Решение №НВ/3131/23 Заключение от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

по результатам рассмотрения обращения о включении

сведений в Реестр недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

  

Дело № 021/10/5-427/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.202311 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики — "..."

исполнителяООО «Сигма» - "..."

рассмотрев обращение, представленное Автономным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики», о включении сведений об ООО «Сигма» в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Реестр) в связи с уклонением от заключения договора на Поставка автомобиля (изв. № 32312262442),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 19.05.2023 поступило обращение Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики» о включении в Реестр сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Сигма» (далее – ООО «Сигма», Исполнитель) в связи с уклонением от заключения контракта.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 1 статьи 5 Закона о закупках).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

В силу пункта 5.3.4 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

В соответствии со статьей 5 Закона о закупках Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комиссией УФАС по Чувашской Республике по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения договора, на основании ст. 5 Закона о закупках, п. 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 1211, проведена проверка документов, представленных заказчиком, в ходе которой установлено следующее.

05.04.2023 заказчиком, АУ ЧР "Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики", на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 32312262442 на Поставка автомобиля, с начальной (максимальной) ценой договора: 7 099 666,66 рублей

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 24.04.2023 победителем аукциона признано ООО «Сигма» с порядковым номером № 2, с предложенной ценой контракта 7 064 168,33 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Закона о закупках определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления заказчиками сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно пункту 2 Правил направления заказчиками сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные данным пунктом.

В проект договора, который прилагается к извещению о проведении закупки и (или) документации, включаются реквизиты победителя (единственного участника) и условия исполнения договора, предложенные победителем (единственным участником) в заявке на участие в закупке или в ходе проведения аукциона, переторжки (если она проводилась).

В течение пяти календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки заказчик передает победителю (единственному участнику) два экземпляра заполненного проекта договора.

Победитель закупки (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает заказчику.

Заказчик не ранее чем через 10 календарных дней со дня размещения в ЕИС протокола закупки, на основании которого заключается договор, подписывает и скрепляет печатью (при наличии) оба экземпляра договора и возвращает один из них победителю закупки (единственному участнику).

Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается в указанном ранее порядке и сроки с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такой закупки, заказчика.

Пунктом 35 документации о проведении аукциона в электронной форме (извещение 32312262442) установлено, что Договор заключается по результатам осуществления закупки на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о конкурентной закупке, проектом договора, заявкой или окончательным предложением участника закупки, с которым заключается такой договор.

Договор заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, составленного по итогам конкурентной закупки (для закрытых способов закупки - с момента подписания соответствующего протокола).

Согласно п. 9.4 Положения о закупках в случае, если участник конкурентной закупки, обязанный заключить договор, не предоставил Заказчику в срок, указанный в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении конкурентной закупки), подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения договора. В случае уклонения участника закупки от заключения договора внесенное обеспечение заявки такому участнику закупки не возвращается (если требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке было предусмотрено Заказчиком в документации о конкурентной закупке).

Заказчиком «26» апреля 2023 года на сайте электронной торговой площадки АО «ТЭК — Торг» по адресу в сети «Интернет»: https://www.tektorg.ru/ размещен проект договора № 32312262442, который был подписан участником «03» мая 2023 года в 14 часов 17 минут.

Одновременно с подписанным договором победителем была размещена независимая гарантия №9991-4Sl/1264282 от 02.05.2023 г, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора на сумму 141 993,33 (сто сорок одна тысяча девятьсот девяносто три) рубля 33 копейки, что эквивалентно 2% от начальной (максимальной) цены договора.

Согласно содержанию независимой гарантии №9991-4S1/1264282 от 02.05.2023 г., оформлена не в соответствии с типовой формой, утвержденной п.б Постановления Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397 «О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление Правительства РФ № 1397).

В извещении и документации электронного аукциона, а именно п.2З.2 Раздела П «Информационная карта аукциона» установлено требование к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки, на основании положения пунктов 1 - З, подпунктов «а» и «б» пункта 4 части 14.l, частей 14.2 и 14.3 статьи 3.4 Федерального закона № 223-Ф3.

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки, требованиям, предусмотренным статьей 3.4. Федерального закона №223-ФЗ, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

В соответствии с пп.2) пункта 42 Раздела П «Информационная карта аукциона» участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае не предоставления обеспечения исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке, или предоставления с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке,- если требование о предоставлении такого обеспечения было предусмотрено документацией о закупке и проектом договора.

Представленная участником закупки в качестве обеспечения договора копия независимой гарантии N2 9991-4Sl/1264282 от 02.05.2023 г. не соответствует типовой форме независимой гарантии, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1397 и условиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе.

Таким образом, участник закупки признается уклонившимся от заключения договора за не предоставление обеспечения исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке, или предоставления с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке требования о предоставлении обеспечения исполнения договора, предусмотренного извещением и документацией о закупке и проектом договора.

Протоколом 32312262442-4 от 03.04.2023г ООО «СИГМА» признано закупочной комиссией уклонившимся от заключения договора.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о закупках.

Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта уклонения поставщика от заключения договора, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.

Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.

Принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки, подавая заявку и делая ценовое предложение, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

ООО "Сигма" в адрес УФАС по Чувашской Республике дало следующие пояснения по факту уклонения от заключения договора:

Со стороны ООО «СИГМА» договор был подписан на площадке 3 мая 2023 г. с приложением, в качестве обеспечения исполнения, договора независимой гарантии №9991-4S/1264285, выпущенной банком «УРАЛСИБ», тем самым выполнив условия документации о проведении аукциона. Так же, 3 мая 2023г., ответственному лицу заказчика, с целью дополнительного информирования, в Whats арр чате были высланы фото и видео материалы, планируемого к поставке автомобиля Hyundai Staria. Однако, 3 мая 2023 г., закупочной комиссией заказчика, было принято решение о несоответствии предоставленной банковской гарантии требованиям статьи 3.4 223 ФЗ и принято решение признать ООО «СИГМА» уклонившейся от заключения договора, путем составления протокола 32312262442-4.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, ООО «СИГМА» 04.05.2023 направило заказчику письмо (исх №1 от 04.05.2023) по электронной почте avtobaza@cap.ru, указанной в извещении, с предложением о предоставлении альтернативного (денежного) обеспечения исполнения обязательств по договору, но ответа на него по состоянию на 24.05.2023 г. не последовало. В документации о проведении аукциона отсутствует требование о согласовании проекта банковской гарантии с заказчиком, так же такие требования отсутствуют в действующей законодательной базе федерального закона ”О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Так же принципал, в соответствии с действующим законодательством, не может оказать решающего влияния на окончательный текст независимой гарантии и диктовать гаранту текст и условия ее выдачи, таким образом ответственность за соответствие текста независимой гарантии, по действующему законодательству, лежит на гаранте.

Общество считает действия закупочной комиссии ошибочными и преждевременными, так как в протоколе не указаны конкретные нарушения и несоответствия в представленной независимой гарантии, поставщику не предоставлена возможность ознакомиться с предполагаемыми комиссией нарушениями в независимой гарантии и возможность их исправления, либо предоставление альтернативного обеспечения исполнения договора, путем внесения денежных средств, т.к. срок предоставления обеспечения исполнения договора заканчивался 7 мая 2023 г. включительно, согласно аукционной документации. Таким образом ООО «СИГМА», действуя добросовестно, предприняло все возможные попытки для заключения и исполнения договора поставки автомобиля со своей стороны.

Вместе с тем, уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от заключения контракта (договора) уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Термин "уклонение от заключения договора" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

Оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для внесения сведений об ООО «Сигма» в РНП. В заседании комиссии Чувашского УФАС России, в присутствии представителей заказчика и представителя победителя закупки, в отношении которого направлены сведения для включения в РНП, факт недобросовестного (виновного) уклонения ООО «Сигма» от заключения договора по результатам закупки не нашел своего подтверждения.

Рассмотрев представленные документы и материалы, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Заказчик не настаивает на включение в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Сигма», Комиссия Управления посчитала возможным не включать ООО «Сигма» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",

 

РЕШИЛА:

 

Не включать сведения в отношении ООО «Сигма», находящемся по адресу: 111399, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мартеновская, дом 13, кв. 42 (ИНН 7720865931, ОГРН 1227700243330, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением поставщика от заключения договора, который должен быть заключен по результатам проведения закупки 32312262442 на поставку автомобиля.

 

Председатель Комиссии "..."

 

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

2023-3585

 

 

Связанные организации

АО "ТЭК-ТОРГ"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ООО "СИГМА"
ИНН 7720865931, ОГРН 1227700243330
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
ИНН 2128045810, ОГРН 1022101140434