Определение №05-04/4212 Рассмотрение дела назначено на 27 июня. от 13 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 021/01/17-37/2019

 

11 июня  2019 года                                                                                           г. Чебоксары

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/17-37/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

при отсутствии   на заседании Комиссии заявителя – «…»

при присутствии на заседании Комиссии – ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике:

-  «…»

 

рассмотрев материалы дела № 021/01/17-37/2019, возбужденного в отношении – ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике  по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Член Комиссии «…» сообщила, что в  Чувашское УФАС России поступили обращения «…» (вх. Управления от 09.01.2019 № 68, от 14.02.2019 № 05-04/888) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, при  проведении  торгов, в которых  победителями были признаны ООО «Жемчужина Чувашии», АО «Санаторий Чувашия».

При анализе извещений о проведении электронных аукционов, по предмету - оказание услуг по санаторно – курортному лечению граждан – получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, где заказчиком  выступало ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике установлено, что место доставки товара, выполнения работ или оказания услуг указана Чувашская Республика.

Так же при анализе документации о проведении электронных аукционов выявлено, что в информационных картах электронных аукционов в условиях контракта, местом доставки товара, выполнения работ или оказания услуг установлено - Чувашская Республика.

То есть, место доставки товара Чувашская Республика было обязательным условием контрактов по извещениям 0215100002417000256, 0215100002417000253. 0215100002416000070, 0215100002416000071, 0215100002418000044.

Аналогичным образом, при проведении электронных аукционов по извещениям            № 0215100002417000145, 0215100002417000066, 0215100002417000064, 0215100002416000358, 0215100002413000104, 0215100002413000045, где заказчиком являлось ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике,  победителем была признано АО «Санаторий Чувашия», в связи с тем, что являлось единственным участником, в  вышеуказанных извещениях и в информационных картах электронных аукционов в условиях контракта, местом доставки товара, выполнения работ или оказания услуг установлено-Чувашская Республика.

Между тем, заказчик при выборе места лечения должен был руководствоваться общими условиями выбора санаторно-курортных организаций, которые были указаны в приказах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 № 281н и 07.06.2018 № 321н «О порядке  медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», что не исполнено заказчиком.

При анализе технических заданий по извещениям: 0215100002417000256, 0215100002417000253, 0215100002416000070, 0215100002416000071, 0215100002418000044  по предмету - оказание услуг по санаторно – курортному лечению граждан – получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлено, что технические задания содержат лишь общие требования к качеству услуг.

Таким образом, заказчик - ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, заранее указав место доставки товара, выполнения работ или оказания услуг-  Чувашскую Республику в  извещениях о проведении электронных аукционов по предмету - оказание услуг по санаторно – курортному лечению граждан – получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг ограничил количество участников такого аукциона, ограничил доступ к участию в таком аукционе, так как участвовать в вышеуказанных торгах могли организации лишь из одного субъекта Российской Федерации (Чувашская Республика), тем самым потенциальные участники санаторно - курортные организации из других субъектов Российской Федерации, обладающие схожими климатическими условиями были ограничены в таких правах.

Представитель ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике «…» нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил следующее. Региональное отделение Фонда осуществляет агентские функции по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - граждане льготной категории), государственных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (далее - Закон 178-ФЗ).

Как следует из положений статьи 6.2. указанного выше закона, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, предоставляется при наличии медицинских показаний в санаторно- курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ).

Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-­правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением офшорной компании) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В извещениях о проведении электронных аукционов, поименованных в определении об отложении рассмотрения дела, каких-либо ограничений относительно места нахождения участника закупки не предусмотрено.

В соответствии со статьёй 42 Закона о контрактной системе в извещении и документации об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация, содержащая краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с ч.3 ст.40 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-­оздоровительных местностях и на курортах.

Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно- курортное лечение утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 (далее- Порядок № 256).

Согласно пункту 1.2 Порядка № 256 медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства.

Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близ расположенные санаторно-курортное учреждения, необходимого профиля.

Законом 178-ФЗ предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  •  инвалиды войны;
  •  участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  •  военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  •  лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  •  лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  •  члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  •  инвалиды;
  •  дети-инвалиды.

Из справок для получения путевки по форме 070/у, выданных в соответствии с п. 1.5 Порядка № 256 следует, что лица, обращающиеся за получением санаторно- курортного лечения, являются инвалидами (детьми-инвалидами), отягощенными сопутствующими заболеваниями, как правило с нарушениями здоровья возрастного характера. Учитывая наличие инвалидности, поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии их здоровья.

Кроме того, следует учитывать, что санаторно-курортное лечение в силу статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является одним из основных направлений реабилитации (абилитации) инвалидов - полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности).

Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 предусмотрено, что реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быт доступными для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания.

Таким образом, при проведении закупок местом оказания услуг с учетом потребностей в услугах, медицинских рекомендаций для больных, географических и природно-климатических факторов, профиля лечения, указанных в справках для получения путевок ф.070-У, обоснованно указана Чувашская Республика.

С учетом приведенных норм Региональное отделение Фонда считает, что извещения о проведении электронных аукционов и их документация не противоречат Закону о контрактной системе, поскольку участниками аукционов могли быть любые юридические лица независимо от их местонахождения. Указание в аукционной документации мест оказания услуг соответствует статье 42 Закона о контрактной системе и само по себе не свидетельствует о фактической невозможности всех лиц, имеющих право на оказание услуг, принять участие в аукционе независимо от их места нахождения. Отсутствие в Чувашской Республике у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, соответствующих санаторно-курортных учреждений является результатом их экономической деятельности и не доказывает нарушения заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников аукциона.

Необходимо учитывать также то обстоятельство, что в соответствии со статьёй 6.2 Закона 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В случае заключения государственного контракта с санаторно-курортным учреждением, находящимся за пределами Чувашской Республики, Региональное отделение Фонда будет вынуждено нести дополнительные затраты на междугородний проезд граждан к месту санаторно-курортного лечения, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств.

Относительно неисполнения Региональным отделением Фонда приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 № 281н и 07.06.2018 № 321н «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», следует отметить, что указанные приказы разработаны в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и не содержат каких-либо условий выбора санаторно-курортных организаций.

Учитывая вышеизложенное, Региональное отделение Фонда считает, что в его действиях отсутствуют нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

 

Руководствуясь статьями 42, 45, статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № №  021/01/17-37/2019  отложить.

2. Назначить дело № №  021/01/17-37/2019  к рассмотрению на 27 июня 2019 года в 08 часов 30  минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д.2).

3. ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, в срок, не позднее 25 июня 2019 года представить подробные пояснения относительно указания в документации о торгах места доставки товара, выполнения работ или оказания услуг - Чувашская Республика (с приложением подтверждающих документов выбора места), а также дополнительные пояснения со ссылками на нормы права с учетом судебной практики относительно рассматриваемого Комиссией вопроса.

 

 

 

Примечания:

 

1.            Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 62-25-88.

2.            В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.            В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны