Постановление №ВК/6104/23 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 10 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

о наложении штрафа по делу

 

об административном правонарушении №021/04/14.32-790/2023

 

«10» октября 2023 года г. Чебоксары

 

Я, "...", рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 021/04/14.32-790/2023, возбужденного по части 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении директора Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики "..."

в присутствии представителя "..." действующего по доверенности от16.08.2023 сроком действия до 31.12.2023,

в отсутствие надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела представителя ООО «Промавтоматик»,

 

УСТАНОВИЛ:

Решением Чувашского УФАС России от 28.11.2022 по делу №021/01/16-347/2022 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, в частности к ограничению доступа на данный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов.

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в следующем.

Из прокуратуры Чувашской Республики, из ФАС России, от Главного Федерального инспектора по Чувашской Республики поступило обращение ООО «Промавтоматик» о незаконных действиях Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее — Минстрой Чувашии) и ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, выразившихся в необоснованном требовании от бюджетных и муниципальных организаций республики расторжения существующих государственных контрактов по обслуживанию и эксплуатации котельных и одновременного заключения договоров с ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

В рамках рассмотрения обращения в целях установления правовых оснований требования Минстроя Чувашии о необходимости заключения договоров на обслуживание котельных с ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, в министерстве затребованы письменные пояснения относительно передачи ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики с указанием правовых оснований такой передачи, в том числе, без конкурентных процедур.

Минстрой Чувашии в ответ на запрос Чувашского УФАС России письмом от 21.02.2022 сообщил, что Законом Чувашской Республики от 11.12.2020 N 108 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в 2021 году предусмотрены финансовые средства в виде субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных на создание, развитие и обеспечение функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» в сумме "..." рублей.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2021 N 665, и в целях реализации мероприятий Минстроем Чувашии с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии заключено соглашение о предоставлении и расходовании субсидии от 29.12.2021, в соответствии с которым предприятию перечислено "..." рублей.

Целью создания единой диспетчерской службы теплоснабжения является повышение бесперебойности, безопасности и устойчивого обеспечения поставки энергетических ресурсов для потребителей, которые обеспечиваются теплоснабжением и горячим водоснабжением от котельных, находящихся в государственной собственности, а это порядка 130 котельных.

По результатам изучения полученной в ходе рассмотрения обращения информации и документов в действиях Минстроя Чувашии по направлению органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления Чувашской Республики письма от 22.12.2021 №19/07-14607 об обеспечении заключения договоров обслуживания муниципальных котельных с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далееЗакон о защите конкуренции).

В этой связи Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало 15.03.2022 Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики предупреждение №ВК/1720/22 о необходимости прекращения в срок до 31 марта 2022 года действий по установлению для органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления Чувашской Республики ограничения выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке технического обслуживания объектов теплоснабжения и водоснабжения путем отзыва письма от 22.12.2021 №19/07-14607 о необходимости заключения в первоочередном порядке договора на обслуживание котельных Чувашской Республики с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии и письменного разъяснения органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления Чувашской Республики о возможности и необходимости заключения договоров на техническое обслуживание объектов теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Письмом от 25.03.2022 №19/07-3501 Минстрой Чувашии сообщил об исполнении указанного предупреждения путем направления органам исполнительной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии письма от 22.03.2022 №19/08-3329 об отзыве письма от 22.12.2021 №19/07-14607 о необходимости заключения в первоочередном порядке договора на обслуживание котельных Чувашской Республики с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, где письменно разъяснено о возможности и необходимости заключения договоров на техническое обслуживание объектов теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Однако, как следует из отозванного Минстроем Чувашии письма, поводом для направления письма послужило совместное подписание предприятием и министерством «Дорожной карты по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных и государственных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики», реализация которой приводит к заключению договоров технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения исключительно с предприятием и отказ от заключения, расторжение договоров с иными хозяйствующими субъектами.

