Решение б/н Решение в отношении ОАО "Махачкалагаз" от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е г. Махачкала Резолютивная часть решения оглашена 24.02.2015 В полном объёме решение изготовлено 06.03.2015 Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии: Халлаевой Д.М. Членов Комиссии: Багандова А.И. Гаджиева Г.М. рассмотрев дело № 87/2014 по признакам нарушения ОАО «Махачкалагаз» (г. Махачкала, ул. Атаева, 7а, ОГРН 1020502460736, ИНН 0541000826) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном применении к Государственному казённому учреждению Республики Дагестан «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» тарифа за технологическое присоединение к газораспределительным сетям, в присутствии представителя ОАО «Махачкалагаз» ххх, в отсутствии представителя ГКУ РД «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика», извещённого надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела, У С Т А Н О В И Л А: В Дагестанское УФАС России поступило обращение Государственного казённого учреждения Республики Дагестан «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» о необоснованном применении газотранспортной организацией ОАО «Махачкалагаз» тарифа (платы) за технологическое присоединение газопотребляющих установок ООО «АгроМир» к газораспределительным сетям. Усмотрев в действиях ОАО «Махачкалагаз» признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Дагестанским УФАС России приказом от 09.10.2014 № 349 возбуждено дело № 87/2014 и создана Комиссия для его рассмотрения. По правилам статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Комиссией дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещённого о времени, дате и месте его рассмотрения. ххх, представитель ОАО «Махачкалагаз», на рассмотрении дела заявил, что в настоящее время между ГКУ РД «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» и ОАО «Махачкалагаз» заключён договор № 100 технологического присоединения к газовым сетям на взаимовыгодных условиях. ххх заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с достигнутым соглашением. Исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила следующее. ОАО «Махачкалагаз» приказом Дагестанского УФАС России от 31.12.2009 № 319 внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «услуги по транспортировке природного газа, поставка и реализация газа». ГКУ РД «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» (далее – Дирекция госзаказчика) создано в соответствии с постановлением Правительства РД от 30.01.2014 № 26 в целях оптимизации деятельности заказчиков-застройщиков, осуществляющих строительство объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в рамках республиканской инвестиционной программы На основании поступившего обращения Дагестанское УФАС России письмом от 05.08.2014 № 20-01/3142 затребовало у ОАО «Махачкалагаз» необходимые документы и сведения. ОАО «Махачкалагаз» письмом от 15.08.2014 № 1743 представило затребованные документы и сведения. Исходя из представленных в материалы дела документов следует, что Дирекция госзаказчика письмом от 19.06.2014 № 01-08/180 обратилась в ОАО «Махачкалагаз» с просьбой о выдаче технических условий на технологическое присоединение газопотребляющего оборудования тепличного комплекса ООО «АгроМир» к газораспределительным сетям. Дирекция госзаказчика информировала ОАО «Махачкалагаз» о том, что для стабильного газоснабжения упомянутой инвестиционной площадки необходимо потребление газа в объёме 550 м3/час. ОАО «Махачкалагаз» выдало Дирекции госзаказчика технические условия № 130 присоединения к газораспределительной сети объекта газификации (от 02.07.2014). Одновременно ОАО «Махачкалагаз» выставило Дирекции госзаказчика расчёт платы за подключение объекта капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям тепличного комплекса ООО «АгроМир» (далее – расчёт платы за подключение), сумма которого составляет 8960460 рублей. Нормативной основой расчёта платы за подключение послужило постановление Главы г. Махачкала от 01.06.2009 № 1888 «Об установлении тарифов на подключение объектов капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям ОАО «Махачкалагаз». Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон о газоснабжении). В силу статьи 3 Закона о газоснабжении законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О естественных монополиях", и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований. По правилам части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – Правила подключения). Согласно пункту 6 Правил подключения заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. В соответствии с пунктом 37 Правил подключения технические условия направляются заявителю исполнителем в 30-дневный срок со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении). По правилам пункта 39 Правил подключения выдача технических условий и информации о плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям осуществляется без взимания платы. Исходя из положений пункта 55 Правил подключения следует, что в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) должен быть установлен впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, исполнителем определяется и направляется заявителю вместе с техническими условиями расчет предварительной оценки размера платы за технологическое присоединение, проводимый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. В соответствии со статьёй 8 Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации" и устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее – Основные положения). Согласно пункту 8 Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 26(21) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 26(22) Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение иного газоиспользующего оборудования устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представляемых газораспределительными организациями прогнозных сведений о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год. По правилам постановления Правительства РД от 30.05.2011 № 165 Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан (далее – РСТ РД) является органом исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов. Именно РСТ РД наделено полномочиями по утверждению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих её величину. Тем самым, постановление Главы г. Махачкала от 01.06.2009 № 1888 не может быть правовым основанием определения расчёта платы за подключение объекта капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям ОАО «Махачкалагаз». Следовательно, требование ОАО «Махачкалагаз» по отношению к Дирекции госзаказчика, выразившееся в выставлении расчёта платы за подключение объекта капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям тепличного комплекса ООО «АгроМир» (далее – расчёт платы за подключение) в сумме 8960460 рублей, является необоснованным и незаконным. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выраженное в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Дагестанское УФАС России письмом от 24.11.2014 № 20-09/4908 обратилось в РСТ РД с просьбой о представлении следующих документов: - экспертное заключение РСТ РД об установлении для ОАО «Махачкалагаз» тарифа на технологическое присоединение к газовым сетям объектов капитального строительства, принадлежащих Дирекции госзаказчика; - документы письменной корреспонденции (входящие, исходящие письма и др.), а также постановление РСТ РД по вопросу об установлении вышеупомянутого тарифа за технологическое присоединение к газораспределительным сетям. РСТ РД письмом от 01.12.2014 № 1590-07 сообщило, что ОАО «Махачкалагаз» письмом от 09.10.2014 № 2453 обратилось с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, а также стандартизированных тарифных ставок на 2015 год. На основании представленных ОАО «Махачкалагаз» расчётно-обосновывающих материалов РСТ РД планирует установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, а также стандартизированные тарифные ставки на 2015 год. РСТ РД приняло постановление от 10.12.2014 № 127 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО "Махачкалагаз" с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее". РСТ РД ранее не принимало нормативный правовой акт, аналогичный постановлению от 10.12.2014 № 127. ОАО «Махачкалагаз» (Исполнитель) и Дирекция госзаказчика (Заказчик) заключили договор от 18.11.2014 № 100 технологического присоединения к газовым сетям. Договор заключён в целях присоединения газопотребляющих установок Заказчика, которое необходимо для газоснабжения объекта газификации: тепличный комплекс ООО «АгроМир». Неотъемлемой частью договора являются технические условия № 130 от 02.07.2014 присоединения газопотребляющих установок Заказчика к газовым сетям Исполнителя. Согласно пункту 5.1 договора от 18.11.2014 № 100 стоимость затрат, связанных с технологическим присоединением составляет 54027,59 рублей. ОАО «Махачкалагаз» представило (вх. от 14.01.2015 № 64) локальный сметный расчёт газификации тепличного комплекса ООО «АгроМир», который экономически обосновывает стоимость затрат в размере 54027,59 рублей. ОАО «Махачкалагаз» дважды незаконно выставило Дирекции госзаказчика различные расчёты платы за подключение объекта капитального строительства (реконструкции) к газораспределительным сетям тепличного комплекса ООО «АгроМир». ОАО «Махачкалагаз» не представило доказательств наличия принятого постановления РСТ РД об установлении платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования тепличного комплекса ООО «АгроМир». Комиссии не представлены документы, подтверждающие хотя бы наличие обращения ОАО «Махачкалагаз» в РСТ РД либо до заключения договора от 18.11.2014 № 100, либо до принятия постановления РСТ РД от 10.12.2014 № 127, либо до принятия настоящего решения. Тем самым, ОАО «Махачкалагаз» допустило нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормами которого предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выраженное в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Р Е Ш И Л А: 1. Признать ОАО «Махачкалагаз» (г. Махачкала, ул. Атаева, 7а, ОГРН 1020502460736, ИНН 0541000826) совершившим нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в необоснованном применении тарифа (платы) за технологическое присоединение газопотребляющих установок ООО «АгроМир» к газораспределительным сетям. 2. Не выдавать предписания ОАО «Махачкалагаз» в связи с заключением с ГКУ РД «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» и ОАО «Махачкалагаз» договора от 18.11.2014 № 100 технологического присоединения к газовым сетям. 3. Передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа материалы данного дела № 87/2014 для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц. Председатель Комиссии Д.М. Халлаева Члены Комиссии А.И. Багандов Г.М. Гаджиев Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны