Определение б/н Определение от 24 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 080/01/11-5/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

24 апреля 2024 г.                                                                                      г. Донецк

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Донецкой Народной Республике по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства П,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Донецкой Народной Республике (далее – Донецкое УФАС России) 13.02.2024 поступило обращение (вх. № <...>) от <...> (далее – Заявитель) относительно правомерности повышения платы за проезд городским автобусным транспортом по маршрутам общего пользования.

Из заявления следует, что все перевозчики на территории города Горловка Донецкой Народной Республики необоснованно повысили стоимость проезда в городском автобусном транспорте по маршрутам общего пользования  до 22 рублей.

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

Согласно Реестру городских автобусных маршрутов общего пользования в городе Горловка, утвержденного распоряжением Главы администрации города от 08 августа 2018 года № 706-р, перевозка пассажиров осуществляется по 33 автобусным маршрутам общего пользования.

Также по информации предоставленной администрацией города Горловки, пассажирские перевозки на регулярных автобусных маршрутах городского округа Горловка осуществляют (далее – П):

1. Муниципальное унитарное предприятие «Т» а города Г (далее – МУП «Т») (адрес юридического лица: 284627, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

2. Общество с ограниченной ответственностью «Г» (далее – ООО «Г») (адрес юридического лица: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

3. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284637, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

4. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

5. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284627, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

6. Индивидуальный предприниматель <...> (далее –  ИП <...>) (адрес места регистрации: 284627, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

7.  Предприятие «Р-2» (далее – ОО«Р-2») (юридический адрес: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

8. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

9. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284629, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

10. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

11. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

12. Индивидуальный предприниматель <...> (далее – ИП <...>) (адрес места регистрации: 284637, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

В адрес Главы администрации города Горловка 31.10.2023 поступило уведомление (далее – Уведомление) от Донецкой р п о о о «О п с р а т и д х» (далее – П), о состоявшейся встрече 26.10.2023 с субъектами хозяйствования, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа на городских маршрутах общего пользования в городе Горловке, по поводу повышения существующего тарифа на перевозку пассажиров и багажа по маршрутам общего пользования города Горловки на 4 рубля, ввиду повышения прямых затрат перевозчиков.

Данное уведомление принято и зарегистрировано в администрации города Горловки, однако оставлено без ответа и рассмотрения.

По состоянию на 01.11.2023 основным документом, регламентирующим полномочия администрации города Горловка в сфере транспорта, являлся Закон Донецкой Народной Республики от 21.08.2015 № 77 - IНС «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон о транспорте), в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона о транспорте к полномочиям органа местного самоуправления относится согласование тарифа на городских автобусных маршрутах общего пользования.

Согласно распоряжению Главы администрации города Горловки от 14.02.2022 № 85-р «О согласовании повышения тарифа на проезд городскими автобусными маршрутами общего пользования города Горловка» с 01.03.2022 действует тариф на перевозку 1 (одного) пассажира в размере 18 (восемнадцать) рублей. По состоянию на момент обращения тариф не изменялся.

Согласно таблице 1 прослеживается следующая хронология действий хозяйствующих субъектов.

                                                                                                                       Таблица 1

Наименование

перевозчика

Маршрут, на котором вводиться повышение тарифа

Используемый тариф по стоянию на 31.10.2023 руб.

Используемый тариф по состоянию на 01.11.2023 руб.

МУП «Т»

№ 2

18

22

№ 8

№ 25

№ 5(доп.)

№ 12(доп.)

№ 81(доп.)

№ 82(доп.)

ООО «Г»

№ 2

18

22

№ 6

№ 11

№ 21

№ 26

№ 29А

№ 29Б

№ 32

№ 81

ИП <...>

№ 2

18

22

№ 18

№ 19

№ 28А

№ 30

№ 77

№ 100

№ 101

№ 102

ИП <...>

№ 1

18

22

№ 27

№ 81

ИП <...>

№ 2

18

22

№ 19

№ 27

№ 89

ИП <...>

№ 101

18

22

ОО «Р-2»

№ 1

18

22

№ 3

ИП <...>

№ 16

18

22

№ 19

№ 24

№ 27

№ 101

ИП <...>

№ 2

18

22

№ 12

№ 37

№ 101

ИП <...>

№ 24

18

22

ИП <...>

№ 1

18

22

№ 2

№ 5

№ 14

№ 22

ИП <...>

№ 1

18

22

№ 15

№ 35

№ 77

№ 82

№ 101

Таким образом, поведение участников товарного рынка услуг по перевозке пассажиров маршрутами общего пользования в городе Горловка имеет единообразное и синхронное поведение.

Как установлено Донецким УФАС России, МУП «Т», ООО «Г», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ОО «Р-2», ИП <...> и ИП <...> осуществляют перевозку пассажиров автобусным транспортом по одним и тем же маршрутам общего пользования в городе Горловке.

№ маршрута

Наименование перевозчика осуществляющего перевозки по указанному маршруту

1

ИП <...>

ОО «Р – 2»

ИП <...>

ИП <...>

2

МУП «Т»

ООО «Г»

ИП <...>

ИП <...>

ИП <...>

ИП <...>

5

МУП «Т»

ИП <...>

12

МУП «Т»

ИП <...>

19

ИП <...>

ИП <...>

ИП <...>

24

ИП <...>

ИП <...>

27

ИП <...>

ИП <...>

ИП <...>

77

ИП <...>

ИП <...>

81

МУП «Т»

ООО «Г»

ИП <...>

82

МУП «Т»

ИП <...>

101

ИП <...>

ИП <...>

ИП <...>

ИП <...>

ИП <...>

Таким образом, предварительно установлено, что МУП «Т», ООО «Г», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>,  ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ОО «Р-2», ИП <...> и ИП <...> являются конкурентами на рынке услуг по перевозке пассажиров транспортом по маршрутам общего пользования
в городе Горловка.

Согласно письму администрации городского округа Горловка Донецкой Народной Республики от 21.02.2024 № <...>, тариф, который хозяйствующие субъекты установили самостоятельно на все автобусные маршруты общего пользования в городе Горловка составил 22 рубля.

При этом, расчетов повышения себестоимости перевозки пассажиров, с учетом увеличения затрат на закупку топлива, запчастей, обслуживания автомобилей, П или П в адрес администрации города Горловка не представлены.

Таким образом, экономического обоснования необходимости повышения тарифа по перевозке пассажиров автобусным транспортом в городе Горловка перевозчиками не представлено.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя, поставляемые ими товары, работы, услуги, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают установленные антимонопольным законодательством запреты.

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Судами антимонопольного законодательства», изложенными:

- в пункте 21 - наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке, вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов;

- в пункте 22 – ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в силу закона предполагается;

- в пункте 23 – исключаются возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен      в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля.

Согласно представленным администрацией городского округа Горловка Донецкой Народной Республики документам установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о наличии соглашения между МУП «Т», ООО «Г» ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <..>, ИП <...>, ИП <...>, ОО «Р-2», ИП <...> и ИП <...>, а именно установление вышеуказанными субъектами хозяйствования тарифа на перевозку пассажиров и багажа автобусным транспортом по маршрутам общего пользования в городе Горловка с 01.11.2023 в размере 22 рубля.

Таким образом, Донецким УФАС России установлено, что МУП «Т», ООО «Г» ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ОО «Р-2», ИП <...> и ИП <...> приняв совместное единовременное решение о повышении тарифа на перевозку пассажиров по маршрутам общего пользования в городе Горловка до 22 рублей, отказались от самостоятельных действий на товарном рынке по предоставлению услуг перевозки пассажиров по маршрутам общего пользования в городе Горловка.

В действиях МУП «Т», ООО «Г» ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ОО «Р-2», ИП <...> и ИП <...>, выраженных в заключении соглашения о совместном единовременном установлении тарифа на регулярные перевозки пассажиров автобусным транспортом по маршрутам общего пользования в городе Горловка в размере 22 рублей, содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Донецкого УФАС России от 15.04.2024 № 9/01.4-25/2024 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  по признакам нарушения МУП «Т», ООО «Г» ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ОО «Р-2», ИП <...>, ИП <...>, пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 23, частью 1, частью 3 статьи 39, частью 5 статьи 41, частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело №080/01/11-5/2024 к рассмотрению
на 07 июня 2024 года на 11 часов 00 минут по адресу: ул. 50-летия СССР,
д. 138А, г. Донецк, Донецкая Народная Республика.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков:

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284637, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284627, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284627, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- предприятие «Р-2» (юридический адрес: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284629, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- индивидуального предпринимателя <...> (адрес места регистрации: 284637, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- общество с ограниченной ответственностью «Г» (адрес юридического лица: 284601, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка);

- муниципальное унитарное предприятие «Т» (адрес юридического лица: 284627, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя <...> (адрес места регистрации: 284626, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловка, г. Горловка).

4. Муниципальному унитарному предприятию «Т», обществу с ограниченной ответственностью «Г», индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, предприятию «Р-2», индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...> в течении десяти календарных дней с момента получения данного определения представить в адрес Донецкого УФАС России следующие документы и материалы (надлежаще заверенные копии):

  1. Копии документов, подтверждающих осуществление хозяйственной
    деятельности на территории города Горловка.
  2. Сведения о членстве в Донецкой р п о о о «О п с р а т и д х» (далее – П), с приложением соответствующих подтверждающих документов.
  3. Сведения о тарифе на перевозку пассажиров и багажа в общественном транспорте города Горловки, действовавшем до 01.11.2023, а именно величина тарифа, копии приказов (распоряжения и т.п.) об установлении тарифа.
  4. Копии протоколов совместных собраний перевозчиков города Горловки за период 2023 года.
  5. Сведения о действующем тарифе на перевозку пассажиров и багажа в общественном транспорте города Горловки, а именно величина тарифа, копии приказов (распоряжения и т.п.) об установлении тарифа.
  6. Полный перечень юридических и физических лиц, которые являлись (являются) группой лиц в понимании статьи 9 Закона «О защите конкуренции». Информацию необходимо предоставить в соответствии с требованиями формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293.
  7. Сведения об экономических показателях основной деятельности за 2023 год в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Период

Общая сумма доходов, руб.

Общая сумма расходов, руб.

Прибыль/убыток, руб.

I квартал 2023

 

 

 

II квартал 2023

 

 

 

III квартал 2023

 

 

 

IV квартал 2023

 

 

 

  1. Копии обращений в П, администрацию города Горловки,  по поводу повышения тарифа на перевозку пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах, а также полученные по результатам указанных обращений ответы от администрации города Горловки и П.
  2. Иные письменные пояснения, сведения и документы, которые могут иметь значение для принятия решения о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация должна быть обязательно заверена отметкой «копия верна», подписью уполномоченного лица, печатью (на каждой странице). В случае невозможности представить ответ на отдельные вопросы необходимо письменно обосновать отсутствие ответа.

Документы и информацию предварительно необходимо представить на адрес электронной почты to80@fas.gov.ru.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения
и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.

Согласно части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов,  а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере   от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции  с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право ознакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомится с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

В соответствии с примечанием 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее

- в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган

- о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении
в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Муниципальному унитарному предприятию «Т» , обществу с ограниченной ответственностью «Г», индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, предприятию «Р-2», индивидуальному предпринимателю <...>, индивидуальному предпринимателю <...>, <...> обеспечить явку законных представителей, которым для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности, надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела, документы, удостоверяющие личность.

В случае невозможности участия на рассмотрении дела 080/01/11-5/2024, лицу, участвующему в его рассмотрении, необходимо направить соответствующее ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей электронной почтой по адресу: to80@fas.gov.ru.

Связанные организации

Связанные организации не указаны