Решение №НВ/168/22 Решение №021-07-3-1372-2021 от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-1372/2021

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 января 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 января 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 № 87 в составе:

"..."

при участии представителей:

от заказчика – Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» (далее – Заказчик) – "..."

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Нептун» (далее – ООО «Аурат-ВВ», Заявитель) - "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Нептун» на действия заказчика – Некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение №32110949165), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 28.12.2021 обратилось ООО «Нептун» с жалобой на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение №32110949165).

В жалобе заявитель сообщает, что при проведении конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком не размещена в ЕИС проектно-сметная документация в полном объеме, а также на ряд нарушений в документации.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и сообщил, что при проведении конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и документацией.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Некоммерческой организации «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства в Чувашской Республике», решением Наблюдательного совета некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» (Протокол № 4 «18» августа 2020 г.).

Заказчиком 15.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение № 32110949165), с начальной (максимальной) ценой договора 167 583 960,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки, закупочной документации должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а также требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Технического задания Документации (приложение №3) при проведении строительных работ руководствоваться в строгом соответствии с действующими нормами Российской Федерации, требованиями действующих норм, правил, других нормативных актов, и документов, а также проектной документацией.

При этом согласно Техническому заданию Документации предметом закупки являются, в том числе строительно-монтажные работы.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Документации не размещены разделы проектной документации, а именно, в Документации представлена ссылка на размещенные файлы: «Градостроительный план земельного участка» (в составе «Проектной документации»),«Проектная документация», «Рабочая документация».

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем согласно пункту 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что проектная документация не размещена в ЕИС в полном объеме, при этом Заказчиком указана ссылка на размещенную проектно-сметную документацию.

На основании изложенного, отсутствие в полном объеме проектной документации в составе Документации на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства означает, что Заказчиком не установлены требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки возможности надлежащим образом сформировать свое предложение.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в ЕИС размещена проектная документация не в полном объеме, что нарушает пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная позиция принята Комиссией ФАС России по делу от 27 мая 2021 года № 223ФЗ-269/21.

Вместе с тем, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Исходя из указанной нормы следует, что действия заказчика, организатора торгов не связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы в антимонопольный орган только лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В связи, с тем, что Заявитель не подавал заявку на участие в открытом конкурсе, доводы Заявителя о несоответствии положений документации требованиям Закона о закупках, Комиссией признает необоснованными.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «Нептун» обоснованной в части не размещения проектной документации в ЕИС, в полном объеме, а в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Нептун" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом с предприятиями обслуживания (позиция 83); завершение строительства», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030102:253, площадью 3216 кв.м., по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Калинина. Идентификатор объекта р-14445» (извещение №32110949165), обоснованной в части не размещения проектной документации в ЕИС, в полном объеме.

2. Признать заказчика - Некоммерческую организацию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» нарушившим пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 17.01.2022 №021/07/3-1372/2021.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

2022-237

 

 

Связанные организации

ООО "Нептун"
ИНН 2130189390, ОГРН 1172130008907