Решение б/н Решение в отношении Администрации МО «сельсовет Курклинский»... от 15 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №04-40/2017

 

«02» февраля 2018 года                                                                              г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена "24" января 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено "02" февраля 2018 г.

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №04-40/2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения администрацией муниципального образования «сельсовет Курклинский» Лакского района (адрес: 368360, РД, Лакский район, с.Куркли) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении  в аренду СПК «Чукна» Лакского района земельного участка общей площадью 337,6030га с кадастровым номером №05:30:000043:87, расположенного по адресу: на территории администрации МО «сельсовет Курклинский» с.Чукна Лакского района (Постановление администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района от  26.01.2015г. №01) без проведения публичных процедур в составе:

Председатель Комиссии:

Халлаева Д.М.;

Члены Комиссии:

- Халилов Р.А.;

- Саидов Ш.М.;

- Магомедов М.А.;

- Джамалудинов А.М.,

в отсутствии представителей сторон участвующих в рассмотрении данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Дагестанское УФАС России поступило письмо от 20.02.2015г. вх.№686, от Главы КФХ ххх о признаках нарушения администрацией МО «сельсовет Курклинский» Лакского района антимонопольного законодательства при предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения.

На основании поступившей жалобы, Управлением ФАС России по РД был направлен запрос в адрес администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района с требованием представить письменные пояснения по вопросу предоставления земельного участка на основании постановления администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района от 26.01.2015г. №1, а также информацию о проведенных торгах по предоставлению данного земельного участка.

По результатам проверки установлено, что в нарушении антимонопольного и земельного законодательства администрация муниципального образования «сельсовет Курклинский» Лакского района предоставило в аренду СПК «Чукна» Лакского района земельный участок общей площадью 337,6030га с кадастровым номером №05:30:000043:87, расположенный по адресу: на территории администрации МО «сельсовет Курклинский» с.Чукна Лакского района (Постановление администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района от  26.01.2015г. №01) без проведения публичных процедур.

Дагестанским УФАС России, в соответствии с ч. 1 и ч. 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», 07.04.2017г. администрации МО «с/с Курклинский» было выдано Предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отмены Постановления администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района от  26.01.2015г. №01, а также добровольного расторжения договора аренды от 26.01.2015г. земельного участка общей площадью 337,6030га, заключенного с СПК «Чукна» Лакского района в срок до 15.05.2017г.

Вышеуказанное предупреждение администрацией МО «с/с Курклинский» в установленный срок не исполнено, в связи с чем, приказом Дагестанского УФАС России от 29.05.2017г. №111 в отношении администрации МО «с/с Курклинский» возбуждено дело №04-40/2017.

Дело №04-40/2017 неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации

Определением от 30.10.2017 года рассмотрение дела №04-40/2017 было назначено на 28 ноября 2017 года.

28.11.2017г. было принято заключение об обстоятельствах дела №04-40/2017, копия данного заключения была направлена всем лицам, участвующим в рассмотрении дела.

Определением от 28.11.2017 года рассмотрение дела №04-40/2017 было назначено на 28 декабря 2018 года.

28.12.2018г. в связи с отсутствуем доказательства надлежащего извещения лиц участвующих в рассмотрения дела о времени и месте рассмотрения, рассмотрение дела №04-40/2017 было отложено на 24 января 2018 года.

24.01.2018г. рассмотрев представленные материалы и выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Постановлением администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района от 26.01.2015г. №01 администрация муниципального образования «сельсовет Курклинский» Лакского района предоставила в аренду СПК «Чукна» Лакского района земельный участок общей площадью 337,6030га с кадастровым номером №05:30:000043:87.

26.01.2015г. Администрация МО «сельсовет Курклинский» заключила договор аренды земельного участка общей площадью 337,6030га, с кадастровым номером №05:30:000043:87 с СПК «Чукна» Лакского района сроком на 49 лет.

Согласно пояснениям председателя СПК «Чукна» земельный участок был предоставлен кооперативу как правопреемнику Колхоза им. Ленина (ИНН 0520000399), которому ранее принадлежал данный земельный участок.

В подтверждение правопреемственности СПК «Чукна» предоставлена выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.08.2017г., согласно которой в графе «Сведения о юр. лице-правопредшественнике» указан Колхоз им. Ленина.

Вместе с тем, судебными актами по арбитражным дела №№ А15-2195/2011, А15-2059/2010, А15-2526/2011 установлено, что СПК «Чукна» не является правопреемником Колхоза им. Ленина, а также подтверждено, что колхоз прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией, что предполагает прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам (ст. 61 ГК РФ).

Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Также, согласно ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии ч.2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в СМИ, определенных субъектом РФ. При этом, решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Доказательств опубликования в СМИ сообщения о намерении администрации МО «сельсовет Курклинский» передать в аренду земельный участок общей площадью 337,6030га, с кадастровым номером №05:30:000043:87 СПК «Чукна» Лакского района сроком на 49 лет, стороны участвующие в деле не представили.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч.1 ст.34 ЗК РФ).

Согласно ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

Постановление администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района от 26.01.2015г. №01, является индивидуальным ненормативным актом, которое принято в нарушение действовавшего на момент их издания земельного и антимонопольного законодательства. В соответствии с данным актом СПК «Чукна» было предоставлено недвижимое имущество – земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности.

Действия администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района по заключению договора аренды земельного участка с СПК «Чукна» исключает проведение торгов и возможность претендования иными лицами на право заключения договора аренды указанного земельного участка.

Таким образом, администрация МО «сельсовет Курклинский» Лакского района, предоставив земельный участок в нарушение установленного порядка необоснованно предоставила преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи земельных участков. Указанные действия Законом о конкуренции определены как государственные преференции.

Согласно части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Поскольку Земельный кодекс не определяет порядок определения размера государственной преференции, а также ее конкретного получателя, администрация МО «сельсовет Курклинский» Лакского района предоставив в аренду вышеуказаный земельный участок СПК «Чукна», без предварительного согласия антимонопольного органа нарушила требования подпункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 и ч.3 статьи 19 Закона о защите конкуренции Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Данный случай не подпадает ни под один из вышеуказанных пунктов, также в материалах дела №04-40/2017 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют и не представлены доказательства соблюдения требований вышеназванной нормы.

Таким образом, в нарушение указанной нормы государственная преференция предоставлена администрацией МО «сельсовет Курклинский» Лакского района без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В действиях администрации МО «сельсовет Курклинский» Лакского района по предоставлению земельного участка в нарушение порядка, предусмотренного земельным законодательством, без проведения публичных процедур, содержатся признаки нарушения ч. 3 и ч. 7 ст. 15 Закона о конкуренции, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Председателем СПК «Чукна» было предоставлено возражение на доводы изложенные в заключении об об обстоятельствах дела №04-40/2017.

В частности председатель СПК «Чукна» указывает, что кооператив является пользователем земельных участков выделенных администрацией МО «сельсовет Курклинский», на правах правопреемника колхоза им. Ленина, в чьем бессрочном пользовании находился вышеуказанный земельный участок.

В подтверждении своего довода председателем СПК «Чукна» было приложено решение Арбитражного суда РД по делу № А15-2526/2011 от 23.03.2012г. Данным Решением установлено следующее.

Решением общего собрания членов колхоза от 29.03.2003 колхоз им.Ленина (председатель колхоза Алиев А.Б.) реорганизован в форме преобразования в СПК «Чукна», утвержден устав СПК «Чукна» и решением МРИ ФНС России №10 по РД (далее- налоговая инспекция №10) произведена государственная регистрация этого юридического лица.

Со дня государственной регистрации СПК «Чукна» (11.03.2003) от реорганизованного колхоза были переданы все основные и оборотные средства, права на земельные участки, дебиторская и кредиторская задолженности (в том числе по налоговым платежам).

На общем собрании членов колхоза им.Ленина (протокол от 11.07.2004, председатель Маршаев Г.М.) рассмотрены вопросы о результатах ревизии, о форме собственности хозяйства, о создании СПК, выборах нового состава правления СПК и председателя СПК. По обсужденным вопросам приняты соответствующие решения, в том числе по правовому положению колхоза- подтверждено создание СПК «Чукна» на базе колхоза им.Ленина с переходом к СПК всех прав и обязанностей как правопреемника, от должности председателя освобожден Алиев А.Б., выбран новый состав правления и председателем СПК «Чукна» избран Маршаев Г.М.

Правопреемство при реорганизации в виде преобразования колхоза в СПК «Чукна» также подтверждается справками муниципального образования «Лакский район» от 05.02.2009 №44/07, Лакского районного отдела статистики от 05.02.2009 №01, Управления сельского хозяйства МО «Лакский район» от 24.06.2008 №П-01.

Судом установлено, что государственная регистрация СПК «Чукна» произведена в соответствии с требованиями закона в результате реорганизации колхоза в виде преобразования, такие сведения содержатся в ЕГРЮЛ, что никем не оспорено и в установленном законом порядке не признана недействительной. Суд, исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности и в их взаимной связи, установил, что внесение инспекцией оспариваемой записи в ЕГРЮЛ о том, что колхоз им.Ленина является действующим юридическим лицом, не соответствует законодательству, создает правовую неопределенность и нарушает права участников юридического лица по вопросу участия в деятельности указанного юридического лица, а также в части получения имущественных паев и земельных долей в СПК «Чукна» как правопреемника колхоза.

В решении Арбитражный суд РД обязал Межрайонную ИФНС № 9 по РД исключить из ЕГРЮЛ запись (сведения) о колхозе им. Ленина (ИНН 0520000399, ОГРН 1030501230858) как действующее лицо.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.01.2018г. регистрация колхоза им. Ленина как действующего юридического лица признана ошибочной.

Исходя из представленных доказательств, Комиссия Дагестанского УФАС России делает вывод, что администрацией муниципального образования «сельсовет Курклинский» был предоставлен в аренду на 49 лет СПК «Чукна» Лакского района земельный участок общей площадью 337,6030га с кадастровым номером №05:30:000043:87 как правопреемнику колхоза им. Ленина (ИНН 0520000399, ОГРН 1030501230858), в бессрочном владении которого ранее находился данный участок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия Дагестанского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Дагестанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела 04-40/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации муниципального образования «сельсовет Курклинский» прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                    Халлаева Д.М.

 

Члены Комиссии                                                                Халилов Р.М.

 

Саидов Ш.М.

 

Магомедов М.А.

 

Джамалудинов А.М.

Связанные организации

Связанные организации не указаны