Определение б/н Об отложении дела о нарушении антимонопольного законодательс... от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

 

«21» декабря 2023 г.                                                       дело № 080/01/11-1/2023

г. Донецк

Об отложении дела о нарушении антимонопольного законодательства
и о привлечении лица в качестве ответчика

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Донецкой Народной Республике по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

председателя Комиссии – и.о. руководителя Мельниковой В.В.,

членов Комиссии:

М – начальника отдела антимонопольного контроля,

Н – заместителя начальника отдела антимонопольного 

контроля,

К – заместителя начальника отдела контроля закупок,

Л – главного      специалиста-эксперта      отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителя государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Р» <> по доверенности,

в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Донецкая топливная компания», уведомленных должным образом, обществом с ограниченной ответственностью «Д» направлено ходатайство о проведении заседания в отсутствие представителя (исх. № 211 от 21.12.2023),

в ходе рассмотрения материалов дела № 080/01/11-1/2023, возбужденного по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики «Р» (далее – ГУП ДНР «Р») (адрес юридического лица: 283117, Донецкая Народная Республика, г.о. Донецк, г. Донецк, ул. Петровского,
ОГРН <>, ИНН <>, КПП <>), обществом
с ограниченной ответственностью «Д» (далее – ООО «Д») (адрес юридического лица: 284609, Донецкая Народная Республика, г.о. Горловская, г. Горловка, ул. Горловской дивизии, ОГРН <>, ИНН <>, КПП <>)
пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Определением об отложении дела № 080/01/11-1/2023 от 15.11.2023 рассмотрение дела назначено на 13.12.2023 в 12:00.

В связи со служебной командировкой председателя Комиссии Донецкого УФАС России определением об изменении даты и времени рассмотрения дела № 080/01/11-1/2023 от 01.12.2023 рассмотрение дела перенесено на 21.12.2023  в 14:00.

В адрес Донецкого УФАС России поступили письменные пояснения
ГУП ДНР «Р» (вх. от 24.11.2023 № 322/01.4-23), предоставленные
во исполнение пункта 3 определения об отложении дела № 080/01/11-1/2023
от 15.11.2023, согласно которым ГУП ДНР «Р» не передает информацию
об уровне и дате изменения розничных цен на моторное топливо хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на розничном рынке нефтепродуктов на территории Донецкой Народной Республики.

В письменных пояснениях ООО «Д», предоставленных в адрес Донецкого УФАС России во исполнение пункта 4 определения об отложении дела № 080/01/11-1/2023 от 15.11.2023 (вх. от 28.11.2023 № 325/01.4-23), сообщается, что сотрудники предприятия ежедневно изучают условия рынка
и самостоятельно определяют свою ценовую политику.

Настоящее дело возбуждено на основании приказа Донецкого УФАС России от 24.07.2023 № 2/01.4-26/2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГУП ДНР «Р», ООО «Д» пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились
в необоснованном установлении ГУП ДНР «Р» и ООО «Д» розничных цен на бензин марок А-92, А-95 и дизельное топливо в период с 01.04.2023
по 24.06.2023.

Донецким УФАС России, с учетом данных ежедневного мониторинга розничных цен на моторное топливо, в рамках в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в адрес общества с ограниченной ответственностью «М» (далее – ООО «М») направлены требования о предоставлении информации
(от 30.05.2023 № 104/01.4-24, от 25.10.2023 № 728/01.4-24) о поставщиках, объемах и ценах поставки нефтепродуктов, динамике изменения розничных
и оптово-отпускных цен на автомобильные бензины (по маркам) и дизельное топливо за период с 01.10.2022 по 01.10.2023.

По результатам анализа информации, предоставленной ООО «М» в ответ на вышеуказанные требования (письма от 08.06.2023 № 08/06-23/153,
от 08.11.2023 № 238/08-11/23), а также полученной в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «М» неоднократно, одновременно или почти одновременно (с интервалом один - два дня) с ГУП ДНР «Р» и ООО «Д» повышались и поддерживались на одинаковом уровне розничные цены
на бензин марок А-92, А-95 и дизельное топливо, реализуемые на собственных АЗС, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, в период с 01.03.2023 по 01.10.2023.

Исходя из пояснений, предоставленных ООО «М» в пункте 6 письма от 08.11.2023 № 238/08-11/23, повышение цен на автомобильный бензин и дизельное топливо обусловлено ростом закупочных цен поставщиков.
При этом в марте 2023 года наблюдалось снижение средневзвешенных цен закупки бензина АИ- 95 и дизельного топлива по сравнению с январем 2023 года на 7,9% и 9,7% соответственно, а бензина АИ- 92 по сравнению
с февралем 2023 года на 3,2%.

На основании сравнительного анализа закупочных и розничных цен
на бензин марок АИ-92 и АИ-95 и дизельное топливо в марте - августе
2023 года, установлено, что динамика закупочных цен у ООО «М», ГУП ДНР «Р» и ООО «Д» различна, а даты повышения розничных цен
не связаны с датами повышения закупочных цен.

Закупка моторного топлива осуществлялась хозяйствующими субъектами как у одних и тех же, так и у разных поставщиков, при этом закупочные цены на топливо отличались, что не может объяснить наличие одинаковых розничных цен на АЗС ООО «М», ГУП ДНР «Р» и ООО «Д».

Комиссией Донецкого УФАС России сделан вывод об отсутствии связи между ростом цен поставки и розничными ценами, а также видимых причин одновременного повышения розничных цен на нефтепродукты до одинакового уровня на АЗС ООО «М», ГУП ДНР «Р» и ООО «Д».

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения) запрещаются антимонопольным законодательством, если целью
и (или) результатом соглашений является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Согласно пункту 7 Закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении.

Согласно части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» конкурентами признаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу товаров на одном товарном рынке, или хозяйствующие субъекты, осуществляющие приобретение товаров на одном товарном рынке. При этом,
в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром,
или взаимозаменяемым товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Следовательно, ГУП ДНР «Р», ООО «Д» и ООО «М» являются хозяйствующими субъектами – конкурентами.

Действия по установлению и поддержанию ГУП ДНР «Р»,
ООО «Д»
и ООО «М» розничных цен на бензин марок АИ–92,
АИ–95 и дизельное топливо на одинаковом уровне при отсутствии объективных причин свидетельствует об отказе хозяйствующих субъектов от ценовой конкуренции между собой. То есть, розничные цены на указанные нефтепродукты устанавливаются не вследствие соревнования между участниками рынков благодаря собственным достижениям.

Таким образом, Комиссией Донецкого УФАС России установлены обстоятельства для привлечения ООО «М» в качестве ответчика по делу в соответствии с частью 3 статьи 42 Закона «О защите конкуренции».

В связи с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 47, частью 3 статьи 42 Закона «О защите конкуренции», Комиссия Донецкого УФАС России

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.  Отложить рассмотрение дела № 080/01/11-1/2023.

2.  Назначить рассмотрение дела № 080/01/11-1/2023 на 23.01.2024 в 12:00 в помещении Донецкого УФАС России по адресу: г. Донецк, ул.50-летия СССР, дом 138 А.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика общество с ограниченной ответственностью «М» (адрес юридического лица: 283492, Донецкая Народная Республика, г.о. Донецк, г. Моспино,
ул. Ново-Моспино, ОГРН <>, ИНН <>, КПП <>).

4. Обществу с ограниченной ответственностью «М» в срок  до 18.01.2024 предоставить следующие сведения и материалы:

4.1.  Перечень всех автозаправочных станций в динамике за период
с 01.03.2023 по 01.12.2023
с указанием их адресов. 

4.2.  Полный перечень юридических и (или) физических лиц, которые являлись (являются) группой лиц в понимании статьи 9 Закона «О защите конкуренции» (с указанием оснований, по которым такие лица входят
в эту группу) за период с 01.03.2023 по 01.12.2023.

4.3.  Перечень поставщиков с указанием наименований
и идентификационных данных, номеров договоров, дат поставок, объемов
и цен закупки моторного топлива (с указанием информации о НДС) в разрезе его видов за период с 01.10.2023 по 01.12.2023. Информацию необходимо представить по форме таблицы 1.

                                                                                                              Таблица 1

№ п/п

Дата поставки

Наименование и идентификационных данных поставщика, номер договора

Наименование моторного топлива (АИ-95, АИ-92, дизельное топливо)

Объем закупки моторного топлива,

тонн

 

Цена

тыс. руб. за 1 т (указать с НДС или без НДС)

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Копии контрактов и спецификаций, на основании которых осуществлялась закупка и поставка моторного топлива, указанного при ответе на пункт 4.3 настоящего требования.

4.5. Динамику розничных цен на моторное топливо, реализуемое
на собственных автозаправочных станциях с приложением копий подтверждающих документов (приказов по предприятию), объемы реализации в стоимостном и натуральном выражении, а также размеры торговых наценок за период с 01.10.2023 по 01.12.2023. Информацию необходимо представить
по форме таблицы 2.

                                                                                                    Таблица 2

№ п/п

Адрес АЗС*

Вид топлива

(АИ-95, АИ-92, дизельное топливо)

Период действия цены

Цена за литр (указать с НДС или без НДС)

Объем реализации топлива

размер торговой наценки (%)

литры

тыс. руб.

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*В случае использования единой ценовой политики для всех АЗС, вместо адреса конкретной АЗС, необходимо указать: «На всех АЗС».

4.6  Обоснование причин роста розничных цен на моторное топливо
с приложением экономически обоснованных расчетов уровня установленных цен на каждую дату изменения цены за период с 01.03.2023 по 01.12.2023
(в разрезе нефтепродуктов и статей затрат).