Усмотрев в поведении Минстроя Чувашии и ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на рынок технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, и устранение с него хозяйствующих субъектов, Чувашское УФАС России приказом от 13.04.2022 №40 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства №021/01/16-347/2022 и создало Комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Изучив материалы и документы, представленные лицами, участвующими в деле, а также выслушав их доводы, Комиссия установила следующее.

10.12.2021 Минстрой Чувашии в рамках мероприятий по созданию единой диспетчерской службы системы теплоснабжения Чувашской Республики направило в Минздрав Чувашии, Минобразования Чувашии, Минтруд Чувашии, Минспорт Чувашии и Минкультуры Чувашии письмо №19/07-14022 с просьбой уведомить ответственных лиц по курируемому направлению о начале выездного обследования тепловых сетей представителями ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии и о необходимости представить доступ в котельные, находящиеся в ведении министерства.

В то же время Минстроем Чувашии совместно с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии 14.12.2021 согласована и утверждена «Дорожная карта по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики» (далее также - Дорожная карта), в соответствии с которой сторонами согласована информация о действующих на момент подписания дорожной карты организациях, обслуживающих 321 котельную, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, и о планируемых сроках передачи функций обслуживания каждой котельной ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

В последующем письмом от 17.12.2021 №3381 ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии просило вышеперечисленные министерства и администрации муниципальных образований обеспечить передачу функций обслуживания муниципальных котельных предприятию, а также обеспечить заключение договоров обслуживания в соответствии с указанной Дорожной картой в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики.

Письмом от 22.12.2021 №19/07-14607 Минстрой Чувашии сообщил органам исполнительной власти Чувашской Республики и главам администраций муниципальных образований о том, что по поручению заместителя председателя Кабинета Министров Чувашской Республики — министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики реализуются мероприятия по созданию единой теплоснабжающей организации на территории Чувашской Республики. Во исполнение требований подпрограммы по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» и Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2021 №665, предприятием формируется перечень 111 объектов теплоснабжения (котельных), в которых должны быть установлены приборы удаленного контроля оборудования для подключения к диспетчерской службе теплоснабжения Чувашской Республики. В этой связи в письме Минстрой Чувашии просит в соответствии с прилагаемой Дорожной картой обеспечить с 01.01.2022 передачу функций обслуживания муниципальных котельных ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии в количестве 83 котельные, расположенные на территории 15 муниципальных образований.

На основании изложенного, Минстрой Чувашии в своем письме от 22.12.2021 требует обеспечить заключение договоров обслуживания в соответствии с Дорожной картой, руководствуясь распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.06.2020 №562-р, приказом Госслужбы по тарифам от 15.07.2020 №01/06-493 "Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с использованием электронного ресурса". При этом орган власти обращает внимание адресатов письма на то, что вопрос качества содействия должностными лицами исполнительной власти/муниципальных образований предприятию при исполнении поручения находится на личном контроле заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики — министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики "..."

Между тем постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2018 N 588 в редакции от 02.12.2021 утверждена Государственная программа Чувашской Республики "Модернизация и развитие сферы жилищно- коммунального хозяйства", в рамках которой ответственным исполнителем Государственной программы назначено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

При этом Государственной программой Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период поручено предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

В рамках указанной Государственной программы установлены следующие подпрограммы:

  1. "Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики";

  2. "Развитие систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для очистки сточных вод";

  3. "Строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки с учетом оценки качества и безопасности питьевой воды";

  4. "Газификация Чувашской Республики";

  5. "Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства».

Задачами Государственной программы являются:

повышение эффективности работы коммунальных котельных, снижение потерь при транспортировке тепловой энергии;

-строительство и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках реализации инвестиционных проектов;

-внедрение новых технологий обработки воды на водоочистных станциях;

-повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Чувашской Республики;

-содействие развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры.

Одним из мероприятий подпрограммы "Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики" является создание, развитие и обеспечение функционирования системы автоматического сбора данных (абзац введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 02.12.2021 N 612).

Как указано в пунктах 4, 4.1 мероприятий подпрограммы их реализация позволит повысить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг за счет автоматизации мониторинга и управления теплоэнергетическим комплексом, в связи с чем предусмотрено «Создание, развитие и обеспечение функционирования информационной системы "Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики"».

