Решение б/н Решение в отношении АО "Дагестанская сетевая компания" от 15 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №04-30/2017

 

«01» декабря 2017 года                                                                                           г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена "21" ноября 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено "01" декабря 2017 г.

 

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела № 04-30/2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения АО «Дагестанская сетевая компания» (далее АО «ДСК») (ИНН 2632800485, адрес: РД, г.Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении порядка ограничения и введения полного ограничения электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО «Аквамаг» (далее Заявитель, Общество) в составе:

Председатель Комиссии: Халилов Р.А.;

Члены Комиссии:

- Саидов Ш.М.

- Магомедов М.А.;

- Джамалудинов А.М.,

в присутствии представителей:

- АО «Дагестанская сетевая компания» - ххх;

- ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» - ххх;

и в отсутствии представителей ООО «Аквамаг» (имеются доказательства надлежащего уведомления),

УСТАНОВИЛА:

17.03.2017 в адрес Дагестанского УФАС России от Прокуратуры г. Махачкалы в соответствии со ст.8 Федерального закона от 02 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поступило заявление от генерального директора ООО «Аквамаг» ххх о злоупотреблениях АО «ДСК» в части незаконного ограничения подачи электроэнергии.

В ходе изучения представленной информации установлено что, в действиях АО «ДСК» по не законному ограничению подачи электроэнергии усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Дагестанского УФАС России от 03 апреля 2017 года №60 в отношении АО «Дагестанская сетевая компания» (адрес: РД, г.Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») было возбуждено дело №04-30/2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с необходимостью получения дополнительной информацией дело №04-30/2017 неоднократно откладывалось.

Определением от 18.10.2017г. рассмотрение дела было назначено на 21.11.2017.

21 ноября 2017года Комиссия, изучив материалы дела, установила следующее.

30.01.2017г. в 10ч. 00 мин. со слов директора ООО «Аквамаг» ххх позвонил представитель АО «ДСК» и уведомил о полном ограничении потребления электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная и Ф-33 на подстанции «Компас» по причине неуплаты образовавшейся задолженности за поставленную электроэнергию по объекту: г. Махачкала, ул. Булача, д. 36 (9-ти этажного жилого дома).

01.02.2017г. АО «ДСК» отключила электроэнергию на Ф-2 подстанции Юго-Восточная ссылаясь на уведомление ПАО «Дагестанская энерго-сбытовая компания» (далее ПАО «ДЭСК») от 16.01.2017г. Ввиду отключения от электричества всего микрорайона Юго-восточная промзона, была обесточена производственная база ООО «Аквамаг».

После выяснения причин отключения электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная, Заявителю 02.02.2017г. от ПАО «ДЭСК» за №32/01-634 пришло уведомление об отмене заявки на ограничение режима потребления электрической энергии потребителя ООО «Аквамаг» с местонахождением ЦЭС Ф-33 и Ф-2 КТП-160 Центральные РЭС.

В соответствии с постановлением Республиканской службы по тарифам от 29.01.2007 г. №1 ПАО «ДЭСК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Дагестан. Общество приказом управления №48 от 30.08.2005 г. было включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 65 процентов и занимает доминирующее положение на рынке оптовой и розничной торговли (реализации) электроэнергии на территории РД.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ и уставу АО «ДСК»  основным видом деятельности общества  является передача и распределение электрической энергии. 

Таким образом, АО «ДСК» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства (территории - Республика Дагестан).  

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147 «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Между ПАО «ДЭСК» и  АО «ДСК» заключен договор (от 19.05.2015 г. №2/ДСК) оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и приложением №6 к такому договору определен регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии (мощности) покупателям.

Между ПАО «ДЭСК» и ООО «Аквамаг» заключен договор энергоснабжения от 01.09.2013 г. №1005101-8-Ц-1 и пункт 2.2.2. договора предусматривает, что Гарантирующий поставщик  имеет право инициировать полное и (или) частичное ограничения режима потребления э/энергии в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) – участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – потребители), в том числе его уровня (далее – ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены Правилами № 442 (Утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442) и  на момент совершения рассматриваемых действий ПАО «ДЭСК» и АО «ДСК» действовала редакция №22 от 26.12.2016 г.

Пункт 2 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии № 442 гласит, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

В силу пункта 4 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии № 442 ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил.

Согласно пункту 5 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии № 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления.

В силу пункта 15 Постановления N442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно письменным пояснениям ПАО «ДЭСК» 16.01.2017г. посредством электронной почты в адрес ООО «Аквамаг» было отправлено уведомление об ограничении потребления электроэнергии. В котором указывалось об имеющейся задолженности ООО «Аквамаг» перед ПАО «ДЭСК» за поставку электроэнергии в размере 395282 рублей 78 копеек.

Дата предполагаемого введения частичного ограничения режима согласно с вышеуказанным уведомлением с 10-00 27.01.2017г. до 10-00 30.01.2017г.

В своих пояснениях ООО «Аквамаг» сообщает, что задолженность перед ПАО «ДЭСК» за поставку электроэнергии в размере 395282 рублей 78 копеек образовалась ввиду потребления электроэнергии жилого 9-ти этажного дома в г. Махачкала, ул. Булача 36.

ООО «Аквамаг» как генеральный подрядчик в течении 2015 года несло расходы по содержанию вышеуказанного дома.

10.12.2015г. Заявителем в адрес ПАО «ДЭСК» было направлено письмо с просьбой о снятии с баланса ООО «Аквамаг» с 01.01.2016г. жилого 9-ти этажного дома в г. Махачкала, ул. Булача 36 (на основании ст. 161 ЖК РФ), в связи с ведением в эксплуатацию многоквартирного жилого дома.

В материалах дела также имеется обращение собственников жилого дома по ул. Булача 36 в ПАО «ДЭСК» с просьбой открытия лицевых счетов для предоставления электроэнергии.

С начисленной задолженностью ООО «Аквамаг» не согласно.

ПАО «ДЭСК» в обоснование своих действий совершенных в соответствии с пунктом «б» пункта 2 (раздела 1) Правил № 442, не представило ни акты сверки взаиморасчетов с ООО «Аквамаг» за период с 01.01.2016 г. по 16.01.2017 г. подписанные ПАО «ДЭСК» и ООО «Аквамаг» ни иные доказательства задолженности (судебный акт).

Таким образом, в нарушение пп. «б» пункта 2 (раздела 1) Правил №442 ПАО «ДЭСК» без доказательства наличия задолженности ООО «Аквамаг» направило уведомление об ограничении потребления электроэнергии от 16.01.2017г. №32/01-634.

Пунктом 9 Постановления N442 установлено, что частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.

При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).

Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.

В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах. Потребитель обязан возместить убытки, возникшие вследствие этого у инициатора введения ограничения, у исполнителя (субисполнителя) (а в случае, если было нарушено электроснабжение потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, то указанный потребитель обязан также возместить убытки, возникшие у таких потребителей).

Пунктом 12 Постановления N442 предусмотрено, что при введении ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:

а) вид ограничения режима потребления (частичное или полное);

б) дата и время вводимого ограничения режима потребления;

в) уровень вводимого ограничения режима потребления (при частичном ограничении);

г) наименование потребителя, точки поставки, в отношении которых вводится ограничение режима потребления;

д) адрес, по которому производится ограничение режима потребления;

е) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых реализовано введение ограничения режима потребления, в том числе место установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);

ж) номер и показания приборов учета на дату введения ограничения режима потребления;

з) причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено).

Акт о введении ограничения режима потребления составляется в 3 экземплярах и подписывается присутствующими исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения), потребителем. В случае отказа потребителя либо инициатора введения ограничения от подписания акта в акте делается соответствующая запись (пункт 13 Постановления N442).

В соответствии с материалами дела №04-30/2017 о нарушении антимонопольного законодательства данный акт не составлялся, и его копия не направлялась ни в адрес ПАО «ДЭСК», ни в адрес ООО «Аквамаг».

Согласно пояснениям представителей АО «ДСК» и ПАО «ДЭСК», присутствовавших ранее на рассмотрении дела, отключений от электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная не было.

Однако факт отключения от электроэнергии Ф-2 подстанции Юго-Восточная, исходя из представленных документов, по мнению Комиссии подтверждается актами отключения электрической энергии составленными представителями ООО «Аквамаг» и МБОУ СОШ №32.

Следовательно, при введении полного ограничения режима потребления в отношении ООО «Аквамаг» был нарушен порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442, а именно: не был составлен Акт о введении ограничения режима потребления, не вручена копия документа о введении ограничения потребителю и сбытовой организации.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа (аналогичная правовая позиция содержится и в Постановлении Федерального Арбитражного суда Московского округа по делу №А40-66312/2013).

Исходя из вышеизложенного и имеющимся материалами дела установлено, что сетевой организацией (АО «ДСК») нарушен порядок ограничения и введения полного ограничения электрической энергии (прекращения подачи электроэнергии).

Согласно ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях АО «ДСК» г.Махачкала Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в нарушении порядка ограничения и введения полного ограничения электрической энергии, что привело к ущемление интересов ООО «Аквамаг» в сфере предпринимательской деятельности.

Вышеизложенные обстоятельства были изложены в Заключение от 18.10.2017 г. об обстоятельствах по настоящему делу, которое было получено АО «ДСК».

АО «ДСК» какие-либо пояснения, дополнения, возражения на указанное выше заключение в дело не представило.

Согласно пояснениям ООО «Аквамаг» энергоснабжение объектов Общества на момент рассмотрения дела №04-30/2017 на Ф-2 подстанции Юго-Восточная возобновлено.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Дагестанская сетевая компания» нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в незаконных действиях по отключению электрической энергии производственной базы ООО «Аквамаг» на Ф-2 подстанции Юго-Восточная, что привело к ущемлению интересов ООО «Аквамаг» в сфере предпринимательской деятельности

2. В связи с тем, что энергоснабжение объектов Заявителя восстановлено, предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                      Халилов Р.М.

 

Члены Комиссии                                                                                               Саидов Ш.М.

 

Магомедов М.А.

 

Джамалудинов А.М.

Связанные организации

Связанные организации не указаны