Решение б/н Решение от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 080/07/18.1-6/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика

 

29.02.2024                                                                                            г. Донецк

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Донецкой Народной Республике по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии П – и.о. заместителя руководителя управления – начальник
отдела контроля закупок
Донецкого УФАС России, членов Комиссии: К – заместителя начальника отдела контроля закупок, П – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей акционерного общества «Инфраструктурные Проекты» (далее – АО «Инфраструктурные Проекты», Заказчик) <...> (согласно доверенности от 15.02.2024 № 1502/2), <...> (согласно доверенности от 12.02.2024 № 1202/1), <...> (согласно доверенности от 12.02.2024 № 1202/1), <...> (согласно доверенности от 15.02.2024 № 1502/1), представителя общества  с ограниченной ответственностью «Мегали-Кастро» (далее –   ООО «Мегали-Кастро», Заявитель) <...> (согласно доверенности от 26 февраля 2024 года № б/н), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Донецкое УФАС России 20.02.2024 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении процедуры запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту ОКПД2 № 43.39.19.190 №1088-РЕМ-2024-РУ-ИП, ремонт общежития № 7 Филиала АО «Инфраструктурные Проекты» СбТЭС (извещение  № 32413241804, опубликовано на сайте https://zakupki.gov.ru  и на сайте электронной торговой площадке http://roseltorg.ru) (далее – Закупка). Рассмотрение жалобы начато 28.02.2024 в 12:00 посредством видеоконференцсвязи.

Заявитель считает, что Заказчиком нарушен пункт 1 части 10 статьи 4, часть 6.1 статьи Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), в связи с чем просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и провести внеплановую проверку.

Заказчик возражает относительно доводов Заявителя, считает свои действия законными «по следующим основаниям:

1) В прилагаемых к документации о закупке Технических требованиях (далее - ТТ) приведено описание и объемы подлежащих выполнению работ, которые являются достаточными для формирования участниками Технико-коммерческих предложений.

Пунктом 6.4 ТТ предусмотрено, что все необходимые товарно-материальные ценности (далее-ТМЦ) для выполнения ремонтных работ приобретаются подрядчиком, в связи с чем участник закупки самостоятельно определяет какие ТМЦ им будут использованы при выполнении соответствующих работ и, исходя из этого, указывает их стоимость в сметных расчетах.

В приложении к ТТ раскрыт порядок оформления и составления сметной документации на выполнение работ по предмету закупки. Установленный  в документации о закупке порядок формирования коммерческого предложения направлен на обеспечение единого и прозрачного подхода при расчете участниками закупки стоимости предлагаемых работ и материалов, позволяющего оценить обоснованность применяемых расценок и, как следствие, достичь целевого и экономически эффективного расходования денежных средств заказчика. Условие документации о закупке о необходимости обоснования стоимости коммерческого предложения локальными сметными расчетами в равной мере распространяется на всех участников закупки и подаче заявок на участие в закупке не препятствует.

Также следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проектная документация для проведения закупки ремонта не требуется, текущий ремонт зданий, сооружений не относится к работам, которые проводятся только  на основании проектной документации или сметы на капитальный ремонт (аналогичная позиция содержится в Решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю от 08 июля 2022 года по делу № 082/06/106-8282022 «О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок»).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системы, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.

Поскольку Законом о закупках прямо не предусмотрено требование об обязанном наличии проектной документации при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в связи с чем к спорным отношениям по аналогии закона подлежит применению норма пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года № 2120 определен Перечень элементов строительных конструкций зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, замена и (или) восстановление которых может осуществляться при проведении текущего ремонта зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств.

Таким образом, закупаемые работы относятся к текущему ремонту, а, следовательно, размещение в составе документации о закупке проектной документации (локальных сметных расчетов) не является обязательным.

2) Дата размещения извещения – 01.02.2024;

Срок предоставления документации – с 01.02.2024 по 20.02.2024;

Закупка переведена на этап «Работа комиссии» с этапа «Подача заявок» - 20.02.2024 12:15 (МСК).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона  о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействия) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Как усматривается из Протокола вскрытия конвертов с заявками  на участие в процедуре от 21.02.2024 ООО «МЕГАЛИ-КАСТРО» заявку   на участие не подавало.

Следовательно, жалоба подана с нарушением сроков, предусмотренных действующим законодательством.» (орфография и пунктуация автора сохранены).

В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 29.02.2024 в 16 час. 30 мин. После завершения перерыва со стороны Заказчика присутствовали <...>, <...>, со стороны Заявителя <...>.

Комиссия по делу № 080/07/18.1-6/2024, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ, установила следующее.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона
№ 135-ФЗ
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации  и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным  в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи Федерального закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы  в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации  и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Жалоба Заявителя поступила в Донецкое УФАС России 20.02.2024 в 10:13 до завершения срока подачи предложений (20.02.2024 12:00), следовательно Заказчик не нарушил срок обжалования действий Заказчика.

Частью 22 статьи 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказаний услуг.

В силу положений пункта 1 части 10 статьи 4 и пункта 15 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны требования к характеристикам предмета закупки и составлено описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В извещении указаны требования к участникам Закупки. Пунктом 2.1.3 раздела 2 извещения установлены требования к поставляемой продукции, включая срок, объем и место поставки продукции, изложены в приложении № 1 к документации о закупке. Проект договора, который планируется заключить по результатам закупки, включая форму, сроки и порядок оплаты, приведен  в приложении № 2 к документации о закупке.

В приложении № 1 к документации о закупке указаны технические требования к закупаемой продукции. Продукция, согласно документации о закупке – это товары, работы, услуги, приобретаемые Заказчиком на возмездной основе. Под «поставкой продукции» понимается поставка товаров / выполнение работ / оказание услуг. Пунктом 6.4 технических требований приложения № 1 указано, что все необходимые ТМЦ для выполнения работ по ремонту зданий общежития № 7, приобретает подрядчик. Документация о закупке – комплект документов, предназначенный для участников и содержащий сведения, определенные Положением о закупке и законодательством Российской Федерации. Пунктом 6.3 технических требований указанных в приложении № 1 указан перечень работ (Приложение № 1). Приказом от 01.09.2023 № 18/1-од введено в действие Положение
о закупке продукции для нужд АО «Инфраструктурные Проекты», утвержденное протоколом № 6/2023 заседания Совета директоров ООО «Верхнебалкарская МГЭС» от 21.08.2023 (далее - Положение).

Согласно разделу 7 Положения, а именно подразделу 7.5.1.2 подготовка, согласование и утверждение извещения о закупке, документации о закупке осуществляются в соответствии с подразделом 6.8.

Подразделом 6.8.6 и 6.8.6.1 установлено, что документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы Участники могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки, в том числе содержать все требования и условия закупки, а также подробное описание всех процедур. В ней, как минимум, должны быть указаны: требования к качеству, техническим характеристикам продукции,             к ее безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные технически регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, документации, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством о стандартизации, и иные требования связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям Заказчика. Если используется иные требования, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования таких требований, связанных с определением соответствия поставляемой продукции потребностям Заказчика.

Таким образом, требования к документации о закупке, указанные   в подразделах 6.8.6 и 6.8.6.1 противоречат приложению № 1 к документации  о закупке, так как отсутствуют требования к качеству, техническим характеристикам продукции, к ее безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, что не позволит подрядчику произвести проектно-сметный расчет необходимый для участия  в закупке, и закупить ТМЦ. Данное требование указано в части 6 статьи 3  и в пункте 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ: Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять  к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку  и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Заказчиком в приложении № 1 к документации о закупке не указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики строительных материалов приобретаемых подрядчиком для выполнения работ.

Без конкретизации материалов, используемых при выполнении ремонтных работ Заявитель не может составить актуальный сметный расчет.

На основании вышеизложенного, Комиссией в действиях Заказчика установлено нарушение часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», следовательно, доводы Заявителя являются обоснованными.

Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что  по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), принимает решение  о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ.

Вместе с тем, Комиссия поясняет, что процедура проведения внеплановой проверки в рамках статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ не предусмотрена.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Донецкой Народной Республике по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Мегали-Кастро» на действия акционерного общества «Инфраструктурные Проекты» при организации и проведении процедуры запроса предложений    в электронной форме на право заключения договора по лоту ОКПД2    № 43.39.19.190 №1088-РЕМ-2024-РУ-ИП, ремонт общежития №7 пгт. Новый Свет, (извещение № 32413241804, опубликовано на сайте https://zakupki.gov.ru) в отношении части 6 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ обоснованной.

2. Признать акционерное общество «Инфраструктурные Проекты» нарушившим положения пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Акционерному обществу «Инфраструктурные Проекты» выдать предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса предложений в электронной форме.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны