Определение б/н О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательс... от 28 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«28»  июня  2024 г.                                                 дело  № 080/01/10-13/2024

г. Донецк

О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства
к рассмотрению

Председатель Комиссии Управления федеральной антимонопольной службы по Донецкой Народной Республике по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в лице врио руководителя П.

у с т а н о в и л:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Донецкой Народной Республике поступило заявление С. далее – (заявление), проживающей в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Донецк, проспект Панфилова, дом , по вопросам соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении услуги отопления и начислении платы за оказанную услугу обществом с ограниченной ответственностью «К» (далее – ООО «К», Общество).

В целях сбора дополнительных сведений и материалов, необходимых для принятия решения о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «К», Донецким УФАС России письмами от 22.04.2024 № 475/01.4-21, от 05.06.2024 № 700/01.4-21 в адрес Общества направлены требования о предоставлении необходимой информации и пояснений.

В ходе рассмотрения Заявления и анализа представленных ООО «К» сведений и пояснений (письма исх. от 31.05.2024 № 111, вх. от 03.06.2024 № 269/01.4-19, от 06.06.2024 исх. № 118, вх. № 281/01.4-19) Донецким УФАС России установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного юридических лиц ООО «К» имеет статус юридического лица, действует на основании устава, утвержденного решением единственного участника от 07.09.2023, ОГРН <...>, КПП <...>, ИНН <...>, адрес юридического лица: 283092, Донецкая Народная Республика, г.о. Донецк, г. Донецк, ул. Нижнекурганская, д. Основной вид деятельности общества – деятельность по комплексному обслуживанию помещений (код вида деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) – 81.10), дополнительный вид деятельности - производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (код 35.30).

ООО «К» является балансодержателем дома   по проспекту Панфилова (далее – дом, многоквартирный дом, МКД). На основании акта приема-передачи жилого комплекса с баланса на баланс от 15.06.2009 и согласно договору о намерениях от 05.06.2009 №1 дом передан с баланса застройщика на баланс ООО «К».

ООО «К» осуществляет функции по управлению многоквартирным домом.

Дом оборудован индивидуальной котельной, предназначенной для теплоснабжения здания, в котором она установлена в качестве постоянного теплоисточника, имеет общую теплопроизводительность 1,32 МВт. Котельная представляет собой совокупность оборудования, используемого для нагрева воды в системах теплоснабжения, подачи подпиточной воды, автоматического поддержания режимных параметров в зависимости от изменения нагрузок, а также защиты оборудования в аварийных ситуациях, приготовления горячей воды.

По информации ООО «К» Общество владеет котельной на праве собственности на основании договора дарения от 04.04.2011.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»:

- теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (пункт 8);

- теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11);

- передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (пункт 12).

ООО «К» является теплоснабжающей организацией.

Постановлением Правления Республиканской службы по тарифам Донецкой Народной Республики от 30.12.2022 №28/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и в сфере горячего водоснабжения» для ООО «К» установлены тарифы, действующие с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года, на:

- на тепловую энергию для абонентов жилых зданий с домовыми и квартирными приборами учета тепловой энергии – 1 180,00 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);

- централизованное отопление для абонентов жилых зданий без домовых и квартирных приборов учета тепловой энергии – 30,02 руб. за 1 кв.м в месяц на протяжении отопительного периода (с учетом НДС) или 15,01 руб. за 1 кв.м в месяц на протяжении года (с учетом НДС);

- горячую воду – 78,98 руб. за 1 куб.м (с учетом НДС).

Из заявления следует, что подключение квартиры к системе теплоснабжения производится ООО «К» исключительно после поступления от потребителя заявления на подключение. В результате таких действий Общества к отоплению в доме подключаются не все квартиры.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 (подпункт «в» пункта 3).

Пунктом 5 Правил № 354 предусмотрено:

- если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия;

 - при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов. В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Частью 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

В соответствии с пунктом 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно пункту 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Согласно пункту 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Пунктом 121 Правил № 354 установлено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 Правил.

Таким образом, прекращение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги допускается только в исключительных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Правилами № 354 установлено, что:

- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил (пункт 6);

- договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаются на неопределенный срок по форме типового договора согласно приложению № 1(1), при этом указанные договоры по соглашению сторон могут быть дополнены иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 21).

Проектной документацией дома установлены требования по эксплуатации системы отопления, которыми запрещается с целью экономии тепла отключение квартирных, клубных и офисных систем отопления от общей системы отопления дома.

При отключении от отопления отдельных квартир может нарушаться теплогидравлический режим здания в целом и тепловой режим соседних помещений, снижается температура внутреннего воздуха в соседних квартирах, а неотапливаемое помещение нагревается за счет теплоотдачи от смежных помещений, что нарушает права собственников квартир, подключенных к отоплению.

Кроме того, ООО «К», по мнению заявителя, нарушает порядок начисления платы за услугу отопления, установленный Правилами № 354.

По информации ООО «К» при расчете размера платы за услугу отопления Общество руководствуется формулой, указанной в пункте 3(1) Приложения 2 к Правилам № 354.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил № 354, определяется по формуле 3(1):

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги
по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

∑Vi - сумма объемов тепловой энергии, потребленной во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, в гигакалориях (Гкал);

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(7):

где:

Si - общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

∑VИПУ - сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;

∑SiИПУ - сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Из заявления следует, что при расчете Обществом платы за услугу отопления для потребителей с невключенным отоплением объем потребленной тепловой энергии (Vi) равняется нулю, что противоречит требованиям Правил № 354. Таким образом, ООО «К» частично освобождает от оплаты услуги отопления собственников пустующих квартир с отключенным отоплением, при этом завышает стоимость услуги потребителям, фактически проживающим в доме.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, в качестве хозяйствующего субъекта, в действиях которого усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматривается ООО «К».  

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях): - естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции
в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; - субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, деятельность по передаче тепловой энергии входит в классификационную группу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».
По сведениям из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «К» является «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» (код 35.30) (дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения, 14.09.2023).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно проведенному Донецким УФАС России анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения следует, что положение ООО «К» на рынке теплоснабжения имеет признаки доминирующего в границах котельной и сетей, принадлежащих Обществу.

Арбитражным судом Центрального округа (Постановление от 11.10.2023, дело № А85-135/2022 (№ 5а/200/135/2022) установлено, что ООО ««К», занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения одного жилого дома, является субъектом естественной монополии. («доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии; к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии, пришел к выводу, что общество, занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения одного жилого дома, является субъектом естественной монополии»).

Следовательно, на ООО «К» возложена обязанность по соблюдению требований статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Действия ООО «К» по прекращению или приостановлению предоставления коммунальной услуги теплоснабжения без соблюдения норм действующего законодательства повлекли ущемление прав потребителей на получение соответствующих ресурсов. Жильцы, отключившие или невключившие отопление, используют для обогрева своих пустующих квартир принцип контактной передачи тепла от соседних квартир с включенным отоплением, увеличивая объемы потребленной тепловой энергии в этих квартирах.

Таким образом, действия ООО «К» по незаконному ограничению поставки тепловой энергии жильцам многоквартирного дома содержат признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Совершение действий ООО «К» по неполному начислению платы за услугу отопления жильцам квартир, не подключенных к отоплению, приводят к завышению платы за услуги отопления потребителям, фактически проживающим в доме.

Таким образом, действия ООО «К» по неправомерному начислению платы за тепловую энергию жильцам многоквартирного дома содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Донецкого УФАС России от 19.06.2024 № 14/01.4-25/2024 о возбуждении дела № 080/01/10-13/2024 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «К» пунктов 4 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 23, частями 1, 3 статьи 39, частью 5 статьи 41, частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

о п р е д е л и л:

1. Назначить рассмотрение дела № 080/01/10-13/2024 на 30 июля 2024 года в 14 часов 00 минут в помещении Донецкого УФАС России по адресу: г. Донецк, ул.50-летия СССР, дом 138 А.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

- ответчика – общество с ограниченной ответственностью «К» (адрес юридического лица: 283092, Донецкая Народная Республика, г.о. Донецк, г. Донецк, ул. Нижнекурганская, д., ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>);

- заявителя – С, проживающую по адресу:г. Донецк, проспект Панфилова, д.

3. ООО «К» в срок до 23.07.2024 представить следующие сведения и материалы:

3.1. Пояснения относительно ведения учета тепловой энергии в доме по проспекту Панфилова, .

3.2. Об общедомовом приборе учета тепловой энергии дома с предоставлением подтверждающих документов:

а) тип теплосчетчика, копию его технической документации;

б) сведения о поверке и опломбировке теплосчетчика (дата последней поверки, акта ввода прибора учёта в эксплуатацию и т.п.);

в) информация о единицах, в которых теплосчетчиком ведется учет;

г) информацию о том, как осуществляется учет тепловой энергии на отопление и подогрев горячей воды – раздельно или суммарно;

д) порядок снятия показаний теплового счетчика с предоставлением копий актов снятия показаний за отопительный период 2023-2024 годов.

3.3. О наличии приборов учета расхода тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях дома, в том числе в помещениях, являющихся местами общего пользования и входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, площадях указанных помещений, датах включения отопления в отопительный период 2023-2024 годов. Информацию представить по форме таблицы 1.

                                                                                              Таблица 1

   Наименование

№ квартиры, наименование нежилого помещения

Площадь квартиры, помещения,(м2)

Дата включения отопления

Примечание

I. Квартиры с индивидуальными приборами учета теплоэнергии

 

 

 

 

  1.

 

 

 

 

  2.

 

 

 

 

  Итого (площадь)

-

 

-

 

II. Квартиры без индивидуальных приборов учета теплоэнергии

 

 

 

 

  1.

 

 

 

 

  2.

 

 

 

 

  Итого (площадь)

-

 

-

 

III. Нежилые   помещения, оборудованные теплосчетчиками, не входящие в состав общего имущества собственников

 

 

 

 

  1.

 

 

 

 

  2.

 

 

 

 

  Итого (площадь)

-

 

-

 

IV. Нежилые  помещения, необорудованные теплосчетчиками, не входящие в состав общего имущества собственников

 

 

 

 

  1.

 

 

 

 

  2.

 

 

 

 

  Итого (площадь)

-

 

 

-

 V. Помещения общего пользования, входящие  в состав общего имущества совладельцев

 

 

 

 

  1.

 

 

 

 

  2.

 

 

 

 

  Итого (площадь)

-

 

-

 

  Всего по дому (площадь)

-

 

-

 

3.4. Общую площадь дома, в том числе жилых, нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений, которая используется для расчета платы за отопление (Sоб в формуле 3(1) Правил № 354), согласно технической документации. Информацию представить по форме таблицы 2.

                                                                                              Таблица 2

Площадь дома (Sоб), м2

Площадь жилых помещений, м2

Площадь нежилых помещений, м2

Площадь помещений общего пользования, входящих  в состав общего имущества совладельцев

 

 

 

 

3.5. Объем тепловой энергии, израсходованной на услугу отопления,
в разрезе помещений (жилых, нежилых, общего пользования) по месяцам отопительного периода 2023-2024 годов (согласно формулам 3(1), 3(7) Правил № 354).
Информацию представить по форме таблицы 3.

                                                                                              Таблица 3

 

 

месяц

Объем тепловой энергии Vд по дому

∑SiИПУ* сумма площадей помещений, оборудованных приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы за отопление

∑VИПУ (V1 + V2+…)*- объем тепловой энергии, определенный по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета

∑Vi (V1 + V2+…)* объем тепловой энергии в помещениях, не оборудованных приборами учета

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

в графах 3, 4, 5 следует указать все показатели, используемые при расчете сумм

3.6. Пояснения о причинах отключения квартир от теплоснабжения со ссылкой на действующие нормативные правовые акты, с предоставлением копий актов отключения, подключения отопления и т.п.

3.7. Перечень домов с указанием их адресов, жильцам которых ООО «К» оказывает услуги теплоснабжения.

3.8. Пояснения о способах ведения учета тепловой энергии в домах, указанных в пункте 3.7 настоящего определения (по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, счетчика газа).

3.9. Полный перечень юридических и (или) физических лиц, которые являются группой лиц в понимании статьи 9 Федерального Закона от 26 июля 2003 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Информация по вопросам, поставленным в настоящем определении, должна быть полной по каждому пункту, соответствовать нумерации. В случае невозможности предоставить ответ на отдельные вопросы необходимо письменно обосновать его отсутствие.

Документы и информацию предварительно необходимо предоставить на адрес электронной почты to80@fas.gov.ru.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.

Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

ООО «К» обеспечить явку законных представителей, которым для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы общества без доверенности, надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела, документы, удостоверяющие личность.

 

Председатель Комиссии                                                                          П.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны