Решение №НВ/6265/23 Решение № 021/07/3-818/2023 от 18 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/3-818/2023
г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:
"..."
при участии представителей:
от заказчика – Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее – Заказчик) – "..."
от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Тайпит — Измерительные Приборы» (далее – ООО «Тайпит — Измерительные Приборы», Заявитель) — "..."
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Тайпит — Измерительные Приборы» на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме на поставку интеллектуальных приборов учета электрической энергии для установки в г. Чебоксары, г. Канаш, с. Моргауши, с. Красноармейское в рамках освоения расходов, утвержденных в Инвестиционной программе ГУП Чувашской Республики "ЧГЭС" Минпромэнерго Чувашии (№ 32312748960), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «Тайпит — Измерительные Приборы» от 04.10.2023 № TPI/ИСХ-231004/1 (вх. Управления № 7997-ЭП/23 от 04.10.2023) с жалобой на действия комиссии при проведении конкурса в электронной форме на поставку интеллектуальных приборов учета электрической энергии для установки в г. Чебоксары, г. Канаш, с. Моргауши, с. Красноармейское в рамках освоения расходов, утвержденных в Инвестиционной программе ГУП Чувашской Республики "ЧГЭС" Минпромэнерго Чувашии (№ 32312748960).
В жалобе Заявитель указал, что его заявка комиссией отклонена неправомерно.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии заказчика предписание для устранения допущенного нарушения.
Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при рассмотрении заявок не признали, указав на необоснованность доводов заявителя.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики, утвержденное и.о. директора Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские государственные электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики "..." (далее — Положение о закупке).
Заказчиком 08.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32312748960 о проведении конкурса в электронной форме на поставку интеллектуальных приборов учета электрической энергии для установки в г. Чебоксары, г. Канаш, с. Моргауши, с. Красноармейское в рамках освоения расходов, утвержденных в Инвестиционной программе ГУП Чувашской Республики "ЧГЭС" Минпромэнерго Чувашии, с начальной (максимальной) ценой договора 7 551 078,00 рублей.
В протоколах №32312748960-02, №32312748960-03 от 29.09.2023 составленных по итогам закупки, указано, что участник закупки с идентификационным номером № 240764 (ООО «Тайпит-ИП, ИНН 7811472920) не допушен в соответствии с п. 10.7 Документации, а именно: «пп. д) — несоответствие предлагаемой продукции и (или) договорных условий, указанных в заявке на участие в запросе предложений, требованиям документации.» В основании указано следующее: «Не соответствует требованиям. Несоответствие всех приборов учета техническому заданию (ТЗ). Количество слотов под сим-карты: один слот вместо предусмотренных ТЗ двух слотов под сим-карты».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашские городские электрические сети» Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (редакция 4), утвержденным приказом № 92 от 28.06.2023.
Согласно пункту 2.7.4. Положения, конкурсная комиссия по рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, положения и конкурсной документации обязана отказать участнику в допуске в случаях, предусмотренных пунктом 1.10.1 Положения.
Согласно пункту 1.10.1 Положения 1.10.1. Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
-
выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1 .9.1 Положения;
-
участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения;
-
участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
-
в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
-
участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке;
-
участник закупки предложил цену исполнения договора, сумму цен единиц товаров, работ, услуг выше начальной (максимальной) цены договора или суммы начальных цен единиц товаров, работ, услуг.
В пункте 10.7. Документации Заказчика указано, что по результатам рассмотрения предложений Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:
а) несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено закупочной документацией, содержанию и оформлению);
б) предоставление участником в составе заявки недостоверных сведений, либо наличия в составе заявки недостоверных сведений об участнике процедуры закупки, в том числе привлекаемых субподрядчиках (в случае привлечения), о предлагаемых товарах, работах, услугах, об опыте выполнения аналогичных договоров, о производителе (заводе-изготовителе) продукции, и пр.;
в) несоответствие участника конкурса требованиям документации;
г) несоответствие субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) требованиям документации, если они были установлены;
д) несоответствие предлагаемой продукции и (или) договорных условий, указанных в заявке на участие в конкурсе, требованиям документации;
е) наличие информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России;
ж) наличие в заявке на участие в конкурсе предложения о цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), превышающего начальную (максимальную) цену договора, установленную документацией;
В соответствии с п. 2.4.11 Положения, чтобы определить лучшие условия договора, Заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке.
В Приложении № 1 к Техническому заданию определен следующий параметр требуемого к поставке товара:
«Интерфейсы:
- Оптопорт;
- GSM (GPRS поддержка стандартов 2G или более и NB-IoT); модуль GSM/GPRS должен обеспечивать работу с сим-картами форматов 2FF (MiniSim) и/или 3FF (MicroSim) и/или 4FF (NanoSim) любого оператора сотовой связи; количество слотов под сим-карты форматов 2FF (MiniSim) и/или 3FF (MicroSim) и/или 4FF (NanoSim): не менее 2 штук.»
В пункте 18 Документации Заказчика установлен порядок оценки заявок по 5 критериям:
- цена;
- срок поставки;
- качественные характеристики предмета закупки (Средняя наработка на отказ (до отказа))
- функциональные характеристики предмета закупки (Cлоты под сим-карты модуля GSM)
- функциональные характеристики предмета закупки (Предоставление эталонного образца).
При этом по 4 критерию Порядка оценки «Cлоты под сим-карты модуля GSM» заказчиком предусмотрено следующее.
«В качестве подтверждения участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в запросе предложений техническую информацию о количестве слотов под сим-карты модуля GSM c поддержкой пакетной передачи данных по технологиям GPRS и поддерживаемые форматы сим-карт:
- паспорт изделия;
- руководство по эксплуатации прибора учета;
- описания типа прибора учета.
Наличие двух слотов под сим-карты: 1 слот – формата 2FF (MiniSim) и/или 3FF (MicroSim) и/или 4FF (NanoSim) 2 слот- формата MFF2 (eSim) |
0 баллов |
Наличие двух слотов под сим-карты: 1 слот – формата 2FF (MiniSim) и/или 3FF (MicroSim) и/или 4FF (NanoSim); 2 слот- формата 2FF (MiniSim) и/или 3FF (MicroSim) и/или 4FF (NanoSim). |
100 баллов |
Модуль GSM/ GPRS должен обеспечивать работу с сим-картой любого оператора сотовой связи.
При непредоставлении участником закупки технической информации о количестве слотов под сим-карты и поддерживаемые форматы сим-карт по указанному критерию заявке участника закупки присваивается «0» баллов.»
Таким образом, заказчик в конкурсной документации предусмотрел, что непредставление в составе заявки информации о количестве слотов под сим-карты и поддерживаемых форматах сим-карт, не является основанием для отклонения заявки и влияет только на количество баллов, присуждаемых заявке.
При этом перечень оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, приведенный в Положении о закупке и конкурсной документации, не предусматривает отклонение заявки, содержащей конкурсное предложение, по причине отсутствия в конкурсном предложении сведений, необходимых исключительно для проведения оценки, либо несоответствия сведений отдельных показателей (критериев).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссия Чувашского УФАС России, изучив материалы дела приходит к выводу, что сведения о количестве слотов под сим-карты и поддерживаемые форматы сим-карт, указываются в составе заявки, представленной ООО «Тайпит — Измерительные Приборы», с целью присвоения баллов заявке участника по соответствующим критериям оценки заявок и не является условием допуска участника закупки к участию в конкурсе, в связи с чем при отсутствии надлежащим образом оформленных сведений в отношении количества слотов под сим-карты и поддерживаемых форматов сим-карт, представленных с целью присвоения баллов заявке участника, такие сведения не учитываются комиссией заказчика при начислении баллов по соответствующим критериям оценки заявок, указанных в документации. При несоответствии документов, представленных участником для целей оценки, такая оценка осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, следовательно, заявка Заявителя не может быть отклонена по вышеуказанным основаниям, при этом подлежит оценке без учета несоответствующих документов.
К такому же выводу пришел суд апелляционной инстанции по делу N А40-146290/22.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу о нарушении Комиссией заказчика порядка проведения конкурса , поскольку принятое организатором торгов решение о признании конкурсного предложения Общества не соответствующим требованиям конкурсной документации привело к фактическому отказу в допуске Общества к участию в торгах при отсутствии правовых оснований, предусмотренных нормами Положения о закупках и конкурсной документации.
Таким образом, действия комиссии Заказчика нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «Тайпит — Измерительные Приборы» обоснованной.
Одновременно, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания для устранения выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Тайпит — Измерительные Приборы» на действия комиссии при проведении конкурса в электронной форме на поставку интеллектуальных приборов учета электрической энергии для установки в г. Чебоксары, г. Канаш, с. Моргауши, с. Красноармейское в рамках освоения расходов, утвержденных в Инвестиционной программе ГУП Чувашской Республики "ЧГЭС" Минпромэнерго Чувашии (№ 32312748960) обоснованной.
2. Направить материалы должностному лицу Чувашского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2023-7175