Решение б/н Решение по делу 019/05 в отношении Управлением Федеральной с... от 25 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

 по делу № 019/05 о нарушении антимонопольного законодательства

                         

Резолютивная часть решения оглашена «04» декабря 2014г.                  г. Биробиджан

Решение в полном объеме изготовлено «18» декабря 2014г.

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:  

- <…….>

 

 

- <……..>

- руководитель Еврейского УФАС России;

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти       и закупок Еврейского УФАС России;

 

 

- <…….>

 

 

 

- специалист-эксперт отдела контроля органов власти  и закупок Еврейского УФАС России,

           

                при участии: руководителя Управления Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <…….>; помощника руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <…….> (заявлено устное ходатайство); начальника отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <……> (заявлено устное ходатайство),

                рассмотрев дело № 019/05 от 10.11.2014 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по Еврейской автономной области (Адрес) требований части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         По результатам контрольного мероприятия (плановой выездной проверки), проведенного инспекцией Еврейского УФАС России (приказ от 30.12.2013 № 161, акт № 79/05-001 от 05.02.2014) в отношении государственного заказчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области (далее - Управление Роспотребнадзора  по ЕАО) на соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) принято следующее решение.

         На основании приказа Еврейского УФАС России от 10.11.2014 № 102 возбуждено дело в отношении Управления Роспотребнадзора по ЕАО по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с нормой, закрепленной в статье 1 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон  № 94-ФЗ), указанный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

         Указанные выше цели предопределены основными задачами, которые решает данный Федеральный закон - это обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств; а также устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок.

         В соответствии  п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ), настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

         Частью 2 ст. 1 Закона № 135-ФЗ установлено, что целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 10.07.2012 № 742 «Об утверждении положения об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Управление)» утверждено положение об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 p. I Положения Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 р. I Положения Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, Положением                               о Федеральной службе, актами федеральной службы и настоящим Положением.

В соответствии с п. 8.32 р. II Положения Управление в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Управления.

         Таким образом, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора              по ЕАО обязан при размещении государственных заказов соблюдать требования Закона № 94-ФЗ и Закона № 135-ФЗ.

 

         В соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по ЕАО  от 15.11.2013 № 95 «О размещении заказа на поставку легкового автомобиля» принято решение  о размещении заказов путем проведения открытого аукциона  в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE).

         18.11.2013 года государственным заказчиком - Управлением Роспотребнадзора по ЕАО на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000008).

        Начальная (максимальная) цена контракта: 1 700 000,00 рублей.

         Обоснование начальной (максимальной) цены контракта указано в р. 4 Документации об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент).

         По результатам данного открытого аукциона в электронной форме 09.12.2013 заключен государственный контракт № 0178100001113000008-0013211-01с ООО «Автомир-ДВ» на сумму 1 700 000,00 рублей.

 

         Документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент) в количестве одной единицы, утверждена 18 ноября 2013 года руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО <…….>

Частью 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

         Частью 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

         В соответствии с п.п. 1.3.3 п. 1.3 р. 1.2 Документации наименование, характеристика и количество поставляемого товара указаны в Техническом задании документации (часть 3).

         В части 3 Документации указано техническое задание на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент), в том числе указаны следующие характеристики:

        - охранная система: Охранный комплекс Starlain D 94.

         Согласно информации, размещенной на сайте http://www.signalmag.ru автомобильная сигнализация Starline D94 – это эффективный охранный комплекс, предназначенный для эксплуатации на внедорожниках и аналогом охранного комплекса Starlain модели D 94 являются охранные комплексы Starlain моделей  А 94, A 94 2CAN и т.д.

         Участники данного открытого аукциона в электронной форме должны поставить легковой автомобиль NISSAN MURANO (SE), в количестве одной единицы, оснащенный охранным комплексом Starline D 94, тогда как имеются и другие модели охранного комплекса Starline, а также другие производители охранных систем такие как, например, сигнализации Pandora, SOBR, Sheriff, iCode, Magic Systems (согласно информации, размещенной на сайте http://signashka.ru).

        Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ, а именно в ч. 4 документации об открытом аукционе в электронной форме в техническом задании установил требования о поставке легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE), в количестве одной единицы, где в техническом задании указано, что данный автомобиль должен быть оснащен охранным комплексом Starline D94, тогда как имеются  другие модели охранного комплекса Starline, а также другие модели охранных комплексов, что влечет за собой ограничение количества участников (потенциальных участников) данного открытого аукциона в электронной форме.

 

Частью 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов в торгам, в том числе в результате установления требований к товару, совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте, инструкции, каталоге на изделие, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя.

         Таким образом, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора  по ЕАО нарушил требования ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, которые выразились в следующих действиях: при размещении заказа путем проведения проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000008 от 18.11.2013) Заказчиком установлены требования к товару (в техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что данный автомобиль должен быть оснащен охранным комплексом Starline D 94, тогда как имеются  другие модели охранного комплекса Starline, а также другие модели охранных комплексов), что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе  в электронной форме.

 

         В адрес Еврейского УФАС России от Управления Роспотребнадзора по ЕАО даны пояснения от 25.11.2014 № 01-1764/17, в котором  указано, что в техническом задании документации об аукционе в электронной форме (извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0178100001113000008 от 18.11.2013) одной  из 58 функциональных и качественных характеристик автомобиля является оснащение его охранным комплексом Starline D 94.

         По мнению Управления Роспотребнадзора по ЕАО, указанная в документации охранная система не повлекла в значительной степени ограничение количества участников настоящего аукциона по следующим причинам:

         - до объявления аукциона Управлением Роспотребнадзора по ЕАО проводилось исследование рынка. Практика свидетельствовала о том, что модели автомобиля NISSAN MURANO, NISSAN Х-TRIL и другие оснащены охранным комплексом Starline D 94, который по мнению специалистов на данный период являлся самым надежным (не вскрываемым);

         - предметом контракта является поставка легкового автомобиля NISSAN MURANO или его эквивалента. Предполагается, что может быть предложен поставщиками равнозначный (равноценный) заявленному охранный комплекс;

         - в течение всей процедуры проведения аукциона в электронной форме  не поступило ни одного запроса на разъяснения документации об аукционе, ни одной жалобы на нарушения закона о размещении заказов, в том числе на ограничение участия в аукционе.

 

         В заседании Комиссии представители Управления Роспотребнадзора по ЕАО доводы, изложенные в возражениях, поддержали в полном объеме.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент размещения документации о проведении аукциона в электронной форме (извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0178100001113000008 от 18.11.2013)  на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 1 статьи 2 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Одними из принципов размещения заказов, предусмотренным ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ является расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции.

Статья 17 Закона № 135-ФЗ устанавливает антимонопольные требования к торгам, что соотносится с целями Закона № 94-ФЗ, а именно обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В связи с тем, что аукцион в электронной форме является одним из способов размещения заказа в форме торгов, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона    № 94-ФЗ, антимонопольные требования, установленные ст.17 Закона № 135-ФЗ, распространяются на указанные правоотношения в сфере размещения заказов.

Таким образом, заказчик при формировании и утверждении документации об аукционе в электронной форме, в том числе при установлении требований к товару должен руководствоваться не только положениями Закона № 94-ФЗ, но и антимонопольными требованиями к торгам, не создавая преимущественных условий одному или нескольким участникам аукциона в электронной форме.

         Согласно информации, размещенной на сайте http://www.signalmag.ru автомобильная сигнализация Starline D94 - это эффективный охранный комплекс, предназначенный для эксплуатации на внедорожниках и аналогом охранного комплекса Starlain модели D 94 являются охранные комплексы Starlain моделей  А 94, A 94 2CAN и т.д.

         Участники данного открытого аукциона в электронной форме должны поставить легковой автомобиль NISSAN MURANO (SE), в количестве одной единицы, оснащенный охранным комплексом Starline D 94, тогда как имеются  и другие модели охранного комплекса Starline, а также другие производители охранных систем такие как, например, сигнализации Pandora, SOBR, Sheriff, iCode, Magic Systems (согласно информации, размещенной на сайте http://signashka.ru).

 

         При таких обстоятельствах, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области нарушены требования части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в том, что при размещении заказа путем проведения проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000008 от 18.11.2013) Заказчиком установлены требования к товару (в техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что данный автомобиль должен быть оснащен охранным комплексом Starline D 94, тогда как имеются и другие модели охранного комплекса Starline, а также другие производители охранных систем. Данные действия влекут за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе  в электронной форме.

      

         На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области  нарушившим части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующих действиях: при размещении заказа путем проведения проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000008 от 18.11.2013) Заказчиком установлены требования к товару (в техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что данный автомобиль должен быть оснащен охранным комплексом Starline D 94, тогда как имеются другие модели охранного комплекса Starline, а также другие производители охранных систем, что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
  2. В связи с тем, что по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля NISSAN MURANO (SE) (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000008 от 18.11.2013) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области 09 декабря 2013 года  заключен государственный контракт с Обществом с ограниченной ответственностью «Автомир ДВ» предписание не выдавать.

         3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 39 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» передать материалы дела № 019/05 уполномоченному должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                          <…….>

 

Члены Комиссии                                                                                       <……..>

                                                             

                                                                                                     <…….>

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

           Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны