Решение №НВ/1877/22 Решение № 021/06/64-224/2022 от 21 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Алгоритм»

 

Дело № 021/06/64-224/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии представителей:

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Мариинско-Посадская центральная районная больница Им. Н.А. Геркена» Министерства здравоохранения Чувашской Республики – "..."

заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Алгоритм», "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО «Алгоритм» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика – БУ «Мариинско-Посадская центральная районная больница Им. Н.А. Геркена» Минздрава Чувашии (далее - заказчик) и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее – уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б без предварительного обеззараживания в местах сбора (изв. № 0815500000522000896) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 09.03.2022 поступила жалоба ООО «Алгоритм» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б без предварительного обеззараживания в местах сбора (изв. № 0815500000522000896) (далее – Электронный аукцион).

Заявитель сообщает, что извещение о проведении электронного аукциона содержит нарушения Закона о контактной системе, а именно:

- в пункте 10 описания объекта закупки заказчик сократил количество применяемых участником закупки физических методов обезвреживания отходов, что противоречит требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и приводит к ограничению круга потенциальных участников закупки;

- пункт 7 описания объекта закупки содержит неправомерное требование по предоставлению участником закупки заверенной копии документа, подтверждающего соответствие услуги требованиям СанПин 2.1.3684-21,

- раздел 9 содержит необоснованное требование об оснащении транспортных средств системой геопозиционирования (GPS. Глонасс и т.п.);

- пункт 7 раздела «Требования к качеству услуг» содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;

- в пункте 10 описания объекта закупки Заказчиком место обеззараживания и обезвреживания отходов ограничено территорией Чувашской Республики.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

28.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0815500000522000896 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б без предварительного обеззараживания в местах сбора, с начальной (максимальной) ценой контракта 180 400,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик требуемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

По доводу заявителя о том, что в пункте 10 описания объекта закупки заказчик сократил количество применяемых участником закупки физических методов обезвреживания отходов, Комиссия установила следующее.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлены способы и методы обращения с медотходами (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

а) обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;

б) медицинские отходы класса В обеззараживаются только децентрализованным способом, хранение и транспортирование необеззараженных медицинских отходов класса В не допускается;

в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;

г) химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;

д) жидкие медицинские отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота) больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации, при условии ее оснащения системой обеззараживания сточных вод. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.

Жидкие медицинские отходы класса В (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота от больных, инфицированных микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности) не допускается сливать в систему централизованной канализации без предварительного обеззараживания химическим или физическим методами;

е) при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют дезинфекционные средства и оборудование, разрешенные к использованию в системе обращения с медицинскими отходами в соответствии с инструкциями по их применению;

ж) термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);

з) при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установки обезвреживания медицинских отходов размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями Санитарных правил;

и) применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;

к) размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения;

л) персонал медицинской организации осуществляет обеззараживание и уничтожение вакцин.

Из изложенного следует, что выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется организацией, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, т.е. заказчиком.

Пунктом 10 описания объекта закупки установлено, что обеззараживание отходов должно производиться Исполнителем на специализированном оборудовании с использованием технологии низкотемпературного аппаратного обеззараживания или технологией электромагнитного излучения, с изменением внешнего вида отходов, исключающим их повторное применение с целью обеспечения возможности их дальнейшей утилизации (захоронения на полигоне ГРОРО в составе ТКО).

Кроме того, в материалы дела Заказчиком представлена утвержденная схема обращения с медицинскими отходами БУ «Мариинско-Посадская ЦРБ» Минздрава Чувашии, согласно которой Отходы классов Б и В обеззараживаются физическим метод обеззараживания медицинских отходов, обезвреживание производится специализированными организациями по договору.

Таким образом, требование, определенное в пункте 10 описании объекта закупки не соответствует пункту 200 СанПиН 2.1.3684-21 и ограничивает количество участников закупки, следовательно, довод заявителя Комиссия признает обоснованным, а в действиях заказчика признает нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.

По доводу заявителя о том, что пункт 7 технического задания содержит неправомерное требование по предоставлению участником закупки заверенной копии документа, подтверждающего соответствие услуги требованиям СанПин 2.1.3684-21, Комиссия установила следующее.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

Условие о предоставлении заказчику заверенной копии документа, подтверждающего соответствие услуги требованиям СанПин 1.2.3684-21 относится к порядку исполнения договора, а не требование к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в техническое задание не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, что пункты 2.11 и 2.12 технического задания содержит необоснованное требование об оснащении транспортных средств системой геопозиционирования (GPS. Глонасс и т.п.), Комиссией установлено, что условие об оборудовании автотранспортного средства системой геопозиционирования, а также о предоставлении заказчику пакета документов относится к порядку исполнения договора, а не требование к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в техническое задание не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

По доводу заявителя о том, что раздел 9 содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.

Техническим заданием установлено, что привлечение соисполнителей для исполнения условий контракта в части вывоза, транспортировки и обезвреживания Отходов не допускается.

Требования к участникам закупки регламентированы статьей 31 Закона о контрактной системе.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 61 Закона о контрактной системе).

При этом, Законом о контрактной системе не регламентирован вопрос привлечения победителем закупки, с которым был заключен контракт, третьих лиц для исполнения контракта.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.

Установлено, что что в проекте контракта не содержится условий о возможности привлечения соисполнителя по контракту, в силу чего в соответствии с требованиями гражданского законодательства исполнитель обязан оказать услуги лично.

Довод об ограничении территории места обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов, Комиссия признает обоснованным и нарушающим часть 1 статьи 33 Закона о контрактной систем, в силу следующего.

Пунктом 10 объекта описания закупки установлено, что Исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса оказания услуг для жизни, здоровья, имущества Заказчика, иных лиц и окружающей среды. Участок обеззараживания и обезвреживания отходов, должен располагаться на территории Чувашской Республики, с целью осуществления Заказчиком контроля за движением отходов и их последующим обезвреживанием. Контроль осуществляется методами экспедирования груза Заказчиком, а также присутствия представителей Заказчика непосредственно при обезвреживании отходов.

При этом, требование к месту оказания услуг, расположение его на территории Чувашской Республики, не относится к техническим или функциональным характеристикам товара или услуги либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия оказанной услуги и требуемым к включению на основании части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Такие требование также не характеризует квалификационный уровень исполнителя и может привести к необоснованному ограничению участников закупки.

Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика и Уполномоченного учреждения нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Алгоритм» обоснованной в части сокращения количества применяемых участником закупки физических методов обезвреживания отходов, установления требований к порядку оказания услуг и места обеззараживания и обезвреживания отходов, а в действиях заказчика, уполномоченного учреждения нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Алгоритм» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б без предварительного обеззараживания в местах сбора (изв. № 0815500000522000896) обоснованной в части сокращения количества применяемых участником закупки физических методов обезвреживания отходов, установления требований к порядку оказания услуг и места обеззараживания и обезвреживания отходов;

2. Признать в действиях заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики «Мариинско-Посадская центральная районная больница Им. Н.А. Геркена» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» нарушение части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения;

4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех

 

 

 

 

 

2022-2226

 

 

Связанные организации

БУ «Мариинско-Посадская центральная районная больница им. Н.А. Геркена» Минздрава Чувашии
ИНН 2111000810, ОГРН 1022102432549
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490