Решение №ВК/6490/21 Решение № 021/07/3.2-944/2021 от 22 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственности «Альянс»

 

Дело № 021/07/3.2-944/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 № 87 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» - "..."

заявителя – общества с ограниченной ответственности «Альянс» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственности «Альянс», на положения аукционной документации Заказчика – акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110608253), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 10.09.2021 г. обратилась общество с ограниченной ответственности «Альянс» (далее – ООО «Альянс», Общество, Заявитель) с жалобой на положение аукционной документации Заказчика – акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – АО «Чувашская энергосбытовая компания», Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 32110608253) (далее – Аукцион в электронной форме).

В жалобе ООО «Альянс» сообщает, что Заказчик вводит в заблуждение участников закупки требованиями к составу заявки, а именно во второй части заявки необходимо предоставить сведения о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте Участника», что в свою очередь может привести к искусственному ограничению числа участников аукциона в электронной форме.

Заявитель просит провести проверку действий Заказчика и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители АО «Чувашская энергосбытовая компания» с доводом жалобы не согласились, считают, что комиссией заказчика нарушений не допущено, просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение).

Под аукционом понимается конкурентная закупка, являющаяся торгами, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦ, указанной в извещении о закупке, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»). Если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор. В целях применения термина в настоящем Положении под «аукционом» понимается: открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион. (пункт 1.1 Положения).

Проведение процедуры закупки путем проведения аукциона в электронной форме регламентировано Разделом IV Положения о закупке.

Заказчиком – АО «Чувашская энергосбытовая компания» 02.09.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32110608253 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений, с начальной (максимальной) ценой договора 4 150 284,72 руб.

В соответствии с пунктом 7 Технического задания аукционной документации указаны требования к исполнителю: «Наличие опыта по оказанию услуг, при этом Участником должны быть исполнены обязательства по таким договорам в суммарном объеме не менее чем 100 % от начальной максимальной цены договора, указанной в Извещении, за последние 3 (три) года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участником закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте Участника», приведенной в Документации о закупке. При этом Заказчик вправе запросить копии договоров и актов выполненных работ. Сведения, не позволяющие явно/однозначно определить наличие требуемого опыта у Участника, не оцениваются».

09 сентября 2021 года от потенциального Участника закупки поступил запрос о разъяснении положений документации о закупке Заказчика в части отсутствия в ней «Справки об опыте Участника».

В ответ на запрос о разъяснении положений документации о закупке, Заказчик пояснил, что требования, указанные в техническом задании документации, касательно опыта работы Участника, носят рекомендательный характер. В документации о закупке форма не предусмотрена. Участник закупки может предоставить информацию об опыте в произвольной форме.

Изменения в Документацию о закупке не были внесены, так как запрашиваемая информация об опыте работы не изменяет предмета закупки и существенные условия Договора.

В пункте 4.3.6 Документации о закупке установлено, что разъяснения Документации о закупке носят справочный характер и не могут изменять предмет закупки и существенные условия проекта Договора (в противном случае необходимо вносить изменения в Документацию о закупке). При этом Участники обязаны учитывать разъяснения Организатора при подготовке своих заявок. Все риски и последствия за подачу заявки без учета официально размещенных разъяснений несет Участник.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно разделу 11 Документации о закупке – Приложение №4 «Состав заявки» указано, что заявка на участие в закупке должна состоять из первой и второй части, а также ценового предложения, которые должны содержать следующие документы с учетом требований подраздела Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден, а также иных условий настоящей Документации о закупке:

Первая часть:

- Техническое предложение (форма 4) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.4);

- Календарный график (форма 5) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.5);

Вторая часть:

- Письмо о подаче оферты (форма 2) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.2);

- Анкета Участника (форма 6) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.6);

- [при наличии в Технических требованиях Заказчика требований к дополнительным документам, включаемых в состав заявки в качестве подтверждения соответствия поставляемой продукции]: Копии документов, подтверждающих соответствие предлагаемой к поставке продукции требованиям, установленным в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке);

- Документы, подтверждающие соответствие Участника обязательным требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.1);

- Документы, подтверждающие соответствие Участника специальным требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.2);

- [в случае если заявка подается Коллективным участником] Документы, подтверждающие соответствие Коллективного участника требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.3);

- [в случае если заявка подается Генеральным подрядчиком и в пункте 1.2.25 установлено, что процедура рассмотрения и оценки заявок Участников, выступающих Генеральными подрядчиками, осуществляется с учетом привлекаемых субподрядчиков] Документы, подтверждающие соответствие Генерального подрядчика требованиям настоящей Документации о закупке (подраздел 10.4);

- [при наличии в пункте 1.2.14 требований к обеспечению заявки]: Копия банковской гарантии / либо электронная банковская гарантия, выданная банком посредством функционала ЭТП – в случае отсутствия, внесенных Участником денежных средств на специальный банковский счет;

- Ценовое предложение (предоставляется Участниками в течение 1 (одного) рабочего дня после окончания процедуры аукциона):

- Коммерческое предложение (форма 3) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации о закупке (подраздел 7.3);

В случае, если по каким-либо причинам Участник не может предоставить какой-либо из требуемых документов, он может в составе заявки приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа (однако предоставление данной справки носит исключительно информационный характер и не может являться основанием для снятия с Участника обязанности по предоставлению требуемого документа.

Таким образом, в аукционной документации не содержатся требования к участникам закупки о наличии во 2-х частях заявки справки об опыте участника, а лишь устанавливает требования к исполнителю.

Учитывая, что документация о проведении электронного аукциона содержат противоречивую информацию о необходимости в предоставлении сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справка об опыте Участника», Комиссия в действиях заказчика признает нарушения нарушение пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Альянс» обоснованной, а в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Альянс» на положения аукционной документации Заказчика – АО «Чувашская энергосбытовая компания» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. № 31908703153) обоснованной.

2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика – АО «Чувашская энергосбытовая компания» нарушение пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

 

 

"..."

 

"..."

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2021-7502

 

 

Связанные организации

ООО "Альянс"
ИНН 7708783591, ОГРН 1137746166425
АО "ЧУВАШСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
ИНН 2128700232, ОГРН 1052128000033