Решение №НВ/2483/21 Жалоба признана обоснованной. от 15 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения
жалобы ООО «ЭнзоВин Нутришн»
Дело № 021/06/64-330/2021 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:
<…>
в присутствии от:
уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – <…>
заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики "Центральная районная больница Алатырского района" Министерства здравоохранения Чувашской Республики – <…>
в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ЭнзоВин Нутришн», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭнзоВин Нутришн» на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при поведении электронного аукциона на поставку смеси белковой композитной сухой для диетического лечебного и диетического профилактического питания (изв. № 0115200001121000495), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 06.04.2021 обратилось общество с ограниченной ответственностью «ЭнзоВин Нутришн» (далее – ООО«ЭнзоВин Нутришн», Заявитель, Общество) с жалобой на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при поведении электронного аукциона на поставку смеси белковой композитной сухой для диетического лечебного и диетического профилактического питания (изв. № 0115200001121000495) (далее – Электронный аукцион).
В жалобе заявитель указывает, аукционная документация заказчика содержит избыточные характеристики не предусмотренные КТРУ и ограничивающие участие других поставщиков, а именно в составе смеси белковой композитной сухой должно содержаться не менее 1,85 г. Кальция на 100 г смеси.
На основании изложенного, – ООО«ЭнзоВин Нутришн» просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является бюджетное учреждение Чувашской Республики "Центральная районная больница Алатырского района" Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
26.03.2021 уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001121000495 о проведении электронного аукциона на поставку смеси белковой композитной сухой для диетического лечебного и диетического профилактического питания, с начальной (максимальной) ценой контракта 756 000,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Разделом 1 технической части технического задания аукционной документации установлены требования к характеристикам смеси белковой композитной сухой для диетического лечебного и диетического профилактического питания.
Установлено, что значение показателя «Кальций в 100 г смеси белковой композитной сухой» должно быть не менее 1.85.
В описании объекта закупки, Заказчиком установлен код ОКПД2 «Продукция пищевая диетического и диабетического питания» - 10.86.10.910.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 (далее - Правила №145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил №145 Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом пунктом 6 Правил №145 определено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил № 145, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что в качестве обоснования использования дополнительных характеристик по показателю «Кальций в 100 г смеси белковой композитной сухой» Заказчик указал, что характеристика включена для уточнения потребности с учетом статьи 33 Закона о контрактной системе и в соответствии с требованиями ГОСТ.
Однако, Комиссия приходит к выводу, что указанная формулировка не является обоснованием использования дополнительной характеристики.
Кроме того, Заказчиком не указано в соответствии с требованиями какого именно ГОСТ участникам закупки необходимо представить сведения.
Установлено, что требования к смеси белковой композитной сухой установлены ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие».
Приложением В указанного стандарта предусмотрен химический состав и энергетическая ценность СБКС.
Содержание витаминов и минеральных веществ в рекомендуемой порции (20 г) СБКС, произведенной с добавлением витаминно-минерального премикса, приведено в таблице В.3.
Согласно указанной таблице, значение показателя «Кальций, мг» установлено как – «От 150,0 до 500,0 включ.», что в расчете на 100 г. Такой смеси составит от 750, 00 мг до 2500 мг. Включительно, пояснил представитель Заказчика.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчику поступал запрос на разъяснение положение аукционной документации, согласно которому требовалось исключить из описания объекта закупки противоречивое и недостоверное требования по содержанию в закупаемой продукции кальция и его количественному содержанию – не менее 1,85 г., нарушающее принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе.
05.04.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено разъяснение положений аукционной документации по данному запросу.
Комиссией установлено, что указанное разъяснение содержит полное обоснование использования Заказчиком дополнительной характеристики по показателю «Кальций в 100 г смеси белковой композитной сухой», в частности, Заказчиком прописано соответствие указанного требования положениям Приказа Министерства здравоохранения России от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» и ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие».
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе, в связи с не установлением в аукционной документации обоснования использования дополнительных характеристик, и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с не указанием в аукционной документации наименования ГОСТ, в соответствии с которым участникам закупки необходимо указывать характеристики показателей.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «ЭнзоВин Нутришн» обоснованной, а в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Одновременно, Комиссия отмечает, что, учитывая факт размещения Заказчиком разъяснения положений аукционной документации, по вопросу исключения из описания объекта закупки противоречивого и недостоверного требования по содержанию в закупаемой продукции кальция и его количественному содержанию, необходимость в выдаче предписания по устранению нарушения требований законодательства о контрактной системе отсутствует.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЭнзоВин Нутришн» на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при поведении электронного аукциона на поставку смеси белковой композитной сухой для диетического лечебного и диетического профилактического питания (изв. № 0115200001121000495) обоснованной;
2. Признать в действиях заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Центральная районная больница Алатырского района" Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).