Постановление №СИ/9338/20 Наложен административный штраф. от 7 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 021/04/14.31-1270/2020

 

07 декабря 2020 года                                                          г. Чебоксары

 

Я, «…», рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №021/04/14.31-1270/2020, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ПАО АКБ «Авангард» (ОГРН 1027700367507, ИНН 7702021163), адрес регистрации юридического лица:115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 12к1, в присутствии:

- представителя ПАО АКБ «Авангард» - «…» по доверенности от 13.11.2020 №052/827 сроком на 1 год без права передоверия полномочий третьим лицам,

В ходе рассмотрения дела, по ходатайству представителя ПАО АКБ «Авангард» «..» объявлен перерыв с 10 ч. 25 мин. до 10 ч. 55 мин.

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии в 2019 году обратились ООО «Комбинат школьного питания № 2», ООО «Кулинар-плюс» и ООО «ЭНКО плюс» с заявлением на неправомерные действия ПАО АКБ «Авангард» (далее — Банк), выразившиеся в необоснованном увеличении комиссии за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами с 1 % до 2,7 %, нарушающие требования антимонопольного законодательства. В связи с выявлением признаков нарушения антимонопольного законодательства в отношении ПАО «АКБ «Авангард» возбуждено дело 3/04- АМЗ-2019, по итогам рассмотрения которого установлено следующее.

ООО «Комбинат школьного питания № 2», ООО «Кулинар Плюс», ООО «Энко Плюс» (далее — Комбинаты питания) являются исполнителями муниципальных контрактов на оказание услуг по организации горячего питания, заключенных со образовательными учреждениями (школами) города Чебоксары.

В соответствии с положениями Технического задания конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего питания устанавливающими требования к услуге, Комбинаты питания при оказании данной услуги учащимся в общеобразовательных организациях обязано использовать в школе оборудование (терминалы) уполномоченного Оператора для безналичного приема денежных средств с использованием электронных (магнитных) карт, либо без таковых.

В школьной столовой (буфете) использовать необходимое оборудование для считывания информации с электронных (магнитных) карт уполномоченного Оператора. Уполномоченным Оператором по выпуску и обслуживанию Единой карты учащегося (далее –ЕКУ) Управлением образования администрации г. Чебоксары признано ПАО АКБ «Авангард», которое обеспечивает безналичный электронный оборот денежных средств, в том числе за услуги питания.

Таким образом, Комбинаты питания при оказании услуг горячего питания в муниципальных общеобразовательных организациях на территории г. Чебоксары вынуждены пользоваться услугами по зачислению денежных средств за оказанные услуги питания, ПАО АКБ «Авангард». Договорами банковского счета 2011 и 2012 года и дополнительных соглашений к ним от 15.08.2017 заключенными между Комбинатами питания и ПАО АКБ «Авангард», комиссия за зачисление денежных средств на счет Комбинатов питания по операциям с банковскими картами была определена в размере 1,0% от зачисляемой суммы. 03.09.2018 ПАО «Банк Авангард» направило дополнительные соглашения, в котором в одностороннем порядке увеличило комиссию за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими 2 картами до 2,7%, тем самым увеличив размер комиссии в 2,7 раза, без предоставления каких-либо дополнительных услуг.

По итогам представленных пояснений в ходе антимонопольного дела 3/04-АМЗ-2019 было установлено, что в целях совершенствования предоставления услуг учащимся общеобразовательных организаций в г. Чебоксары, автоматизации процессов расчетов за оказываемые услуги, повышения безопасности объектов общеобразовательных организаций в г. Чебоксары, сокращения оборота наличных денежных средств, администрацией г. Чебоксары принято Постановление от 11.08.2017 № 1942, которым предусмотрена реализация на территории муниципального образования г. Чебоксары Единой карты учащегося. В этих целях Управлению образования администрации г. Чебоксары поручено определить уполномоченного оператора по выпуску и обслуживанию Единой карты учащегося (ЕКУ).

Данным постановлением, также утверждено Положение о единой карте учащегося на территории г. Чебоксары (далее-Положение).

В Положении (п.1.2) под уполномоченным оператором по выпуску и обслуживанию Единой карты учащегося (далее также - уполномоченный оператор) определяется лицо, осуществляющее вложения в создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения применения ЕКУ; организационное, техническое, информационное сопровождение, а также выпуск, выдачу и обслуживание ЕКУ.

В Положении также содержатся требования к порядку реализации и использования Единой карты учащегося, в том числе к оформлению, пополнению карты, а также непосредственно к деятельности уполномоченного оператора по выпуску и обслуживанию ЕКУ. ЕКУ определяется как материальный носитель, содержащий записанную на нем в электронной форме информацию, обеспечивающий возможность получения учащимися различных услуг, использующийся для оплаты данных услуг, а также применяющийся для достижения иных целей, предусмотренных Положением о Единой карте учащегося на территории г. Чебоксары.

Указанным Положением в числе прочего предусмотрено использование ЕКУ для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, для заказа и безналичной оплаты питания в муниципальных образовательных организациях, для учета и контроля доступа в муниципальные образовательные организации и организации дополнительного образования.

Наряду с этим, Положением предусмотрены обязанности уполномоченного оператора (п.4.7), включающие следующее: совершенствование инфраструктуры ЕКУ; блокирование ЕКУ в случае утраты пользователем карты; организации сети пунктов пополнения приложения для оплаты питания ЕКУ; обеспечение работы приложений ЕКУ; обеспечение изготовления (оформления) ЕКУ и их реализацию; обеспечение расширения 3 сети пунктов пополнения приложения для оплаты питания ЕКУ; организации обслуживания каждого пользователя ЕКУ, а также ведение базы данных пользователей карт; организации автоматизированного учета и составления отчетности о заказах и безналичной оплате питания в муниципальных общеобразовательных организациях, посещении муниципальных общеобразовательных организаций, муниципальных организаций дополнительного образования, муниципальных организаций культуры и спорта, посещении социальных учреждений и иных, определенных администрацией г. Чебоксары учреждений и организаций всеми пользователями ЕКУ; организации предоставления отчетности всем заинтересованным сторонам об использовании ЕКУ; обеспечении работы личных кабинетов для пользователей ЕКУ, для сотрудников муниципальной общеобразовательной организации, иных интерфейсов пользователей для обеспечения возможности предварительного заказа питания для пользователей ЕКУ, а также для предоставления родителям (законным представителям) пользователей ЕКУ отчетов о питании их детей (воспитанников), посещении ими муниципальных общеобразовательных организаций и иных организаций, и учреждений; обеспечении для учащихся возможности безналичной оплаты питания по ЕКУ в любой муниципальной общеобразовательной организации, расположенной на территории муниципального образования г. Чебоксары, вне зависимости от места учебы данного учащегося.

Наряду с этим, для обеспечения применения ЕКУ Положениями конкурсной документации по выбору уполномоченного оператора ЕКУ предусмотрена необходимая инфраструктура, которая должна включать с себя, том числе: оборудование на входе в муниципальные общеобразовательные организации, оснащенные ограждениями, турникетами для ограничения доступа в указанные организации посторонних лиц, считывающие информацию с ЕКУ и позволяющее применять ее в качестве карты доступа в муниципальную общеобразовательную организацию, а также вести контроль такого доступа, при этом ограждения и турникеты приобретаются за счет средств бюджета г. Чебоксары; оборудование, считывающее информацию с ЕКУ оборудование в муниципальных организациях дополнительного образования, организациях культуры и спорта, социальных учреждениях и иных учреждениях, и организациях, определенных администрацией г. Чебоксары, позволяющее вести учет посещения данных организаций и учреждений пользователями ЕКУ, оплату услуг, оказанных организациям и учреждениям посредствам ЕКУ, которая приобретается за счет средств оператора; инфраструктура, включающая в себя возможность применения ЕКУ в качестве карты для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам города Чебоксары.

Оборудование и осуществление операций, исходя из положений конкурсной документации, должно обеспечиваться за счет инвестиций оператора, функция инвестора отражена также и в п. 1.2 Договора, 4 заключенного между ПАО АКБ «Авангард» и Управлением образования администрации г. Чебоксары, в целях реализации программы «Единая карта учащегося» от 22.11.2017 № б/н.

Принимая во внимание, многофункциональность предназначения ЕКУ, пунктом 4.5 Положения определено, что порядок взаимоотношений уполномоченного оператора по выпуску и обслуживанию ЕКУ с организациями, предоставляющими услуги питания учащимся в муниципальных образовательных организациях, а также с уполномоченным оператором, ответственным за изготовление (оформление), продажу карт для безналичной оплаты проезда и последующее пополнение денежными средствами карт для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики, регулируются договорами между уполномоченным оператором по выпуску и обслуживанию ЕКУ и указанными организациями.

Управлением образования администрации г. Чебоксары 30.10.2017 проведен открытый конкурс по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося (ЕКУ), победителем конкурса признано ПАО АКБ «Авангард». Между ПАО АКБ «Авангард» и управлением образования администрации г. Чебоксары, заключен договор на осуществлении функций уполномоченного оператора ЕКУ от 22.11.2017 № б/н. ПАО АКБ «Авангард», как победитель конкурса и Уполномоченный оператор, реализовал использование ЕКУ, путем привязки ее к текущему счету одного из родителей, открытому исключительно в ПАО АКБ «Авангард».

Технологическое решение применения ЕКУ, реализованное Уполномоченным оператором, предусматривает все операции по ней, только с использованием оборудования ПАО АКБ «Авангард» и банковских карт, эмитированных данной кредитной организацией.

Согласно представленным в материалы дела документам, правовые отношения, сложившиеся между комбинатами питания и ПАО АКБ «Авангард» регулируются договорами банковского счета, заключенными с ООО «Комбинат школьного питания № 2» от 01.02.2012, с ООО «ЭНКО плюс» от 10.02.2012, с ООО «Кулинар-плюс» от 23.12.2011.

Данное свидетельствует о том, что правовые отношения между ПАО АКБ «Авангард» и Комбинатами питания по договорам банковского счета, сложились между сторонами еще до получения Банком статуса уполномоченного оператора, т.к. договор на осуществление функций уполномоченного оператора ЕКУ, заключен между Банком и Управлением образования Администрации г. Чебоксары от 22.10.2017.

Процентная ставка в размере 1% установлена ПАО АКБ «Авангард» дополнительными соглашениями к указанными выше договорам от 15.08.2017. Предметом указанных выше договоров банковского счета, согласно заключенным в 2017 году дополнительным соглашениям, является аренда 5 POS – терминала (без комиссии) и зачисление денежных средств на счет Клиента в размере 1% от зачисляемой суммы, при каждом зачислении.

Иные соглашения и документы, предусматривающие оказание иных банковских услуг в рамках реализации проекта ЕКУ, между ПАО АКБ «Авангард» и Комбинатами питания, отсутствуют.

Наряду с этим, Предприятия, оказывающие услуги горячего питания в образовательных учреждениях г. Чебоксары, предоставляют их на основании муниципальных контрактов, заключенных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 1.1 Контакта Предприятия приняли на себя обязательства по оказанию услуг горячего питания. Согласно положениям пунктов 2, 3 Технического задания конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего питания (далее-Техническое задание) устанавливающих требования к услуге, обязывают Предприятия при оказании услуги по организации горячего питания учащимся в общеобразовательных организаций использовать автоматизированные информационные системы учета и оборота денежных средств на питание обучающихся, в т.ч. для персонифицированного контроля использования денежных средств Заказчиком (муниципальным бюджетным образовательным учреждением) и родителем обучающегося или его законного представителя.

Использовать в школе оборудование (терминалы) уполномоченного Оператора для безналичного приема денежных средств с использованием электронных (магнитных) карт, либо без таковых. В школьной столовой (буфете) использовать необходимое оборудование для считывания информации с электронных (магнитных) карт уполномоченного Оператора. Положение пункта 10 Технического задания также обязывает Предприятия не превышать установленных Постановлением Администрации г. Чебоксары от 01.07.2013 г. № 2076 «Об установлении предельной стоимости питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций г. Чебоксары» средних цен на школьные обеды. Управление образования администрации г. Чебоксары сообщило, что Комбинаты питания и Уполномоченный оператор совместно реализуют мероприятия, направленные на реализацию проекта «Единая карта учащегося» в части системы расчетов за организацию школьного питания.

Вопрос повышения размера комиссии, являющейся предметом настоящего рассмотрения, по информации Управления образования администрации г. Чебоксары является спором двух субъектов, выходящих за пределы Постановления № 1948, конкурсной документации и заключенных Договоров.

Принимая во внимание вышеуказанное, Комбинаты питания, осуществляя свою деятельность во исполнение муниципальных контрактов на оказание услуг по организации горячего питания, обязаны Управлением образования 6 администрации г. Чебоксары обеспечивать безналичный электронный оборот денежных средств за оказанные услуги питания учащимся через уполномоченного оператора по выпуску и обслуживанию ЕКУ - ПАО АКБ «Авангард». Установленный порядок применения ЕКУ в общеобразовательных учреждениях, относящийся к предприятиям общественного питания, связан с операциями при осуществлении расчетов учащихся за питание с использованием платежных банковских карт - ЕКУ, (эмитированных ПАО АКБ «Авангард») через POS-терминалы, принадлежащие ПАО АКБ «Авангард».

Указанные операции по отношению к ПАО АКБ «Авангард» являются осуществлением им операций по переводу электронных денежных средств и их зачислению на расчетные счета предприятий, открытые в ПАО АКБ «Авангард».

Правоотношения по проведению расчетных операций между комбинатами питания и ПАО АКБ «Авангард» урегулированы договорами банковского счета, предусматривающими открытие банковского счета и предоставление клиенту комплекса услуг по расчетно-кассовому обслуживанию.

В соответствии со статей 1 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» (далее-Закон о банках и банковской деятельности) исключительное право осуществлять банковские операции, такие как: открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц предоставлено банкам, являющимся по своему правовому статусу кредитной организацией.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Закона о банках и банковской деятельности к банковским операциям, в числе прочего, относится кроме открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Правовые и организационные основы национальной платежной системы, порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществление перевода денежных средств, использование электронных средств платежа установлены Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее-Закон о национальной платежной систем).

Исходя из пунктов 2, 12 статьи 3 Закона о национальной платежной системе, оператором по переводу денежных средств является организация, осуществляющая в соответствии с законодательством Российской Федерации перевод денежных средств, то есть действия в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика.

Учитывая изложенное, кредитные организации, являющиеся эмитентами или эквайрерами, при совершении операций с использованием банковских карт 7 являются операторами по переводу денежных средств.

Из содержания указанных норм также следует, что операции, совершаемые с использованием банковских карт, являются операциями по переводу денежных средств.

С учетом данных правовых норм ПАО АКБ «Авангард» в отношениях с Комбинатами питания выступает банковской кредитной организацией, оказывающей услуги по ведению банковских счетов этих предприятий и по переводу денежных средств плательщиков на их банковские счета.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный Закон №135-ФЗ «О защите конкуренции»)запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий. В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление № 30) разъяснено, что при оценке поведения доминирующего хозяйствующего субъекта следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются 8 Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007               № 409 утверждены Условия признания доминирующим положения кредитной организации и Правила установления доминирующего положения кредитной организации. По результатам проведённого Управлением анализа рынка оказания услуг по зачислению денежных средств по операциям с применением

Единой карты учащегося организациям общественного питания, оказывающим услуги горячего питания в муниципальных образовательных учреждениях в г. Чебоксары за период 2018 года и первого полугодия 2019 года, установлено в указанный период времени, доминирующее положение занимает ПАО АКБ «Авангард».

В августе - сентября 2018 года ПАО «Банк Авангард» уведомило Комбинаты питания об увеличении комиссии за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами в 2,7 раза (с 1% до 2,7%).

В силу законоположений, расходы, предъявляемые ПАО АКБ «Авангард» Комбинатам питания, связанные с обслуживанием и обеспечением инфраструктуры ЕКУ, должны быть соразмерными расходам, оказываемым услугам по списанию и зачислению денежных средств на счета комбинатов питания.

С учетом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции , пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

 ПАО АКБ «Авангард» неоднократно указывало, что повышение комиссии за оказываемые услуги Комбинатам питания, осуществленными мероприятиями по реализации технологических решений применения ЕКУ, в ходе которых Банком осуществлены значительные финансовые вложения. К технологическим решениям Банк относил: обеспечение мобильного приложения «Школьная карта», установку терминалов для пополнения ЕКУ и банкоматов с функцией приема денежных средств.

Повышение размера финансовой услуги Комбинатам питания,                       ПАО АКБ «Авангард» обосновывал созданием инфраструктуры, реализуемой в рамках ЕКУ, которая включала в себя:установку Pos-терминалов на линии раздачи буфета, терминалы оплаты комплексов и выбора свободного меню, кассовое решение (киберкасса) с креплением, интернет-трафик (по каналам приема денежных средств),ноутбук в столовую и увеличением точек для внесения 9 денежных средств на ЕКУ:терминалы приема наличных, банкоматы с функцией cash-in. ПАО АКБ «Авангард» в обоснование правомерности установленного тарифа, представлены расчеты по статьям затрат в рамках проекта ЕКУ.

Статьей 848 ГК РФ установлено, что Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

По договору банковского счета, банк обязуется принимать и зачислять, поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету, в порядке пункта 1 статьи 845 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 851 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

Таким образом, платность услуг банка по операциям по расчетному счету предусмотрена законом.

В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке.

Тарифы на исследуемые услуги Банка, государственному регулированию не подлежат, в связи с чем коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и размер тарифов предоставляемых банковских услуг, учитывая себестоимость предоставления данных услуг, а также конкуренцию в банковском секторе.

В рамках рассмотрения дела, Комиссией у ПАО АКБ «Авангард» были запрошены расчеты по позициям затрат на проект ЕКУ при ставке в размере 1% и 2,7 %. ПАО АКБ «Авангард» с целью увеличения выручки повысил вознаграждение за стандартные технические операции, которые не имеют самостоятельной потребительской ценности для Комбинатов питания, в силу реализации многофункциональности применения ЕКУ, поэтому такие затраты как кассовое решение (возможность выбора свободного меню), терминалы приема наличных и банкоматы с функцией cash-in, и оплата интернет-трафика по банкоматам, не относятся к расходам, связанным с операциями по списанию и зачислению денежных средств на счета комбинатов питания и не могут быть рассмотрены как самостоятельные услуги в понимании пункта 1 статьи 779 ГК 10 РФ.

Исходя из представленной информации, Комиссия считает, что затраты, понесенные ПАО АКБ «Авангард» по таким пунктам затрат, как кассовое решение (возможность выбора свободного меню), терминалы приема наличных и банкоматы с функцией cash-in и оплата интернет-трафика по банкоматам) в последующем компенсированные за счет увеличения % ставки комбинатам питания являются необоснованными в связи с тем, что не относятся к расходам, связанным непосредственно с услугой, оказываемой Комбинатами питания ни в рамках контрактов, ни в рамках договора, заключенного с банком.

 Кроме того, установка банкоматов с функцией cash-in, ни конкурсной документацией, ни условиями договора на исполнение услуг Уполномоченного оператора не предусмотрена. При том, что размеры наценок на продукцию, реализуемую предприятиями общественного питания в школах являются регулируемые, а обеспечение рентабельной работы предприятий общественного питания определяется размером торговых наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые предприятиями, которая должна покрывать все расходы, возникающие в результате оказания услуг общественного питания, и обеспечивать получение положительного финансового результата.

Несоразмерные внереализационные расходы не позволяют Комбинатам питания возмещать издержки производства, обращения и реализации при оказании этих услуг. Вместе с тем, Комбинаты питания, исходя из представленных выше, взятых на себя обязательств в рамках проекта ЕКУ, не имеют возможности заключить договоры с иными кредитными организациями, кроме ПАО АКБ «Авангард».

По результатам рассмотрения установлено, что ПАО АКБ «Авангард» является единственным лицом, оказывающим названные услуги в установленных границах, то сравнение установленного банком тарифа в размере 2,7 % с тарифами иных банков не представляется возможным, ввиду неучастия их в обозначенной программе Управления образования администрации г. Чебоксары.

Вместе с тем, если исходить, из представленной информации ПАО АКБ «Авангард» следует, что затраты, связанные с реализацией проекта ЕКУ увеличились не более, чем на 31 %, а комиссия за банковское обслуживание увеличена в 2,7 раза, что свидетельствует о несоразмерном увеличении комиссии за зачисление денежных средств.

Учитывая изложенное, решением по делу 3/04-АМЗ-2019 от 23.12.2019 в действиях ПАО АКБ «Авангард» выявлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в необоснованном повышении цены финансовой услуги для клиентов:                     ООО «Комбинат школьного питания № 2», ООО «ЭНКО плюс», ООО «Кулинар 11 - плюс».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административной правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного законодательства Российской Федерации и составляет один год.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие, бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, образует состав административного правонарушения предусмотренный частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств, в действиях ПАО «АКБ Авангард» установлено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с тем, что им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению законодательства, при отсутствии к тому чрезвычайных обстоятельств. В ходе составления протокола об административном правонарушении, представителем ПАО АКБ «Авангард» заявлено ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении в связи с обжалованием антимонопольного решения, явившегося основанием для возбуждения настоящего дела.

В ходе составления протокола названное ходатайство отклонено, в связи с тем, что в силу части 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении при установлении факта нарушения антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года.

Вместе с тем, действующим законодательством возможность приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении не предусмотрена.

В рамках представленных возражений представителем ПАО АКБ «Авангард» заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого нарушения, и отсутствием вынесенного решения Арбитражным судом Чувашской Республики по делу №А79-340/2020, предметом которого является оспаривание решения антимонопольного дела №3/04-АМЗ-2019, послужившего основанием для привлечения к административной ответственности.

По итогам рассмотрения ходатайства, принято решение об отказе в его удовлетворении, в связи с тем, что как указано выше в соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административной правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт нарушения антимонопольного законодательства, подтвержден решением Чувашского УФАС России по делу №3/04-АМЗ-2019 от 23.12.2019.

Названное решением, судом на момент вынесения постановления не оспорено, следовательно оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.

Кроме того, как указано выше, действующим законодательством возможность приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении не предусмотрена.

Оценив обстоятельства дела, оснований для признания совершенного ПАО АКБ «Авангард» правонарушения малозначительным не усматриваю, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

Согласно общим правилам назначения административного наказания в порядке части 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания установлено смягчающее обстоятельство: - пункт 4 части 1 ст. 4.2 КоАП РФ

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (в ходе рассмотрения антимонопольного и 13 административных дел ПАО АКБ «Авангард» требуемая информация представлялась своевременно и в полном объеме).

 Отягчающих обстоятельств согласно статьи 4.3 КоАП РФ не выявлено.

В силу изложенного налагаемый штраф рассчитан следующим образом:

Расчет базового штрафа (БШ)

1. Максимальный штраф (МаксШ) – 1 000 000 руб.

2. Минимальный штраф (МинШ) – 300 000 руб.

3.Определяется базовый штраф (БШ), составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа:

БШ= (МаксШ- МинШ)/ 2 + МинШ БШ= (1 000 000 – 300 000) / 2+ 300 000= 650 000 рублей

4.Определяются обстоятельства, отягчающие (ОО) и смягчающие административную ответственность (ОС).

 ОО (ОС) = (МаксШ- МинШ)/ 8 ОО (ОС) = (1 000 000 – 300 000) / 8 = 87 500 рублей

5. Исчисляется размер административного штрафа, подлежащий наложению (ПШ), при этом учитывается наличие смягчающего обстоятельств:

- пункт 4 части 1 ст. 4.2 КоАП РФ;

ПШ = БШ + (ОО x n) – (ОС x n) ПШ = 650 000 – 87 500 = 562 500 рублей

         Если в результате исчисления размер административного штрафа составляет менее минимального размера административного штрафа, в соответствии с частью 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, штраф может быть применен в размере, полученном в результате расчета, но не менее ½ минимального размера административного штрафа, но не менее 50 000.

Как следует из расчета, минимальный штраф составляет 300 000 руб., в то время как расчетный штраф равен – 562 500 руб.

Следовательно, условие назначения половины минимального размера штрафа не соблюдается.

Таким образом, размер административного штрафа по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ подлежащий уплате в бюджет составляет: 562 500 рублей (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 коп.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 14

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. ПАО АКБ «Авангард» (ОГРН 1027700367507, ИНН 7702021163), адрес регистрации юридического лица:115035, Россия, г. Москва, ул. Садовническая, 12к1, признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО АКБ «Авангард» административный штраф 562 500 рублей (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот рублей) рублей 00 коп. Заместитель руководителя                                                    «…»

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Оплата штрафа до 31.12.2020 года производится по старым реквизитам: Штраф надлежит перечислить на счет N 40101810900000010005 в Отделение –НБ Чувашской Республики г. Чебоксары, БИК 049706001.

В поле «Получатель»: УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России), ИНН 2128017971, КПП 213001001, код КБК 161 1 16 01141 01 0031 140; ОКТМО 977701000, УИН 16100500000000779131.

Назначение платежа: Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России № 021/04/14.31-1270/2020) от 7 декабря 2020 г.

 Оплата штрафа после 31.12.2020 года производится по новым реквизитам:

УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России) ИНН 2128017971,

КПП 213001001

л/с 04151329250

р/с 03100643000000011500

в ОТДЕЛЕНИЕ - НБ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА//УФК по Чувашской Республике г. Чебоксары корр/счет: 40102810945370000084

БИК 019706900 код КБК 161 1 16 01141 01 0031 140;

УИН

Назначение платежа:

Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России                                  № 021/04/14.31-1270/2020) от 7 декабря 2020 г.

Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 60-дневный срок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 КоАП РФ в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления и вступает в силу в 15 соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

Копию настоящего постановления получил(а): ____________________ _____________________ _____________________ дата подпись расшифровка подписи

Связанные организации

Связанные организации не указаны