 

5. ГУП ДНР «Р» в срок до 18.01.2024 предоставить следующие сведения и материалы:

5.1. Перечень поставщиков с указанием наименований
и идентификационных данных, номеров договоров, дат поставок, объемов
и цен закупки моторного топлива (с указанием информации о НДС) в разрезе его видов за период с 01.08.2023 по 01.12.2023. Информацию необходимо представить по форме таблицы 3

                                                                                                              Таблица 3

№ п/п

Дата поставки

Наименование и идентификационных данных поставщика, номер договора

Наименование моторного топлива (АИ-95, АИ-92, дизельное топливо)

Объем закупки моторного топлива,

тонн

 

Цена

тыс. руб. за 1 т (указать с НДС или без НДС)

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Копии контрактов и спецификаций, на основании которых осуществлялась закупка и поставка моторного топлива, указанного при ответе на пункт 5.1 настоящего требования.

5.3. Динамику розничных цен на моторное топливо, реализуемое на собственных автозаправочных станциях с приложением копий подтверждающих документов (приказов по предприятию), объемы реализации в стоимостном и натуральном выражении, а также размеры торговых наценок за период с 01.08.2023 по 01.12.2023. Информацию необходимо представить по форме таблицы 4.

                                                                                                    Таблица 4

№ п/п

Адрес АЗС*

Вид топлива

(АИ-95, АИ-92, дизельное топливо)

Период действия цены

Цена за литр (указать с НДС или без НДС)

Объем реализации топлива

размер торговой наценки (%)

литры

тыс. руб.

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*В случае использования единой ценовой политики для всех АЗС, вместо адреса конкретной АЗС, необходимо указать: «На всех АЗС».

5.4  Обоснование причин роста розничных цен на моторное топливо
с приложением экономически обоснованных расчетов уровня установленных цен на каждую дату изменения цены за период с 01.03.2023 по 01.12.2023
(в разрезе нефтепродуктов и статей затрат) и копий подтверждающих документов.

6. ГУП ДНР «Р» в срок до 18.01.2024 предоставить следующие сведения и материалы:

6.1. Перечень поставщиков с указанием наименований
и идентификационных данных, номеров договоров, дат поставок, объемов
и цен закупки моторного топлива (с указанием информации о НДС) в разрезе его видов за период с 01.08.2023 по 01.12.2023. Информацию необходимо представить по форме таблицы 5.

                                                                                                              Таблица 5

№ п/п

Дата поставки

Наименование и идентификационных данных поставщика, номер договора

Наименование моторного топлива (АИ-95, АИ-92, дизельное топливо)

Объем закупки моторного топлива,

тонн

 

Цена

тыс. руб. за 1 т (указать с НДС или без НДС)

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2. Копии контрактов и спецификаций, на основании которых осуществлялась закупка и поставка моторного топлива, указанного при ответе на пункт 6.1 настоящего требования.

6.3. Динамику розничных цен на моторное топливо, реализуемое
на собственных автозаправочных станциях с приложением копий подтверждающих документов (приказов по предприятию), объемы реализации в стоимостном и натуральном выражении, а также размеры торговых наценок за период с 01.08.2023 по 01.12.2023. Информацию необходимо представить
по форме таблицы 6.

                                                                                                    Таблица 6

№ п/п

Адрес АЗС*

Вид топлива

(АИ-95, АИ-92, дизельное топливо)

Период действия цены

Цена за литр (указать с НДС или без НДС)

Объем реализации топлива

размер торговой наценки (%)

литры

тыс. руб.

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*В случае использования единой ценовой политики для всех АЗС, вместо адреса конкретной АЗС, необходимо указать: «На всех АЗС».

6.4  Обоснование причин роста розничных цен на моторное топливо
с приложением экономически обоснованных расчетов уровня установленных цен на каждую дату изменения цены за период с 01.03.2023 по 01.12.2023
(в разрезе нефтепродуктов и статей затрат) и копий подтверждающих документов.

Информация по вопросам, поставленным в настоящем определении, должна быть полной по каждому пункту, соответствовать нумерации. В случае невозможности предоставить ответ на отдельные вопросы необходимо письменно обосновать его отсутствие.

Документы и информацию предварительно необходимо предоставить
на адрес электронной почты to80@fas.gov.ru.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона «О защите конкуренции»
при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.

Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган,
его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным 
законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов,
а равно представление в федеральный
антимонопольный орган,
его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц -
от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона «О защите конкуренции»
с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться
с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых обстоятельствах дела, обязательна.

ООО «М», ГУП ДНР «Р» и ООО «Д» обеспечить явку законных представителей, которым для участия в заседании Комиссии
по рассмотрению дела необходимо иметь при себе документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации
без доверенности, надлежащим образом оформленную доверенность на участие
в рассмотрении дела, документы, удостоверяющие личность.

В соответствии с примечанием 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган  о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями  и документами о совершенном административном правонарушении, лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий, представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Административный штраф в минимальном размере налагается  на юридические лица вторым и третьим выполнившие условия настоящего примечания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны