Постановление №АШ/2096/24 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 19 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

о наложении штрафа по делу

 

об административном правонарушении

021/04/14.3-173/2024

 

19 апреля 2024 г. г. Чебоксары

 

Я, "...", рассмотрев протокол об административном правонарушении от 12.03.2024, составленный "...", возбужденного в отношении АНО ДПО ОЦ «СОВА» (ИНН/ОГРН 2130999563/1132100000340 428034, г. Чебоксары, пр-т М Горького, д.15, нежилое помещение № 2) по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), в связи с нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также Закон о рекламе),

в присутствии представителя АНО ДПО ОЦ «СОВА» - "..."

в присутствии представителя гражданки "..."

 

УСТАНОВИЛА:

 

Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 29.12.2023 по рассмотрению дела 021/05/18-809/2023 по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также Закон о рекламе) АНО ДПО ОЦ «СОВА» (ИНН/ОГРН 2130999563/1132100000340 428034, г. Чебоксары, пр-т М Горького, д.15, нежилое помещение № 2) признано нарушившим часть 1 статьи 18 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в силу следующего.

02.08.2023 (вх. № 6973/23) и 11.09.2023 (вх. № 7192/23) в Чувашское УФАС России поступили заявления гражданки "..." (далее – потерпевшая) с обращением о получении нежелательных сообщений рекламного характера с использованием программного обеспечения (приложения) WhatsApp.

Согласно заявлениям установлено, что 13.07.2023 в 10 час. 53 мин. и 18.08.2023 в 17 час. 25 мин. на номер мобильного телефона потерпевшей "..." с номера "...", посредством использования программного обеспечения (приложения) WhatsApp, поступили следующие сообщения.

«Привет Автошкола «Сова» Только для ВАС МАКСИМАЛЬНЫЕ СКИДКИ 2 ДНЯ!!! Вы можете пройти теория всего за 5 990 руб. (вместо 13 500 руб.) очно или 3 990 руб. вместо 9 900 руб.) онлайн. Дополнительно будет оплачиваться только бензин Записать вас?».

«Добрый день Автошкола «Сова»! Только сегодня и завтра, МАКСИМАЛЬНЫЕ СКИДКИ Очный формат - 5990 руб. (вместо 13 500) и онлайн формат 3990 руб. (вместо 10 000)!!! Начать обучение можете в течение года. Осталось только 7 мест. ПИШИ, ЖДУ!».

Потерпевшая указывает, что обращалась когда - то по вопросам цены к АНО ДПО ОЦ «СОВА» путем совершения телефонного звонка. При этом, не оставляла согласия на получение рекламы на сайте автошколы «Сова».

Вместе с тем, в качестве доказательства продолжения направления АНО ДПО ОЦ «СОВА» сообщений рекламного характера на номер ее связи, представлен скриншот из программного обеспечения WhatsApp от 06.09.2023 время 13:43, следующего содержания: «Добрый день Автошкола «Сова»! Только сегодня и завтра, МАКСИМАЛЬНЫЕ СКИДКИ Очный формат - 5990 руб. (вместо 13 500) и онлайн формат 3990 руб. (вместо 10 000)!!! Начать обучение можете в течение года. Осталось только 7 мест. ПИШИ, ЖДУ!»).

Согласно информации ПАО «МегаФон» установлено, что номер телефона "...", с которого были произведены названные отправления, принадлежит АНО ДПО ОЦ «СОВА» (ИНН/ОГРН 2130999563/1132100000340 428034, г. Чебоксары, пр-т М Горького, д.15, нежилое помещение № 2).

Из информации, поступившей от ООО «Т2Мобайл», являющегося оператором связи номера "...", установлено выделение названного абонентского номера в пользование потерпевшей с 12.05.2018 и по настоящее время.

Из ответов АНО ДПО ОЦ «СОВА» установлено следующее. По данным CRM-системы автошколы «СОВА» следует, что заявка на обучение в автошколе «СОВА», с указанием контактного номера "..." и имени Татьяна поступила на сайт автошколы https://avtosova.ru 4 июня 2019 года, что зафиксировано сервисом noreply@ avtosova.ru. В указанную дату (4 июня 2019 года) в CRM-системе автошколы «СОВА» под номером связи "..." был создан клиент «Татьяна». Вместе с тем, форма данной заявки предусматривала предоставление согласия на получение сообщений информационного и рекламного характера об услугах АНО ДПО ОЦ «СОВА» посредством сообщений электронной почты и смс, а также с использованием мессенджеров Viber, WhatsApp, Telegram, Вконтакте в виде проставления «галочки» (текст согласия в полном объеме имеется на главной странице сайта https://avtosova.ru), которое действует до момента его отзыва путем направления соответствующего уведомления на электронный адрес avtoshkola_sova@mail.ru или на адрес г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, 11, оф. 407.