При этом задачами подпрограммы являются: модернизация коммунальной инфраструктуры для сокращения будущих расходов на текущий ремонт и экономии энергоресурсов; привлечение частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры; оказание государственной поддержки собственникам помещений (гражданам) в многоквартирных домах при переводе с централизованного на индивидуальное отопление.

В связи с необходимостью реализации Государственной программы и ее подпрограмм Законом Чувашской Республики от 11.12.2020 N 108 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в 2021 году предусмотрены финансовые средства в виде субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных на создание, развитие и обеспечение функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» в сумме "..." рублей.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2021 N 665 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые регламентируют условия и порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики государственным унитарным предприятиям Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях реализации мероприятий подпрограммы "Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики" государственной программы Чувашской Республики "Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 588 по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы "Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики".

В соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления субсидий 29.12.2021 ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии направило в Минстрой Чувашии заявку на получение вышеуказанной субсидии, после чего в тот же день между органом власти и предприятием заключено соглашение о предоставлении и расходовании субсидии ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии в целях реализации мероприятий подпрограммы.

В соответствии с соглашением его предметом является порядок и условия предоставления министерством предприятию субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных Правилами, по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы "Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики". Согласно представленным Минстроем Чувашии заявке на получение субсидии от 29.12.2021 №3479 и платежному поручению от 30.12.2021 ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии перечислена субсидия в размере "..." рублей.

При этом услуга по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» являлась объектом закупки в соответствии с открытым конкурсом (извещение от 12.11.2021 № 0515500000321000003), заказчиком которого выступило ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

Между тем реализация вышеназванной подпрограммы предусматривает лишь модернизацию коммунальной инфраструктуры путем осуществления мероприятия по созданию и функционированию информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики», а не созданию единой организации, единолично осуществляющей техническое обслуживание всех объектов теплоснабжения на территории Чувашской Республики.

Иное толкование смысла подпрограммы противоречит задачам самой Государственной программы по содействию развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, Дорожная карта о передаче предприятию функций обслуживания 321 муниципальных котельных Чувашской Республики утверждена еще до заключения между Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии соглашения о предоставлении и расходовании субсидии.

Таким образом, согласованная и утвержденная Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии 14.12.2021 «Дорожная карта по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики» направлена на передачу функций обслуживания 321 муниципальных котельных конкретному хозяйствующему субъекту - ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии и заключения с ним в планируемые сроки соответствующего договора обслуживания при отсутствии правовых оснований такого, поскольку техническое обслуживание объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о создании органом государственной власти и предприятием ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию объектов водо- и теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также устранению хозяйствующих субъектов с данного товарного рынка.

Вышеуказанные одновременные и совместные действия Минстроя Чувашии и предприятия свидетельствуют о заключении ими соглашения, нашедшего отражение в Дорожной карте, которое направлено на установление единственного хозяйствующего субъекта, обслуживающего на территории Чувашской Республики объекты тепло- и водоснабжения, находящиеся в республиканской и муниципальной собственности.

Как следует из самой Дорожной карты, организациями, обслуживающими котельные, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории Чувашской Республики, являются МУП «АПОК», ООО «Теплоснаб», ООО «Промавтоматик», ООО «Энергия», ООО «Коммунальный сервис», МУП «ЖКХ Козловское», МУП ЖКХ Красноармейского района, ООО «ЭК «Котельная», МУП ЖКХ «Моргаушское», МУП УР «Урмарытеплосеть», ООО «Аверс», ОАО «Коммунальник» и другие хозяйствующие субъекты.

В марте т.г. после выдачи Министерству соответствующего предупреждения письмами Минстроя Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии в адрес органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чувашской Республики направлена информация об отзыве подписей представителей Минстроя Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, проставленных в «Дорожная карта по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики».

Между тем реализация данной Дорожной карты привела к заключению:

10.01.2022 договора №3 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Большешигаевская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Энергетическая компания «Котельная»);

10.01.2022 договора №4 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Гимназия № 1» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №5 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Бичуринская начальная школа — детский сад» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №6 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБДОУ «Детский сад «Светлячок» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №7 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Сутчевсая СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №8 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №9 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора № 10 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №11 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Кугеевская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №12 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МАОУ «Козловская СОШ №2» г.Козловка Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

10.01.2022 договора №13 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

01.01.2022 договора №14 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Карамышевская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

01.01.2022 договора №17 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Тюрлеминская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

30.12.2021 договора №18 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Солдыбаевская ООШ им. А.Г. Журавлева» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

01.01.2022 договора №19 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Еметкинская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

10.01.2022 договора №20 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Абашевская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

10.01.2022 договора №21 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Синьяльская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

24.01.2022 договора №22 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Синьял-Покровская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

10.01.2022 договора №23 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Тренькасинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

01.01.2022 договора №24 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Туруновская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

01.01.2022 договора №25 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБДОУ «Сятра-Хочехматский детский сад «Дружба» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

10.01.2022 договора №26 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Чиршкасинская ООШ имени Л.В. Пучкова» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

24.01.2022 договора №27 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Янгильдинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

01.01.2022 договора №28 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Акулевская НОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

24.01.2022 договора №29 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Икковская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

и других договоров с учреждениями Чувашской Республики.

При этом согласно информации ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, представленной письмом от 28.04.2022 №1200, предприятием в 2021 году договоры на техническое обслуживание котельных с государственными и муниципальными заказчиками не заключались.

Между тем в соответствии с письмами ООО «Энергетическая компания «Котельная» от 11.04.2022 и от 10.10.2022 после утверждения и согласования предприятием и Минстроем Чувашии Дорожной карты обществу директорами образовательных учреждений Мариинско-Посадского района было отказано в заключении договоров на комплексное техническое обслуживание котельных с 01 января 2022 года. При этом общество указывает, что имеет желание и возможность технического обслуживания котельных, находящихся в муниципальной собственности Мариинско-Посадского муниципального округа, в отношении которых было отказано в заключении договоров технического обслуживания на 2022 год.

Согласно письму МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района» от 12.04.2022 с государственными (муниципальными) учреждениями были заключены договоры технического обслуживания котельных на 2021 год, а на 2022 год - не заключались.

Письмом от 13.04.2022 ООО «Теплоснаб» представило информацию с перечнем котельных, в отношении которых ранее обществом были заключены 13 договоров технического обслуживания, и в отношении которых с 2022 года на основании Дорожной карты договоры заключены с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

В соответствии с пояснениями, данными представителями МУП ЖКУ Цивильского городского поселения Цивильского района и МУП «Урмарского района «Урмарытеплосеть» на заседании Комиссии от 28.07.2022, утвержденная и согласованная ответчиками «Дорожная карта по передаче функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики» создает для предприятий положение, влекущее устранение с рынка технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики.

Кроме того, в материалах дела имеются пояснения ООО «Теплоснаб» о созданий препятствий доступу на указанный рынок путем отказа государственными и муниципальными учреждениями Чувашской Республики в возобновлении договорных отношений по техническому обслуживанию котельных и одновременному заключению договоров с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

На основании изложенного, в совокупных действиях Минстроя Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии по утверждению Дорожной карты о передаче предприятию функций обслуживания 321 муниципальных котельных Чувашской Республики, по ее реализации, по направлению Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии до выявления получателя субсидии администрациям муниципальных образований и министерствам Чувашской Республики письма от 22.12.2021 №19/07-14607 и письма от 17.12.2021 №3381 соответственно об обеспечении передачи функций обслуживания муниципальных котельных предприятию и заключении договоров обслуживания в соответствии с Дорожной картой, которое в последующем повлекло заключение заказчиками таких договоров, Комиссия усмотрела наличие между органом власти и хозяйствующим субъектом соглашения, которое привело к ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов.

О конкретных фактах ограничения конкуренции свидетельствуют заявления ООО «Помавтоматик», ООО «Теплоснаб», пояснения ООО «ЭК «Котельная» и других участников рынка, связанные с отказом государственных и муниципальных учреждений Чувашской Республики от заключения с ними договоров обслуживания котельных со ссылкой на Дорожную карту.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу пункта 7 статьи Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции при квалификации тех или иных действий в качестве соглашения обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения - органа власти и хозяйствующего субъекта.

В рассматриваемом случае наблюдается двустороннее волеизъявление сторон, поскольку обе стороны предпринимали активные действия, направленные на заключение договоров обслуживания муниципальных и государственных котельных исключительно с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

Согласно аналитическому отчету (обзору) по анализу состояния конкуренции на рынке технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности, рассматриваемое соглашение оказало негативное влияние на указанный рынок в пределах географических границ - Чувашская Республика.

В рассматриваемом случае в поведении органа государственной власти Чувашской Республики и хозяйствующего субъекта Комиссией выявлено осуществление единой стратегии, направленной на создание преимущественных условий деятельности для своего подведомственного предприятия путем устранения конкурентов на рынке технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики.

Таким образом, Комиссия, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к окончательному выводу о заключении Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики соглашения, которое привело к ограничению доступа на рынок технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, и устранение с него хозяйствующих субъектов, что нарушает пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из информации, предоставленной ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии письмом от 28.04.2022 №1200 (приложение №1) предположительный совокупный доход от реализации антиконкурентного соглашения составляет "...".

Соглашение было подписано и реализовывалось в период с 14 декабря 2021 года по 28 марта 2022 года.

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Нарушение хозяйствующим субъектом пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предусматривает административную ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц в соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Распоряжением Кабинетов Министров Чувашской Республики от 30.08.2021 №768-р "..." назначен на должность директора ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии. Приказом ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии от 30.08.2021 №04-05/74 также подтверждается назначение "..." на должность директора. В соответствии с трудовым договором с руководителем ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии от 30.08.2021 директор предприятия является единоличным исполнительным органом государственного унитарного предприятия Чувашской Республики и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия.

Дорожная карта по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики со стороны предприятия подписана "..."

Таким образом, "..." имел возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом о защите конкуренции, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, директор ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии "..." подлежит ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения "..."подтверждается решением Чувашского УФАС России от 28.11.2022 по делу №021/01/16-347/2022.

Установлено, что "..." имел возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Законом о защите конкуренции, но данным должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объект административного правонарушения: общественные отношения, в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

Субъект административного правонарушения: директор Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики "..."

Субъективная сторона: "..." имел возможность не совершать указанных действий, однако, этого не сделал, виновно совершив, тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Оценив обстоятельства дела, оснований для признания совершенного "..." правонарушения малозначительным не усматриваю, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям. В данном случае усматривается пренебрежительное отношение к правилам и запретам, установленным антимонопольным законодательством.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из материалов дела, установлено одно обстоятельство, смягчающее административную ответственность "..." - добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, поскольку в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №021/01/17-210/2022 установлено, что подпись "...", проставленная на Дорожной карте по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики, им отозвана.

Вместе с тем "...". не приведены какие-либо доводы, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями. Не усматриваю и исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица и соответственно оснований для применения к нему части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, считаю возможным применить административное наказание в виде административного штрафа в пределах низшей санкции.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 1.7, 4.1, 14.32, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать директора Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики "..."  виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить директору Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики "..." административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Штраф надлежит перечислить на р/счет N 03100643000000011500 в Отделение – НБ Чувашская Республика //УФК по Чувашской Республике г.Чебоксары,

Кор/счет 40102810945370000084, БИК 019706900.

В поле "Получатель": УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России),

ИНН 2128017971, КПП 213001001, код КБК 161 116 01141 01 0032 140; ОКТМО 97701000.

Назначение платежа: Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России № 021/04/14.32-790/2023 от 10.10.2023.

УИН 16100500000001785887

Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 3-х дневный срок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 КоАП РФ в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления и вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

 

"..."    

 

 

 

 

 

 

2023-7050

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны