Решение №НВ/4230/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 2 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «ПК «Реквизит»

 

Дело № 021/06/64-603/2020                                                        г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  28 мая 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<......>

в присутствии представителей от:

Заказчика - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии – <......>

заявителя – ООО «ПК «Реквизит» -  <......>

 

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПК «Реквизит» (далее – ООО «ПК «Реквизит») на положения аукционной документации Заказчика – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на прочую закупку товаров (имитаторы наркотических средств (героин, кокаин, каннабис, амфетамин, опий-сырец)) (изв. № 0315100001120000011), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 21.05.2020 поступила жалоба ООО «ПК «Реквизит» на положения аукционной документации Заказчика при проведении электронного аукциона на прочую закупку товаров (имитаторы наркотических средств (героин, кокаин, каннабис, амфетамин, опий-сырец)) (изв. № 0315100001120000011) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о Контрактной системе в связи с тем, что:

- при описании объекта закупки в аукционной документации отсутствует информация о конкретном составе вещества товара, об основных процентных соотношениях веществ (конкретные исходные и конечные величины, минимальные и максимальные значения товара), а также не указаны ГОСТы к требуемым товарам;

  • начальная (максимальная) цена контракта определена Заказчиком не верно;
  • указание в документации требования к сроку годности товара, ограничивает количество участников аукциона;
  •  требование о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком (исполнителе, подрядчиком), установлено не в соответствии в требованиями части 20 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного заявитель просит выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не признали, указали, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

12.05.2020 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315100001120000011 о проведении электронного аукциона на прочую закупку товаров (имитаторы наркотических средств (героин, кокаин, каннабис, амфетамин, опий-сырец)), с начальной (максимальной) ценой контракта 15 900,00 руб. Одновременно размещена аукционная документация.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом поставки объявленной закупки является закупка товаров (имитаторы наркотических средств (героин, кокаин, каннабис, амфетамин, опий-сырец)).

Описание объекта закупки, а также требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке установлены Техническим заданием Технической части документации об электронном аукционе (Приложение №3 к аукционной документации).

В Техническом задании аукционной документации указаны требования к закупаемому товару - одорологические имитаторы героин, кокаин, каннабис, амфетамин, опий-сырец расфасованные в стеклянные флаконы объемом не менее 100 мл., вес каждого из имитаторов составляет не менее 40 гр., снабженная этикеткой, содержащей наименование имитатора, его производителе и срока годности. На крышке каждой емкости имеется пломба – разрушается при вскрытии. Одорологические имитаторы героин, кокаин, каннабис, амфетамин, опий-сырец представляют собой сыпучие порошки, по своим запахам свойствам натуральных наркотических веществ и не представляющие опасность для здоровья людей и служебных собак в результате их использования.

В составе всех имитаторов запахов наркотических веществ отсутствуют натуральные наркотические вещества, а также вещества, входящие в список запрещенных к обороту веществ (постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»).

Одорологические имитаторы наркотических веществ относятся к малоопасным веществам (4-й класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности").

Представителями Заказчика, при рассмотрении дела, пояснено, что на сегодняшний день отсутствуют официальные ГОСТы на имитаторы наркотических веществ, в связи с чем, в Техническом задании описаны необходимые для Заказчика характеристики объекта (наименование, вес, фасовку, наличие пломбы, отсутствие в составе натуральных наркотических веществ, отсутствие в составе веществ,  представляющих опасность для здоровья людей и служебных собак, гарантийный срок годности).

Комиссия отмечает, что при описании объекта закупки должны быть прописаны требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Основной задачей норм, содержащихся в Законе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре.

Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Довод Заявителя относительно указания в документации требования к сроку годности товара, ограничивающего количество участников закупки, Комиссия признает необоснованным, в силу следующего.

В Техническом задании аукционной документации Заказчиком установлено, что гарантийный срок годности комплектов имитаторов наркотических веществ составляет 18 месяцев с даты изготовления при соблюдении условий транспортировки и хранения и 17 месяцев с ввода в эксплуатацию.

Неясности и двусмысленности в толковании к гарантийному сроку годности товара, Комиссия не усматривает.

Кроме того, в соответствии с 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник закупки вправе обратится к Заказчику с запросом о даче разъяснений положений аукционной документации.

Относительно довода Заявителя по установлению требования к одностороннему отказу от исполнения контракта поставщиком (исполнителе, подрядчиком), не соответствующего требованиям части 20 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.

Частью 20 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что  решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований части 20 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

При этом, пунктом 26.13. Проекта контракта Заказчиком определено, что решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Учитывая вышеизложенное, установленное Заказчиком в проекте контракта требование о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком (исполнителе, подрядчиком), не соответствует требованиям части 20 статьи 95 Закона о контактной системе.

Таким образом, Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение части 20 статьи 95  Закона о контактной системе, а довод Заявителя обоснованным.

Довод заявителя относительно неверного расчета НМЦК, Комиссия Чувашского УФАС России оставляет без рассмотрения в силу следующего.

 Согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

Таким образом, вопросы в отношении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, являются объектом контроля органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В рамках полномочий, определенных законодательством о контрактной системе антимонопольный орган, в части формирования начальной (максимальной) цены контракта, контрольными функциями не наделен.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «ПК «Реквизит» обоснованной в части установления требования о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком (исполнителе, подрядчиком), не соответствующего законодательству, а в действиях Заказчика   нарушение части 20 статьи 95  Закона о контактной системе и считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПК «Реквизит» на положения аукционной документации Заказчика при проведении электронного аукциона на прочую закупку товаров (имитаторы наркотических средств (героин, кокаин, каннабис, амфетамин, опий-сырец)) (изв. № 0315100001120000011) обоснованной в части установления требования о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком (исполнителе, подрядчиком), не соответствующего законодательству.

 2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии нарушение части 20 статьи 95  Закона о контактной системе Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

    1. Выдавать Заказчику  - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Направить настоящее решение в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

 

 <......>

Связанные организации

Связанные организации не указаны