2020 заявителем – ИП Павловым Э.В.  в УФАС Чувашии подана жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В этот же день-14.07.2020 письмом № ВК/5311/20 в Минтранс Чувашии поступило уведомление о том, что торги приостанавливаются (отправлено электронной почтой на адрес министерства mintrans@cap.ru в 15 часов 04 минуты.

Согласно информации, предоставленной министерством цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики от 17.07.2020 № 04/03-2480 приказ об отмене  конкурса министерством был размещен 14.07.2020 в 16 часов 49 минут.

Информация о размещении приказа об отмене  конкурса 14.07.2020 в 16 часов 49 минут подтверждается также письмом министерства транспорта и дорожного хозяйства  Чувашской Республики от 17.07.2020 № 02/26-4402.

Таким образом, до размещения информации (приказа об отмене торгов) на официальном сайте торги не могли быть отменены. Наличие требования  о приостановке торгов препятствовало  внесению изменений в опубликованную информацию.

Следовательно, размещение  приказа об отмене проведения открытого конкурса после получения уведомления антимонопольного органа о приостановлении всех действий по рассматриваемым торгам неправомерно.

Мотивировка данного приказа - внесение изменений в предмет открытого конкурса, однако в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ изменение предмета открытого конкурса не допускается.

Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов (пункт 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Министерство транспорта Чувашии нарушило установленные сроки для принятия решения об отказе от проведения конкурса, однако, Закон № 220-ФЗ не содержит прямого запрета на отказ от проведения конкурса после даты его проведения. Но в данной ситуации действует специальная норма - статья 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку было направлено уведомление антимонопольного органа организатору торгов.

Согласно ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В силу положений ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" со дня направления уведомления, предусмотренного ч. 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном ч. 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения до жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

В действующем законодательстве понятие «приостановление торгов» отсутствует, следовательно, необходимо руководствоваться общими нормами Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Торги содержат несколько этапов - решение о проведении открытого конкурса, вскрытие конвертов, оценка заявок у частников, подведение итогов, признание победителя. При этом решение об отказе от проведения торгов может быть приняло до даты окончательного приема заявок и вынесения какого либо протокола и при отсутствии каких либо обременительных мер в виде уведомления антимонопольного органа. Следовательно, решение об отмене открытого конкурса также является этапом и составным элементом торгов.

Учитывая, что все процедурные этапы торгов в ходе их организации и проведения должны строго соблюдаться, следовательно, все требования к проведению торгов являются обязательными, четкость и неукоснительность исполнения требований к порядку организации и проведения торгов направлены на обеспечение равного доступа потенциальных перевозчиков к участию в торгах, прозрачности всей процедуры торгов и, в конечном итоге, на определение и установление достойного перевозчика.

Соответственно, в силу п. 18, п. 19 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" приостанавливается возможность осуществления любых действий, связанных с проведением торгов, в том числе действия по отмене торгов, а не только в части заключения договора по результатам проведения торгов.

Таким образом, организатор торгов и аукционная комиссия не вправе совершать любые действия, связанные с проведением аукциона, в том числе отменять конкуре в связи с чем, соответствующие действия являются нарушением ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Красноярского края от 15.03.2019 по делу №A33-35307/2018, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2019 по делу Ж433-17320/2018. постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2019 по делу №А59-5715/2018, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2017 по делу А50-21330/2016, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу №А50-21330/2016.

 

Следовательно, подобные действия организатора торгов свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей по проведению публичных торгов.

 

В соответствии вышеизложенным, Комиссия Чувашского УФАС России признаёт жалобу ИП Павлова Э.В. обоснованной.

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

 

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признает жалобу ИП Павлова Э.В. обоснованной и приходит к выводу об отсутствии необходимости  выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.

 

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 

         Признать жалобу ИП Павлова Э.В.  обоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  «…»  

 

Члены Комиссии                                                                                      «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны