Решение №ВК/3146/24 Решение по делу 021/07/3-403/2024 от 14 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Дело № 021/07/3-403/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей от заказчика – акционерного общества «Чебоксарские городские электрические сети» (далее — АО «ЧГЭС»; Заказчик)"..."

в отсутствие представителей заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Максимум» (далее — ООО «Максимум»; Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Максимум» на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объектах АО «Чебоксарские городские электрические сети» (изв. 32413571617 ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 22.05.2024 поступила жалоба ООО «Максимум» (вх. № 4544-ЭП/24) на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объектах АО «Чебоксарские городские электрические сети» (изв. 32413571617).

Из жалобы следует, что обществом подана заявка на участие в указанном конкурсе в электронной форме. Заявка ООО «Максимум» была отклонена «на основании п. 12 раздела 4 Документации «Информационная карта конкурса» Обязательные требования к Участникам конкурса, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Организатором размещения заказа» (несоответствие п.8 Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 №1128 об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений)».

Заявитель с таким отклонением не согласен, указывает, что предоставленная в составе заявки лицензия соответствует требованиям действующего законодательства и предоставляет обществу право на осуществление работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки.

На основании изложенного Заявитель просит провести проверку действий закупочной комиссии Заказчика по фактам изложенным в жалобе, выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

При рассмотрении жалобы (до объявления перерыва) представитель Заявителя поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил признать ее обоснованной.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, указали, что заявка ООО «Максимум» отклонена обоснованно, поскольку предоставленная в составе заявки лицензия не позволяет обществу осуществлять работы на территории Чувашской Республики. Просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд Открытого Акционерного Общества «Чебоксарские городские электрические сети», утвержденным Решением Совета директоров ОАО «Чебоксарские городские электрические сети» от 02.06.2023 (далее - Положение о закупке).

Заказчиком 03.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32413571617 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объектах АО «Чебоксарские городские электрические сети», с начальной (максимальной) ценой договора 13 609 998,00 рублей.

В соответствии с протоколом заседания ЕЗК по рассмотрению вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объектах АО «Чебоксарские городские электрические сети» от 16.05.2024 на участие в закупке подано 4 заявки. Все заявки признаны не соответствующими установленным требованиям.

В качестве основания для отклонения заявки ООО «Максимум» указано «на основании п. 12 раздела 4 Документации «Информационная карта конкурса» Обязательные требования к Участникам конкурса, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Организатором размещения заказа» (несоответствие п.8 Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 №1128 об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений)».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены статьей 3.4 Закона о закупках.

В силу части 2 статьи 3.4 Закона о закупках Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

требования к участникам такой закупки.

Пунктом 12.3 раздела 4 Документации «Информационная карта конкурса» установлено требование о том, что исполнитель должен иметь лицензию в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 №1128 об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, содержащей следующие виды работ:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

В соответствии с пунктом 11.7 раздела 1 Документации по результатам рассмотрения вторых частей и ценовых предложений Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено закупочной документацией, содержанию и оформлению);

предоставление участником в составе заявки недостоверных сведений, либо наличия в составе заявки недостоверных сведений об участнике процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках (в случае привлечения), о предлагаемых товарах, работах, услугах, об опыте выполнения аналогичных договоров, о производителе (заводе-изготовителе) продукции, и пр.;

несоответствие участника конкурса хотя бы одному из требований, перечисленных в п 2.1 Документации;

несоответствие субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) требованиям документации, если они были установлены;

несоответствие Заявки участника (одной или более частей) договорным условиям и (или) требованиям технического задания Заказчика (объемам работ, видам работ и т.д.), ухудшающие или изменяющие результат выполнения работ (оказания услуг);

наличие информации об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России;

наличие в заявке на участие в конкурсе предложения о цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), превышающего начальную (максимальную) цену договора, установленную документацией.

Установлено, что ООО «Макисимум» в составе заявки предоставило копию лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений № 74-06-2020-000054 (ЛО14-00101-74/00122846) от 22.01.2020, выданная ГУ МЧС России по Челябинской области (приказ ГУ МЧС России по Челябинской области № 211 от 02.02.2023), с указанием адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Первой Пятилетки, д. 55, офис 103.

В соответствии с условиями закупки необходимо осуществлять работы по монтажу системы пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объектах АО «Чебоксарские городские электрические сети» (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Водопроводная, д. 2А; Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Биржевая, д. 7Б).

Согласно положений части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

При этом, согласно части 5 статьи 9 указанного закона, деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

О выполняемых работах, оказываемых услугах, составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензиат обязан уведомлять лицензирующий орган путем направления соответствующей информации в порядке, установленном положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В соответствии с пунктом 51.1 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128, лицензиат обязан не позднее 5 рабочих дней с момента подписания договора (контракта) на выполнение работ (оказание услуг), указанных в приложении к настоящему Положению, а при отсутствии такого договора (контракта) - до начала их фактического осуществления уведомить об этом в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» лицензирующий орган.

Иных требований для уведомления лицензирующего органа законодательством Российской Федерации не предусмотрено

Вышеуказанная позиция отражена также в письме Главного управления МЧС России по Чувашской Республике — Чувашии то 10.06.2024 № ИВ-173-4-1-182.

Таким образом, на этапе рассмотрения заявок (до заключения договора) у комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ООО «Максимум» по основанию, указанному в протоколе от 16.05.2024.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях комиссии Заказчика нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Максимум» обоснованной, а в действиях комиссии Заказчика — нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия считает необходимым выдать предписание Заказчику и комиссии Заказчика.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО «Максимум» на действия закупочной комиссии заказчика — акционерного общества «Чебоксарские городские электрические сети» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объектах АО «Чебоксарские городские электрические сети» (изв. 32413571617 ) обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии заказчика — акционерного общества «Чебоксарские городские электрические сети» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре на объектах АО «Чебоксарские городские электрические сети» (изв. 32413571617 ) нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчикуакционерному обществу «Чебоксарские городские электрические сети» и комиссии заказчика предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2024-3550

 

 

Связанные организации

АО "ТЭК-ТОРГ"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
АО "Чебоксарские городские электрические сети"
ИНН 2129056684, ОГРН 1052128016390
ООО Максимум
ИНН 7452108620, ОГРН 1137452001928