Решение №А79-233/2024 Решение суда от 12 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

 

г. Чебоксары

Дело № А79-233/2024

12 августа 2024 года

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2024 года.

 

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе

судьи Краснова А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бирюковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит», 620133, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 31, оф. 216, ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336

Достоваловой Натальи Владимировны, Россия 620057, Свердловская область, г.Екатеринбург, пер. Черноморский, д. 2, кв. 2

о признании недействительным  решения по делу № 021/06/49-819/2023 от 16.10.2023,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Министерства здравоохранения Чувашской Республики,

при участии:

от ООО «Глобалс Аудит» – Гижевского В.А. по доверенности от 22.07.2022 (сроком по 31.01.2025),

от УФАС по Чувашской Республике – Денисовой Т.Ю. по доверенности от 17.01.2024 (сроком до 31.12.2024).

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» (далее – ООО «Глобалс Аудит») и Достовалова Наталья Владимировна (далее – Достовалова Н.В.) обратились в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее УФАС по Чувашской Республике) о признании недействительным  решения по делу №021/06/49-819/2023 от 16.10.2023.

Заявлением мотивировано тем, что 21.08.2023 на официальном сайте в сети Интернет казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме. ООО «Глобалс Аудит» было признано победителем конкурса. После направления договора комиссия отметила закупку.

04.10.2023 ООО «Глобалс Аудит» обратилось с жалобой в УФАС по Чувашской Республике на действия членов комиссии по аннулированию закупки на стадии заключения договора с победителем.

Решением от 16.10.2023  УФАС по Чувашской Республике признало жалобу ООО «Глобалс Аудит» необоснованной.

Определением суда от 14.03.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены БУ «Больница скорой медицинской помощи», КУ «Региональный центр закупок», Министерство здравоохранения Чувашской Республики.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал и привел доводы, изложенные в заявлении.

Представитель УФАС по Чувашской Республике в судебном заседании  просила отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в отзыве от 14.03.2024.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих полномочных представителей                       в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123, 156 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей заявителя и Чувашского УФАС России, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В Чувашское УФАС России 05.10.2023 поступила жалоба ООО «Глобалс Аудит» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (изв. № 0815500000523008156) (далее – открытый конкурс).

В жалобе заявитель указал на незаконность аннулирования закупки.

16.10.2023 Чувашским УФАС России  вынесено решение по делу №021/06/49-819/2023 о признании необоснованной жалобы ООО «Глобалс Аудит» на действия заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – Учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (изв. № 0815500000523008156).

Не согласившись с данным решением Чувашского УФАС России, ООО «Глобалс Аудит» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В силу статей 23, 39, 41 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своей компетенции вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимать решения по фактам таких нарушений.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, планирования закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона №44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закона № 402) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

В соответствии с положениями статьи 7 Закона № 402 следует, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Способ организации ведения бухгалтерского учета - самостоятельно экономическим субъектом (бухгалтерским подразделением) или путем передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации определяется согласно указанным общим положениям Закона № 402 решением руководителя экономического субъекта.

Особенности правового регулирования выполнения полномочий ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы (далее - ведение бухгалтерского учета государственных финансов) обусловлены прежде всего особенностями  выполняемых организациями бюджетной сферы государственных функций, направленных на обеспечение реализации конституционных гарантий граждан, полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, включая реализацию национальных (региональных) проектов (государственных (муниципальных) программ), а также отсутствием в отношении финансовых и нефинансовых активов, находящихся в управлении учреждений, в том числе бюджетных и автономных учреждений, права собственности.

Основной задачей реализации полномочий по ведению бухгалтерского учета государственных финансов является обеспечение на непрерывной основе достоверного и полного раскрытия в отчетности об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования, отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и в целом консолидированной отчетности Российской Федерации, представляемой Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), информации о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Организация ведения бухгалтерского учета государственных финансов осуществляется в соответствии с положениями Закона № 402 с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации передача полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (далее - полномочия по ведению учета) осуществляется по решению:

- руководителя казенного учреждения, принятому по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, с учетом положений бюджетного законодательства (часть 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса);

- Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому в соответствии с положениями части 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса в целях создания централизованной модели ведения учета.

Передача казенным учреждением полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности при наличии соответствующего решения и согласования осуществляется иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому в соответствии с нормами статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, передача полномочий, перечень которых приведен в указанной статье Кодекса, осуществляется в соответствии с Общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1890, соответственно Федеральному 8 казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.

При реализации положений бюджетного законодательства Российской Федерации, состоящего из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), следует исходить из разрешительного типа правового регулирования - «дозволено только то, что прямо разрешено законом» и закрепленного законом закрытого перечня полномочий властных структур и их должностных лиц. Указанный принцип вытекает из подзаконного характера исполнительной власти и ее полномочий, предусмотренного, в частности, статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена передача учетных полномочий государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по договору (контракту) иной организации (коммерческий аутсорсинг в бюджетной сфере).

Согласно Закону № 402-ФЗ и Бюджетному кодексу Российской Федерации минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений устанавливаются приказами Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающими единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Согласно единым требованиям к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», передача по решению государственного (муниципального) казенного, бюджетного или автономного учреждения полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение).

Таким образом, передача возложенных согласно законодательству Российской Федерации полномочий ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными (автономными) учреждениями по договору иной коммерческой организации не соответствует положениям законодательства Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, регулирующему порядок заключения государственными (муниципальными) учреждениями договоров, предусмотрено заключение срочных (ограниченных, как правило, периодом бюджетного цикла) договоров на конкурсной основе, что создает высокие риски по необеспечению непрерывного выполнения полномочий по ведению бухгалтерского учета государственных финансов, формирует дополнительные издержки по передаче (миграции) сформированных данных об активах и обязательствах, иных объектах бухгалтерского учета от одного исполнителя к иному в условиях рассинхронизации периода исполнения полномочий одним (завершение исполнения полномочий не может быть ранее факта представления годовой бухгалтерской отчетности, которая должна быть подтверждена итогами контрольных мероприятий в целях подтверждения достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности) и периода начала выполнения полномочий ведения учета новым исполнителем (с начала года).

Вместе с тем в силу обязанности обеспечения представления достоверных данных о государственных (муниципальных) активах и обязательствах на оперативной (месячной) и постоянной основе создание рисков невыполнения указанных полномочий, в том числе ввиду недобросовестности исполнения контрактных обязательств, безрезультативного проведения конкурсных процедур и так далее, влечет за собой риски недостоверности отчетности об исполнении бюджета и невыполнении полномочий органов власти.

Следует также отметить, что осуществление полномочий по ведению бухгалтерского учета государственных финансов на основе коммерческого аутсорсинга в бюджетной сфере предполагает увеличение затрат на осуществление передаваемых полномочий на сумму заложенной в цене предоставляемых на коммерческой основе услуг прибыли исполнителя, а также на сумму налога на добавленную стоимость, обязательного к уплате при оказании подобных услуг.

Выбор решения по способу передачи полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности должен опираться, в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов и обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды, формируемой комплексом государственных и (или) муниципальных информационных систем.

Вышеуказанная позиция также обозначена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 21.10.2020 № 02-06-10/ 93946, от 12.08.2022 № 02-07- 10/81793, от 20.03.2020 № 02-06-10/23847, от 12.02.2020 № 02-06-07/9319, от 29.11.2019 № 02-07-10/93004.

На основании изложенного, учитывая, что объект оспариваемой закупки включает в себя услуги по ведению бухгалтерского учета и иной отчетности бюджетного учреждения, то участники закупки должны соответствовать требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и кадрового, статистического учета, для осуществления ряда операций по которым, установления дополнительных требований к участникам не требуется.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

Таким образом, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, в связи с чем довод заявителя о том, что участником закупки может быть любое лицо, суд считает несостоятельным.

Как следует из материалов дела, 21.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000523008156 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 429 250,00 руб.

ООО «Глобалс Аудит» в своей жалобе указало:

«Однако заказчик аннулировал закупку на основании непонятного «предписания об исправлении нарушений». Решения УФАС в системе ЕИС не размещено, в наш адрес не поступало, к рассмотрению каких-либо новых нарушений нас как победителя не привлекали.

Законное решение УФАС от 21.09.2023 по делу № 021/06/49-756/2023, с законным предписанием о «проведении оценки вторых частей заявок, исправлении протоколов» по нашей жалобе – не отменено в суде».

Обстоятельства дела свидетельствуют, что предписание, выданное по делу
№ 021/06/49-756/2023 от 21.09.2023 на основании решения Чувашского УФАС России, вынесенного при рассмотрении жалобы ООО «Глобалс Аудит» (вх. №7170-ЭП/23 от 11.09.2023) на действия комиссии заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме (изв. № 0815500000523008156), было исполнено в установленный срок.

Между тем в Чувашское УФАС России 21.09.2023 поступила информация от заказчика о нарушении требований законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (изв. № 0815500000523008156).

В своей информации заказчик указал о том, что при формировании извещения о закупке Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в описании объекта закупки не была учтена позиция, изложенная в письме Минфина России от 21.10.2020 № 02-06-10/93946.

В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020
№ 1576 (далее – Правила № 1576).

Пунктом № 27 Правил № 1576 предусмотрено, что при принятии решения о проведении внеплановой проверки контрольный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе уведомляет заявителя (при его наличии) и субъекты контроля о месте, дате и времени проведения внеплановой проверки одним из способов, указанных в пункте 8 настоящих Правил.

Контрольный орган также в течение 2 рабочих дней со дня назначения места, даты и времени проведения внеплановой проверки размещает в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 21 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, информацию об этом в реестре проверок и (или) единой информационной системе.

В силу части 21 статьи 99 Закона о контрактной системе информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях, представлениях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, Законом о контрактной системе не установлена обязанность антимонопольного органа по вызову или извещению лица, принимавшего участия в закупке, но не являющегося заявителем, при проведении внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе.

 Из материалов дела видно, что уведомление о проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями законодательства было направлено антимонопольным органом в адрес субъекта контроля – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, являющегося одновременно заявителем по внеплановой проверке.

Одновременно уведомление было размещено 22.09.2023 на сайте http://zakupki.gov.ru, на сайте также содержится дата и время заседания комиссии Чувашского УФАС России – 27.09.2023 в 11-00 час. и ссылка на ВКС (http://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-information.html?

reestrNumber=202300132925000992).

Таким образом, при должной степени заботливости и заинтересованности ООО «Глобалс Аудит» имело возможность принять участие в проведении внеплановой проверки.

Результаты внеплановой проверки 28.09.2023 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе были размещены в свободном доступе на сайте http://zakupki.gov.ru.

На основании поступившей информации Чувашским УФАС России была проведена внеплановая поверка, по результатам которой вынесено следующее решение по делу № 021/10/99-784/2023:

1.          Признать в действиях заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (изв. № 0815500000523008156).

2.       Выдать заказчику – бюджетному учреждению Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и уполномоченному учреждению – казенному учреждению Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» предписание об устранении выявленного нарушения.

3.      Направить материалы должностному лицу Чувашского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленным нарушениям.

Предписанием от 28.09.2023 по делу № 021/10/99-784/2023 заказчику и уполномоченному учреждению – Казенному учреждению Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» в срок до 04.10.2023 необходимо было устранить допущенное нарушение при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (изв. № 0815500000523008156) путем аннулирования данной закупки.

29.09.2023 данное предписание  от 28.09.2023 по делу № 021/10/99-784/2023 было исполнено.

Во исполнение данного предписания Учреждением отменен электронный конкурс по извещению № 0815500000523008156 (ИКЗ 232213011512621300100101790016920244) на заключение контракта на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы.

Указанные решение и предписание 28.09.2023 размещены в ЕИС (http://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/documents.html?reestrNumber=202300132925000992).

Названные решение и предписание от 28.09.2023 по делу № 021/10/99-784/2023 не были обжалованы ни субъектом контроля, ни ООО «Глобалс Аудит».

Кроме этого, в рамках дела № 021/06/49-819/2023 Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22.09.2023 в 14:24 (МСК) размещена информация о проведении внеплановой проверки № 202300132925000992 по закупке № 0815500000523008156, прикреплен документ «Уведомление», в котором указана дата, время и место проведения проверки.

28.09.2023 в 16:03 (МСК) на указанном сайте размещены сведения о результатах контроля, решение по внеплановой проверке.

Таким образом, информация о внеплановой проверке была открыта для ознакомления всем лицам.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что решение антимонопольного органа от 16.10.2023 по делу № 021/06/49-819/2023 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ибо аннулирование закупки было осуществлено во исполнение предписания контролирующего органа.

При рассмотрении дела Чувашским УФАС России полно и всесторонне исследованы, представленные сторонами доказательства и им дана надлежащая оценка.

Доводы, изложенные заявителем не опровергают правомерность и обоснованность выводов  Чувашского УФАС России в оспариваемом решении. 

Кроме того, пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

Статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что после отмены электронного конкурса по извещению № 0815500000523008156 (ИКЗ 232213011512621300100101790016920244) Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики  заключен с Казенным учреждением Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных  учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики контракт об оказании услуги по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, формируемой на основании данных бюджетного учета заказчика, обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, на основании результатов открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер электронного открытого конкурса - №0815500000523010764 (ИКЗ 232213011512621300100102860016920244) протокол подведения итогов от 06.12.2023). По условиям контракта срок оказания услуг определен с момента заключения контракта до 31.12.2024.

Следовательно, признание недействительным вышеуказанного решения антимонопольного органа не приведёт к восстановлению нарушенного, по мнению заявителя, права.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, в удовлетворении заявления ООО «Глобалс Аудит»  о признании недействительным решения от 16.10.2023 по делу № 021/06/49-819/2023, следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

 

Судья                                                                                                                      А.М. Краснов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны