Решение б/н Решение в отношении АО «Электросвязь» от 9 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 20-88/2015 29.10.2015 г. г. Махачкала Резолютивная часть решения оглашена 21.10.2015 В полном объеме решение изготовлено 29.10.2015 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (Дагестанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии – Багандов А.И. – ххх; Члены Комиссии: Магомедов А.М. – ххх, Ахмедов Ш.П. – ххх, рассмотрев дело №20-88/2015, возбужденного по признакам нарушения АО «Электросвязь» (адрес: 367026, г. Махачкала, пр. Шамиля, 2 «В»; 368990, Республика Дагестан, Ахвахский р-он, с. Анчих 0 (ИНН 0503008528, ОГРН 1040500560308 от 25.05.2004 г.)) п. 10 ч. 1. ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в присутствии представителей сторон (лиц) участвующих в деле: от Арбитражного суда РД – ххх, от АО «Электросвязь» – ххх, УСТАНОВИЛА: В Дагестанское УФАС России поступило обращение Арбитражного суда Республики Дагестан (далее по тексту – АС РД) на действия АО «Электросвязь». В обращении указано, что АО «Электросвязь» при заключении договора на оказании услуг местной телефонной связи представило тарифы, утвержденные собственным приказом, которые ни с кем не согласованы и не утверждены тарифным органом. При этом АС РД исходит из того, что согласно п. 2 ст. 28 ФЗ «О связи» тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. №637 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; и Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. Письмом от 14.07.2015 г. №20-03/155э Дагестанским УФАС России направлен в АО «Электросвязь» запрос о предоставлении документов, а также письменных пояснений касательно оснований и нормативных документов которыми общество руководствовалось при утверждении действующих тарифов на оказание услуг общедоступной электросвязи (местной телефонной связи). АО «Электросвязь» письмом от 23.07.2015 г. №01-12/680 представило документы (договор об оказании услуг телефонной связи от 08.04.2015 г., копии писем от 09.06.2015 и от 07.07.2015, копию приказа от 05.12.2011 и 07.04.2015) запрошенные Дагестанским УФАС России. Также общество сообщило, что представить расчетные документы не представляется возможным в виду их отсутствия и тариф утверждался на основании устного обсуждения, в пределах сложившейся цены на аналогичную услугу в регионе. В связи с изложенным, Дагестанским УФАС России приказом от 11.09.2015 г. №283 возбуждено дело №20-88/2015 по признакам нарушения АО «Электросвязь» п. 10 ч. 1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Определением от 11.09.2015 г. рассмотрение дела №20-88/2015 назначено на 07.10.2015 г. на 16 ч. 00 мин. Указанным определением у сторон участвующих в деле запрошены дополнительные документы и сведения, имеющие значение по настоящему делу. Письмом от 02.10.2015 г. АО «Электросвязь» представило расчет себестоимости подключения к сети телефонной связи и абонентской платы за услуги местной телефонной связи. 07.10.2015 г. на рассмотрении дела в ходе изучения представленных материалов, в связи с необходимостью более подробного изучения дела и необходимостью получения дополнительных доказательств и письменных пояснений от лиц участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости перенесения рассмотрения дела. Определением от 07.10.2015 г. дело было отложено на 21.10.2015 г. Письмом от 16.10.2015 г. № 01-12/968 АО «Электросвязь» представило копии лицензий на осуществляемые виды деятельности, а также письменные пояснения общества по существу дела со ссылкой на приказ МАП России от 15.11.2001 г. № 1184 «Об утверждении Положения о Реестре субъектов естественных монополий в области связи». Согласно представленным документам в АС РД поступило уведомление от 06.04.2015 г. №022/15 от доверительного управляющего ЗАО «АТС-69» о прекращении договорных отношений и необходимости заключения договора на услуги местной, а также междугородной и международной телефонной связи с АО «Электросвязь». АО «Электросвязь» Арбитражному суду РД представлены проект договора об оказании услуг телефонной связи №301011922, а также приказ АО «Электросвязь» от 07.04.2015 г. №47/Пр «О введении тарифных планов на местные телефонные соединения посредством авансового и отложенного (кредитного) платежей». Указанным приказом АО «Электросвязь» утверждены тарифы на услуги местной телефонной связи. Согласно пояснениям АО «Электросвязь» от 23.07.2015 г. №01-12/680 тарифы на услуги телефонной связи утверждаются АО «Электросвязь» самостоятельно. Основанием для указанного, по мнению АО «Электросвязь», является отсутствие Общества в Реестре субъектов естественных монополий в области связи. Указанная же позиция повторяется и в письме АО «Электросвязь» от 16.10.2015 г. №01-12/968. При этом АО «Электросвязь» ссылается на приказ МАП России от 15.11.2001 г. №1184 «Об утверждении Положения о Реестре субъектов естественных монополии в области связи» и п. 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.10.2005 г. №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи». Исследовав и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия пришла к следующему. Федеральным законом «О естественных монополиях» (ст. 4) определены сферы деятельности, осуществляемые в условиях естественной монополии. В том числе сфере деятельности в условиях естественной монополии отнесены и услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи. АО «Электросвязь» - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, предоставляет услуги междугородного и местного телефонного соединения (связи), что также подтверждается лицензиями, выданными Федеральной службой в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, представленными в материалы дела. Указанное обстоятельство АО «Электросвязь» не отрицается. В соответствии с ч. 2 ст. 28 федерального закона «О связи» тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается правительством Российской Федерации. Постановлением правительства РФ от 24.10.2005 г. №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утверждены Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи и Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (в ред. постановления правительства РФ от 04.09.2015 г. N 941) (ранее – Федеральная служба по тарифам). В том числе в Перечень включены следующие услуги: Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов). Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. Как уже отмечалось выше, ч. 2 ст. 28 федерального закона «О связи» устанавливает, что тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Непосредственно порядок формирование и ведения Реестра субъектов естественных монополий в области связи утверждается нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа. 15 ноября 2001 года МАП России был издан приказ № 1184 «Об утверждении Положения о Реестре субъектов естественных монополий в области связи». 26 августа 2004 года Федеральной службой по тарифам издан приказ №59 «Об утверждении Временного положения о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» (зарег. в Министерстве юстиции РФ 15.09.2004 г. №6023). Пунктом 3 Временного положения были определены виды деятельности, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в том числе услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи. Пунктом 4 Временного положения было установлено, что формирование Реестра осуществляется на основании результатов анализа информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов и иных источников, свидетельствующей об осуществлении (прекращении) хозяйствующим субъектом видов деятельности, предусмотренных пунктом 3 Временного положения. Таким образом, было предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в условиях естественной монополии, основываясь на принципах разумности и добросовестности реализации своих гражданских прав, должны были обратиться в уполномоченный орган государственного регулирования. Возможное получение органом регулирования субъектов естественных монополий информации и сведений из какого-либо другого источника не освобождало хозяйствующий субъект от обязанности обратиться не только о включении в Реестр субъектов естественных монополий, но об установлении тарифа на оказываемые услуги в регулируемой сфере деятельности. Федеральной службой по тарифам 30 августа 2010 года издан приказ №417-э «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» (зарег. в Министерстве юстиции РФ 22.10.2010 г. №19001). Утвержденный Административный регламент содержал аналогичные нормы и детально прописывал процедуру включения в Реестр субъектов естественных монополий. Таким образом, нормативные правовые акты (и закон «О естественных монополиях» и подзаконные акты) в сфере естественных монополий предусматривают заявительный порядок включения в Реестр субъектов естественных монополий. Аналогичный принцип поддерживается и в судебной практике. Деятельность субъекта естественной монополий в установленной сфере подлежит государственному регулированию, в том числе и в вопросах установления цен и тарифов, вне зависимости от нахождения в соответствующем Реестре. Исходя из изложенного, АО "Электросвязь" надлежало обратиться уполномоченный государственный орган о включении в Реестр субъектов естественных монополий и об установлении тарифов. В силу указанных обстоятельств самостоятельное утверждение АО «Электросвязь» тарифов на оказание услуг общедоступной электросвязи в силу закона не допускается. Согласно письменным пояснениям АО «Электросвязь» от 16.10.2015 г. №01-12/968 Общество не обращалось в соответствующий государственный орган для включения общества в Реестр субъектов естественных монополий и утверждения ему тарифа на услуги общедоступной электросвязи. Указанные выше действия (бездействие) противоречат пункту 10 части 1 статьи 10 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: АО «Электросвязь» нарушен установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, ст. 50 федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать АО «Электросвязь» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. 2. Выдать АО «Электросвязь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства следующего содержания: АО «Электросвязь» прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: в 30-дневный срок с даты получения предписания, обратиться в соответствующий государственный орган о включении Общества в Реестр субъектов естественных монополий и утверждении тарифов на услуги общедоступной электросвязи. 3. Передать материалы дела №20-88/2015 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления ФАС России по РД для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства. Председатель Комиссии Багандов А.И. Члены Комиссии: Магомедов А.М Ахмедов Ш.П. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Связанные организации

Связанные организации не указаны