Решение б/н Решение в отношении Министерства по управлению государственн... от 17 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №22/2015 г. Махачкала резолютивная часть решения объявлена «5» марта 2015 года мотивированное решение в полном объеме изготовлено «13» марта 2015г. Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Кубасаева К.М. Членов Комиссии: Омаева Т.А. Магомедова М.Р. Агамирзаева В.А. рассмотрев дело №22/2015 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее – Минимущество РД) п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении ххх земельного участка площадью 2,9726га с кадастровым номером 05:01:000055:21, из категории земель сельскохозяйственного назначения (отгонного животноводства), расположенного на территории муниципального образования Бабаюртовского района в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства (распоряжение от 11.03.2012г. №225) без проведения публичных процедур и без соблюдения порядка предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, установленного статьей 34 Земельного кодекса РФ, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствии представителей: -Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - Минимущество РД) (надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела №22/2015); - ххх и ее законного представителя (надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела №22/2015), УСТАНОВИЛА: Дело №22/2015 было возбуждено Дагестанским УФАС России на основании изучения материалов, полученных по итогам проведенной проверки деятельности Минимущества РД на предмет соответствия антимонопольному законодательству по признакам нарушения– Минимуществом РД п.3 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении ххх земельного участка площадью 2,9726га с кадастровым номером 05:01:000055:21, из категории земель сельскохозяйственного назначения (отгонного животноводства), расположенного на территории муниципального образования Бабаюртовского района в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства без проведения публичных процедур и без соблюдения порядка предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, установленного статьей 34 Земельного кодекса РФ (Распоряжение от 11.03.2012г. №225). Дагестанским УФАС России для рассмотрения дела по существу были запрошены необходимые документы и материалы. Рассмотрение дела №22/2015 было назначено 05.03.2015г. Ни представители Минимущества РД, ни представители ххх на рассмотрение дела №22/2015 не явились. Изучив материалы, полученные в ходе проверки, а также представленные Минимуществом РД Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №22/2015 установила, что Минимуществом РД распоряжением от 11.03.2012г №225-р был предоставлен земельный участок площадью 2,9726га с кадастровым номером 05:01:000055:21, из категории земель сельскохозяйственного назначения (отгонного животноводства), расположенный на территории муниципального образования Бабаюртовского района в аренду ххх сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства. На основании данного распоряжения между Минимуществом РД и ххх был заключен договор аренды от 11.03.2012г. №14 на указанный земельный участок, который прошел государственную регистрацию. Комиссией установлено, что земельный участок площадью 2,9726га относится к землям отгонного животноводства и был предоставлен ххх в соответствии с Законом Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан». Согласно статье 2 Закона Республики Дагестан от 09.10.1996г. №18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан», в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, земли отгонного животноводства относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии с частью 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Комиссией Дагестанского УФАС России также установлено, что изданию Распоряжения от 11.03.2012г №225-р не предшествовало проведение со стороны Миниимущества РД каких-либо публичных процедур (конкурса или аукциона). Кроме того, Минимуществом РД не представлены доказательства публикации информации о земельном участке в соответствии с ч.1 ст.34 Земельного кодекса РФ. Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу о том, что Минимущество РД предоставив земельный участок ххх, отступив, при этом от принципов публичности и прозрачности ограничило возможность другим потенциальным приобретателям претендовать на указанный земельный участок. Данные действия Минимущества РФ образуют состав нарушения п.3 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров. По мнению Комиссии Дагестанского УФАС России также считает, что предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения отдельному хозяйствующему субъекту (ххх) в нарушение порядка, установленного ст. 34 Земельного кодекса РФ, является государственной преференцией, которая была предоставлена в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона. Согласно п. 20 ст.4 Закона о конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Поскольку ни Федеральный закон от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ни Закон Республики Дагестан от 09.10.1996г. №18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» не определяет порядок определения размера государственной преференции в виде земельного участка, а также ее конкретного получателя (в данном случае ххх) Минимущество РД, предоставив земельный участок ххх без предварительного согласия антимонопольного органа нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно части 1 статьи 19 ФЗ-135 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях: 1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 2) развития образования и науки; 3) проведения научных исследований; 4) защиты окружающей среды; 5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; 7) развития физической культуры и спорта; 8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; 9) производства сельскохозяйственной продукции; 10) социального обеспечения населения; 11) охраны труда; 12) охраны здоровья граждан; 13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; 14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 19 ФЗ-135 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. В материалах дела №22/2015 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют и не представлены доказательства соблюдения Минимуществом РД требований вышеназванной нормы. Издавая распоряжение от 11.03.2012г. №225-р о предоставлении ххх в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства), Минимущество РД предоставило государственную преференцию с нарушением установленного порядка, предусмотренного часть 3 статьей 19 Закона о защите конкуренции. Подобные действия противоречат п.7 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. В соответствии с п.7 ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона. На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела №22/2015, а также изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №22/2015 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что действия Минимущества РД по изданию акта о предоставлении ххх земельного участка площадью 2,9726га с кадастровым номером 05:01:000055:21, из категории земель сельскохозяйственного назначения (отгонного животноводства), расположенного на территории муниципального образования Бабаюртовского района в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства и заключению договора аренды от 11.03.2012г. №14 без соблюдения процедуры, предусмотренной ст.34 Земельного кодекса РФ, а также без соблюдения процедуры предоставления государственных преференций, противоречат требованиям антимонопольного законодательства, в частности пп.3, 7 ч.1 ст.15 и ч.3 ст.19 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь пунктами 3, 7 части 1 статьи 15, частью 3 статьи 19, статьей 20, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия Дагестанского УФАС России, Р Е Ш И Л А: 1. Признать Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан нарушившим пп.3, 7 ч.1 ст.15 и ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении в аренду ххх земельного участка площадью 2,9726га с кадастровым номером 05:01:000055:21, из категории земель сельскохозяйственного назначения (отгонного животноводства), расположенного на территории муниципального образования Бабаюртовского района в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства без проведения публичных процедур (торгов), а также в издании акта о предоставлении государственной преференции путем предоставления указанного земельного участка без соблюдения процедуры предоставления государственной преференции с предварительного согласия антимонопольного органа. 2. В связи с наличием, прошедшего государственную регистрацию договора аренды от 11.03.2012г. №14 между Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и ххх предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать. 3. Предложить сторонам добровольно расторгнуть договор аренды от 11.03.2012г. №14 и отменить распоряжение от 11.03.2012г №225-р. 4. Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд с заявлением о признании договора аренды от 11.03.2012г. №14 недействительным и применению к договору последствий недействительности. 5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности. . Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии К.М. Кубасаев Члены Комиссии: Т.А. Омаев В.А. Агамирзаев М.Р. Магомедов Исп. Магомедов М.Р. Тел. 51-73-51

Связанные организации

Связанные организации не указаны