Решение №ВК/9852/20 Решение по делу №021/01/10-517/2020 от 23 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/01/10-517/2020 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела № 021/01/10-517/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..." (председатель Комиссии),

"..."

при участии на заседании Комиссии:

представителей ответчика ФГУП «Охрана» Росгвардии:

- ..."

в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Заявителя,

 

рассмотрев дело № 021/01/10-517/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения ФГУП «Охрана» Росгвардии (127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 5, стр. 1, ОГРН: 1057747117724) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии с заявлением по вопросу увеличения тарифа на оказание услуг по государственной охране объектов обратилось АО «Водоканал».

В рамках рассмотрения заявления установлено.

В ведении АО «Водоканал» имеются Гидротехнические сооружения. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 гидротехнические сооружения подлежат государственной охране, в связи с чем, между АО «Водоканал» и филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике (далее – ФГУП «Охрана» Росгвардии) 30.09.2009 г. заключен договор №12/09 на осуществление пропускного и внутриобъектового режима, стоимость одного часа охраны с 01.01.2019 по которому, согласно приложению № 1 к договору № 12/09 от 30.09.2009 г. составляла 135 (сто тридцать пять) рублей 11 коп.

Вместе с тем, в октябре 2019 года в адрес АО «Водоканал» поступил проект дополнительного соглашения к договору от 30.09.2009 №12/09 (письмо ФРУП «Охрана» от 21.10.2019 «4908/20), предусматривающего изменение стоимости услуг по договору в час с 135 руб. 11 коп. до 149 руб. 36 коп.

В связи с этим АО «Водоканал» письмом от 11.11.2019 № 5159/18 сообщило, что увеличение стоимости услуг по вышеуказанному договору не предусмотрено тарифом на водоснабжение и просило согласовать увеличение стоимости услуг на 2,2 % со второго полугодия 2020 года.

Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике письмом от 27.11.2019 №5236/20 уведомил о невозможности увеличения стоимости услуг только на 2,2%. Кроме того, письмом от 25.12.2019 №6053/20 филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике сообщил о прекращении оказания услуг с 01.01.2020 года.

В связи с чем, АО «Водоканал» было вынуждено подписать дополнительное соглашение на невыгодных условиях.

При этом согласно письму Федеральной антимонопольной службы России от 4 июля 2018 года № ИА/50781/18 «По вопросу о заключении государственных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется», ввиду отсутствия ведомственной охраны в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, для АО «Водоканал» оказывать услуги по государственной охране объектов имеют право только военизированные и сторожевые подразделения организаций, подведомственных Росгвардии.

ФГУП «Охрана» Росгвардии, на запрос Чувашского УФАС России сообщает, что является коммерческой организацией, находящейся на самофинансировании, и не является получателем бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации. Единственным источником формирования доходов Предприятия являются денежные средства, получаемые от оказания охранных услуг контрагентам. Фонд оплаты труда работников Предприятия, а также расходная часть для нужд материально- технического обеспечения ФГУП «Охрана» Росгвардии и его филиалов (приобретения ими товаров, работ, услуг), формируются за счет себестоимости оказываемых Предприятием услуг.

Заработная плата работников военизированной охраны Предприятия с учетом страховых взносов, устанавливаемая с учетом соблюдения требований законодательства в части обеспечения минимального размера оплаты труда, является основной статьей затрат в структуре стоимости услуг. Увеличение стоимости услуг в первую очередь обусловлено увеличением нагрузки на работодателя по соблюдению трудового законодательства, в том числе в связи с увеличением МРОТ, надбавок, доплат и т.д.

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2020 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 12 130,00 руб. в месяц.

Увеличение МРОТ на 2020 год составило 7,54%.

Дополнительным существенным фактором роста обязательств Предприятия перед работниками по выплате заработной платы является:

вступление в силу и применение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина "..."» (далее – Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П). Согласно данному постановлению выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.

Охрана объектов АО «Водоканал» осуществляется на основании договора от 30.09.2009 №12/109 пятью круглосуточными постами охраны без применения специальных средств охраны. Стоимость услуги в час в 2019 составляла 135,11 рублей без учета НДС. Планируемая стоимость услуг на 2020 год в соответствии с направленным контрагенту дополнительным соглашением 149,36 рубля без учета НДС. Рост стоимости услуг составил 10,54%.

В обоснование вышеизложенного ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике сообщает, что в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П заработная плата должна быть увеличена на размер выплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Работа за ночное время оплачивается Предприятием с 40% доплатой по сравнению с дневной.

В 2020 году (високосный) количество ночных часов на один круглосуточный пост составляет 2928 часов, всего часов охраны – 8784.

Доплаты по часовой ставке 32,70 рублей для охраны объектов без применения оружия и специальных средств соответственно составят 715,78 и 220,01 рублей.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства №021/01/10-517/2020 послужило сравнение Чувашским УФАС России плановых расходов и прибыли Предприятия на 2020 год и расходов, понесенных в 2019 году:

1. Расходы на оплату труда со страховыми взносами работников, непосредственно задействованных в оказании услуг, включая начальствующий состав в 2020 году по сравнению с 2019 году увеличились на 9,71 %;

2. Расходы на исполнение требований Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ и прочие расходы военизированной охраны в 2020 году по сравнению с 2019 году уменьшились на 14,75 %;

3. Общехозяйственные и косвенные расходы военизированной охраны в 2020 году по сравнению с 2019 году увеличились на 8,77 %;

4. Прибыль в 2020 году по сравнению с 2019 году увеличились на 38,92 %;

В целом стоимость посто-часа военизированной охраны (базовый) Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике в 2020 году по сравнению с 2019 году увеличилась на 9,08 %.

Вместе с тем, тариф на оказание данной услуги ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике увеличило на 10,54 % (Расчет приведен в Приложении: коммерческая тайна).

Таким образом, основное увеличение тарифов АО «Водоканал» произошло за счет увеличения прибыли на 38,92 %.

Также необходимо отметить, что стоимость посто-часа военизированной охраны (базовый) Филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике в 2020 году по сравнению с 2019 году увеличилась на 9,08 %, однако, тариф для АО «Водоканал» увеличен на 10,54%, в связи с чем, Управление пришло к выводу о необоснованном увеличении стоимости оказываемых Филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике услуг.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. 

В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 339, (далее – Административный регламент № 339) при необходимости, в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции антимонопольный орган в ходе рассмотрения заявления проводит анализ состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках в порядке, установленном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Согласно Аналитическому отчету о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность согласно постановлению Правительства от 14.08.1992 №587, не распространяется в 2019 году доминирующее положение в Чувашской Республике занимает Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике.

Цены на услуги по охране объектов, на которые частная охранная деятельность согласно постановлению Правительства от 14.08.1992 №587, не распространяется не являются регулируемыми, в связи с чем, Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике устанавливает эти цены самостоятельно.

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом в действиях ФГУП «Охрана» Росгвардии по увеличению тарифа на услуги по охране объектов, на которые частная охранная деятельность согласно постановлению Правительства от 14.08.1992 №587, не распространяется для АО «Водоканал» имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России в отношении ФГУП «Охрана» Росгвардии возбудило дело по пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 021/01/10-517/2020 Комиссией установлено следующее.

Гидротехнические сооружения АО «Водоканал» отнесены к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Данный вывод основан на пункте 14 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года №857 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Для проверки обоснованности стоимости услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность согласно постановлению Правительства от 14.08.1992 №587, не распространяется у ФГУП «Охрана» Росгвардии истребована информация о порядке установления тарифов на данные услуги и о структуре затрат, заложенных в стоимость оказания данных услуг в 2018, 2019, 2020 гг.

Из пояснений филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике следует, что тариф на услуги по охране объектов, на которые частная охранная деятельность согласно постановлению Правительства от 14.08.1992 №587, не распространяется на 2018-2019 годы устанавливался головным предприятием – ФГУП «Охрана» Росгвардии.

Тариф на 2020 год разработан филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике в соответствии с методическими рекомендациями о порядке формирования стоимости услуг военизированной охраны ФГУП «Охрана» Росгвардии, утвержденных приказом ФГУП «Охрана» Росгвардии от 12.07.2019 №471 (далее – Методические рекомендации).

В рамках рассмотрения дела установлено, что стоимость услуг филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике определяется затратным способом с учетом особенностей организации службы без применения оружия и специальных средств, иных требований заказчика, выполнения требований Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране».

Оказание услуг по охране объектов осуществляется филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике на договорной основе. Договоры (контракты) на охрану объектов заключаются с контрагентами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе, в рамках закупочных процедур.

ФГУП «Охрана» Росгвардии (далее также – Предприятие), созданное в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 №161-ФЗ «о государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон №161-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», в силу статей 50,113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона 161-ФЗ, является коммерческой организацией, находящейся на самофинансировании, и не является получателем бюджетных средств.

Единственным источником формирования доходов ФГУП «Охрана» Росгвардии являются денежные средства, получаемые от оказания охранных услуг контрагентам.

При определении стоимости услуг учитываются расходы Предприятия, связанные с уплатой в бюджеты различных уровней налогов и сборов, удержанием страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и перечислением в доход федерального бюджета. Кроме исполнения текущих обязательств по оплате заработной платы, страховых взносов, налогам и иным обязательствам, Предприятие несет расходы на мероприятия по сохранению рабочих мест, социальной поддержке работников (социальные программы Предприятия) и мероприятия по развитию. При этом 50% получаемой прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляется в федеральный бюджет, согласно постановлению Правительства РФ от 10.04.2002 №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».

В этой связи даже небольшие колебания инфляционных процессов и размера МРОТ сказываются на необходимости корректировки стоимости услуг в целях выплаты работникам заработной платы, отвечающей требованиям законодательства Российской Федерации.

Фонд оплаты труда работников Предприятия, а также расходная часть для нужд материально-технического обеспечения ФГУП «Охрана» Росгвардии и его филиалов (приобретение ими товаров, работ, услуг) формируется за счет себестоимости оказываемых охранных услуг.

По результатам проведенного анализа структуры затрат филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике, заложенных в стоимость услуг в 2020 году и фактически понесённых расходов филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике за первое полугодие 2020 года выявлено:

-превышение фактически понесенных общехозяйственных расходов, расходов на оплату труда работников ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике над заложенными в тариф на 2020 год;

-плановая прибыль, заложенная в тариф на 2020 год, фактически отсутствует и имеет отрицательное значение.

Состав затрат, включенных в стоимость услуги по охране объектов, на которые частная охранная деятельность согласно постановлению Правительства от 14.08.1992 №587, не распространяется, вид услуги: базовый, без применения оружия и специальных средств на 2020 год, соответствует расходам, необходимым для формирования стоимости услуг военизированной охраны, предусмотренным Методическими рекомендациями.

Комиссией установлено, что состав продавцов на рынке услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность согласно постановлению Правительства от 14.08.1992 №587, не распространяется в 2019 году остался неизменным, условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными.

На основании вышеизложенного, комиссией установлено, что стоимость по оказанию услуг военизированной охраны, разработанная филиалом ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике и утвержденная ФГУП «Охрана» Росгвардии на 2020 год, является экономически обоснованной, правомерной и не соответствует признакам монопольно высокой цены.

Кроме того, комиссией установлено, что деятельность по оказанию услуг военизированной охраны на территории Чувашской Республики, может осуществлять, в частности ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике».

Рассмотрев материалы дела, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимых условий для квалификации нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ФГУП «Охрана» Росгвардии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 021/01/10-517/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения ФГУП «Охрана» Росгвардии (127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 5, стр. 1, ОГРН: 1057747117724) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии: "..."

 

 

 

 

2020-13154

 

 

Связанные организации

АО "Водоканал" г. Чебоксары
ИНН 2130017760, ОГРН 1072130006376
ФГУП «Охрана» Росгвардии
ИНН 7719555477, ОГРН 1057747117724
Филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Чувашской Республике
ИНН 7719555477, ОГРН 1057747117724