Решение №НВ/3940/22 Решение № 021/07/1-500/2022 от 3 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/1-500/2022
г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России в составе:
"..."
в присутствии представителя от заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» - "..."
в присутствии представителя заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Отделочная Строительная Компания» - "..."
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Отделочная Строительная Компания» (далее – Заявитель, ООО «Отделочная Строительная Компания») на действия Заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (далее — Заказчик, ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова») при проведении конкурса в электронной форме на проведение текущего ремонта учебного корпуса №3 университета (изв. 32211389395), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 25.05.2022 поступила жалоба ООО «Отделочная Строительная Компания» на действия Заказчика - ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» при проведении конкурса в электронной форме на проведение текущего ремонта учебного корпуса №3 университета (изв. 32211389395).
Заявителем представлены следующие доводы жалобы:
1. Отсутствует проектно-сметная документация.
2. Приложенная Заказчиком ведомость работ содержит противоречивые сведения с требованиями: в ведомости работ указан линолеум гетерогенный, а в требованиях к материалам поливинилхлоридный и т.д.
3.В сведениях о материалах так же указаны завышенные требования (возможность определения которых измерима лабораторным методом) по следующим позициям:
1-Доска обрезная 3 сорта.
3- Блок дверной алюминиевый противопожарный.
4- Двери металлические
5- Кирпич керамический КР-Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в изделиях должна быть не более 370 Бк/кг*.
6- Плиты теплоизоляционные.
Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении конкурса в электронной форме не признал, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению.
Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Нарукавниковым А.В. (далее - Положение).
Заказчиком – ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» 17.05.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32211389395 о проведении конкурса в электронной форме на проведение текущего ремонта учебного корпуса №3 университета. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 53 552 130,00 руб.
Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса регламентируется Федеральным законом 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В части 16 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупке, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.
Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.
По доводу жалобы Заявителя об отсутствии проектно-сметной документации Комиссией Чувашского УФАС России было установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Комиссией установлено, что рассматриваемая закупка объявлена в рамках текущего ремонта. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами и обстоятельствами для проведения работ, составляющих объект закупки, разработка проектной документации не требуется, в то время как в составе документации размещены ведомость объемов работ, сводный сметный расчет, что является достаточным в силу норм действующего законодательства.
Доказательств обратного Комиссии не представлено, довод заявителя не находит своего подтверждения.
По поводу довода Заявителя о том, что приложенная Заказчиком ведомость работ содержит противоречивые сведения с требованиями: в ведомости работ указан линолеум гетерогенный, а в требованиях к материалам поливинилхлоридный и т. д., Комиссией установлено следующее.
Поливинилхлорид представляет собой связующий материал линолеума. Показатель гетерогенность — свидетельствует о структуре ПВХ покрытия .(гомогенный — однослойное, гетерогенный — многослойное).
Таким образом, заказчиком при описании линолеума использованы 2 показателя, описывающие различные характеристики товара, что не противоречит требованиям законодательства и не препятствует подаче заявки.
Доказательств обратного заявителем не представлено, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Комиссией данный довод был признан необоснованным.
Довод жалобы о том, что в сведениях о материалах указаны завышенные требования (возможность определения которых измерима лабораторным методом) Комиссия признала необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В документации о закупке, согласно частям 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках, должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В разделе II Технического задания указано, что для выполнения всех видов работ применяются материалы и изделия промышленного (заводского) производства, отвечающие требованиям действующих стандартов или технических условий. На все используемые строительные материалы, конструкции и изделия подрядчиком предоставляются сертификаты качества или соответствия, а в необходимых случаях, техническое свидетельство Госстроя России, подтверждающие пригодность материалов для их применения в строительстве на территории РФ, сертификаты противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические заключения с гигиеническими характеристиками. Строительные материалы, конструкции разрешены для использования в учебных учреждениях, имеют технические паспорта. Материалы, не подлежащие сертификации, имеют декларацию о соответствии.
Также в таблице «Сведения о технических и функциональных характеристиках основных используемых материалах при выполнении текущего ремонта» прописаны ГОСТы, согласно которым характеристики материалов должны соответствовать.
На заседании Комиссии Чувашского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что требования к закупаемым товарам установлены исходя из потребностей Заказчика, с учетом требований ГОС и проверяются по сертификату.
Кроме того все требования указанные в документации на участие в закупке, предъявляются в равной степени ко всем участникам, что свидетельствует об отсутствии дискриминации и необоснованных ограничениях конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно Закону о закупках, Заказчик вправе устанавливать в закупочной документации требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам товара, и иные требования, которые соответствуют потребностям Заказчика.
Кроме того, в настоящем случае заказчиком не предъявляются требования к указанию показателей товара, которые можно установить только по результатам испытаний или физико-химические свойства товара, которые невозможно установить, отразить на этапе подачи заявки.
В составе требования к товарам отсутствуют избыточные и/или испытательные требования относительно таких товаров. Все требования установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ, размещенными в открытом доступе, в частности, в сети Интернет.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих, что указанные показатели ограничивает количество участников конкурса.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
В то же время, заявку на участие в рассматриваемом конкурсе ООО «Отделочная Строительная Компания» не подавало.
Ввиду того, что доводы жалобы не связаны с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, а так же податель жалобы не подавал заявку, и его права как участника не нарушаются, жалоба ООО «Отделочная Строительная Компания» в части установления требований к товару не может быть рассмотрена по существу в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, на основании части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а так же части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу о необходимости признания жалобы Заявителя необоснованной.
Руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Чувашского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Отделочная Строительная Компания» на действия Заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» при проведении конкурса в электронной форме на проведение текущего ремонта учебного корпуса №3 университета (изв. 32211389395) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2022-4629