Таким образом, направление рассматриваемых сообщений осуществлено АНО ДПО ОЦ «СОВА» на номер связи "..." клиенту Татьяне ввиду проставления последней «галочки» на согласие в получении рекламной информации при оформлении заявки на сайте https://avtosova.ru 4 июня 2019 года. Отзыв данного согласия в АНО ДПО ОЦ «СОВА» не поступал. В подтверждение указанной позиции АНО ДПО ОЦ «СОВА» представлены, в том числе, скриншоты с сайта https://avtosova.ru, из которых усматривается следующее: клиент Татьяна, «заявка на обучение» и номер телефона "...". Под рекламой, определенной пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования, по смыслу Закона о рекламе (пункт 2 статьи 3), может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Рассматриваемые сообщения, с направленностью на привлечение внимания потребителя к выгодным предложениям услуг АНО ДПО ОЦ «СОВА» определяются как реклама, поскольку обладают всеми квалифицирующими признаками рекламы применительно к пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе. Требования к рекламе, распространяющейся по сетям электросвязи, установлены статьей 18 Закона о рекламе. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе определено, что распространение рекламы посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи допускаются только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. В своем обращении потерпевшая указывает, что не давала согласия на получение рассматриваемых сообщений рекламного характера. Закон о рекламе возлагает обязанность доказывать наличие такого согласия на рекламораспространителя. Материалами дела установлено, что рекламораспространителем, на которого, в силу требований Закона о рекламе, возложена обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы является АНО ДПО ОЦ «СОВА». Вместе с тем, по мнению АНО ДПО ОЦ «СОВА», направление рассматриваемых сообщений осуществлялось на основании полученного согласия, данного потерпевшей при оформлении 4 июня 2019 года электронной заявки на сайте https://avtosova.ru. В качестве доказательства названных обстоятельств обществом представлен скриншот с сайта, в котором усматривается: заявка от имени Татьяна и номер телефона "...". Иных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что клиент Татьяна предоставляла согласие от абонента "..." на получение рекламы АНО ДПО ОЦ «СОВА» не имеется. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», следует, что Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, но, при этом, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. В соответствии с данной нормой, согласие абонента на получение рекламы должно быть дано конкретному рекламораспространителю и выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента и получить возможность его подтверждения в получении такого согласия. Вместе с тем, оценивая содержание заявки (скриншоты с сайта), представленной обществом как доказательство того, что АНО ДПО ОЦ «СОВА» обладало предварительным согласием потерпевшей на получение рекламы, необходимо отметить, что информация, содержащаяся в заявке, не позволяет с достаточной достоверностью идентифицировать лицо ее заполнившее и подтвердить волеизъявление данного лица на получение рекламной информации, как это предписано законом.

С учетом установленных обстоятельств, нельзя признать состоятельным заявление, составленное в электронном виде и не идентифицирующее пользователя, как подтверждение надлежащего получения от него предварительного согласия

АНО ДПО ОЦ «СОВА» в настоящем случае не предприняло достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего Закона о рекламе, в соответствии с которым установлено требование осуществлять направление рекламных сообщений только тем абонентам, от которых имеются соответствующие согласия на получение рекламы. Подтверждения согласия, достаточного для идентификации потерпевшей и ее волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя в рамках рассмотрения дела не представлено, что указывает на нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Учитывая изложенное, направление рассматриваемых рекламных сообщений на принадлежащий потерпевшей абонентский номер не соответствует требованиям части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение части 1 статьи 18 данного закона ответственность несет рекламораспространитель. Рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (статья 3 Закона о рекламе). Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, допустившим нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе, явилось АНО ДПО ОЦ «СОВА».

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент совершения правонарушения нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем Закона о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, образовывало состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Оценивая собранные по делу доказательства, прихожу к следующему.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у АНО ДПО ОЦ «СОВА» реальной возможности предпринять необходимые меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалы административного дела не представлено. Материалы дела также не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно не предотвратимыми обстоятельствами, либо непреодолимыми для него препятствиями.

Вместе с тем, в материалы дела от ДПО ОЦ «СОВА» поступило 2 ходатайства (вх. от 19.04.2024 № 3664/24, № 3663/24) о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение и, в случае принятия решения о назначении наказания в виде штрафа, о снижении размера штрафа на основании части 3.2-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Рассмотрев указанные ходатайства прихожу к выводу о невозможности их удовлетворения по следующим основаниям.

Статьей 4.1.1 КоАП РФ установлена замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статье 14.3 КоАП в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе. В рассматриваемом случае, дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки. В этой связи часть 1 статьи 4.1.1 КоАП не подлежит применению.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении АНО ДПО ОЦ «СОВА» наказания учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица. Обстоятельства, отягчающие, либо смягчающие административную ответственность, в данном случае, с учетом всех обстоятельств дела, отсутствуют.

Представленные АНО ДПО ОЦ «СОВА» документы (выписки по счетам ПАО АКБ «Авангард», счета на оплату по договору лизинга ООО «Каркаде») не свидетельствуют о тяжелом материальном положении АНО ДПО ОЦ «СОВА», что исключает снижение размера административного штрафа.

С учетом установленных обстоятельств, АНО ДПО ОЦ «СОВА» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как именно данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению требований Закона о рекламе, в том числе, при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, так как состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ является формальным и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Безразличное отношение юридического лица к принятой на себя публично-правовой обязанности создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.

Таким образом, определяя степень ответственности АНО ДПО ОЦ «СОВА», считаю возможным применить меру наказания в пределах низшей санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать АНО ДПО ОЦ «СОВА» (ИНН/ОГРН 2130999563/1132100000340 428034, г. Чебоксары, пр-т М Горького, д.15, нежилое помещение № 2) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить АНО ДПО ОЦ «СОВА» (ИНН/ОГРН 2130999563/1132100000340 428034, г. Чебоксары, пр-т М Горького, д.15, нежилое помещение № 2) наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:

Получатель:

УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России)

ИНН 2128017971,

КПП 213001001

л/с 04151329250

р/с 03100643000000011500

в Отделение – НБ Чувашская Республика г.Чебоксары/УФК по Чувашской Республике г. Чебоксары

корр/счет 40102810945370000084

БИК 019706900,

КБК 161 1 1601141 01 0003 140,

ОКТМО 97701000

УИН 16100500000001928785

Наименование платежа: «Денежные взыскания (штраф) за нарушение законодательства о рекламе по делу № 021/04/14.3-173/2024».

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа.

 

 

"..."    

 

 

 

 

 

 

 

2024-2370

 

 

Связанные организации

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Образовательный центр «СОВА»
ИНН 2130999563, ОГРН 1132100000340