Решение б/н Решение по делу в отношении Управлением Федеральной службы п... от 25 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

 по делу № 020/05 о нарушении антимонопольного законодательства

                         

Резолютивная часть решения оглашена «04» декабря 2014г.                  г. Биробиджан

Решение в полном объеме изготовлено «18» декабря 2014г.

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:  

- <……>

 

 

- <…….>

- руководитель Еврейского УФАС России;

 

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России;

 

 

- <…….>

 

 

 

- специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Еврейского УФАС России,

           

                при участии: руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <…..>; помощника руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <……> (заявлено устное ходатайство); начальника отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области <…..> (заявлено устное ходатайство),

          рассмотрев дело № 020/05 от 10.11.2014 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по Еврейской автономной области (Адрес) требований части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         По результатам контрольного мероприятия (плановой выездной проверки), проведенного инспекцией Еврейского УФАС России (приказ от 30.12.2013 № 161, акт № 79/05-001 от 05.02.2014) в отношении государственного заказчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области (далее - Управление Роспотребнадзора по ЕАО) на соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) принято следующее решение.

         На основании приказа Еврейского УФАС России от 10.11.2014 № 103 возбуждено дело в отношении Управления Роспотребнадзора по ЕАО по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

         В соответствии с нормой, закрепленной в статье 1 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон  № 94-ФЗ), указанный закон устанавливает единый порядок размещения заказов,                    в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

         Указанные выше цели предопределены основными задачами, которые решает данный Федеральный закон - это обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств; а также устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок.

         В соответствии  п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ), настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

         Частью 2 ст. 1 Закона № 135-ФЗ установлено, что целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 10.07.2012 № 742 «Об утверждении положения об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Управление)» утверждено положение об Управлении Роспотребнадзора по ЕАО (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 p. I Положения Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 р. I Положения Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, Положением                               о Федеральной службе, актами федеральной службы и настоящим Положением.

В соответствии с п. 8.32 р. II Положения Управление в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Управления.

         Таким образом, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора              по ЕАО обязан при размещении государственных заказов соблюдать требования Закона № 94-ФЗ и Закона № 135-ФЗ.

 

         09.09.2013 года государственным заказчиком - Управлением Роспотребнадзора по ЕАО на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000004).

         Начальная (максимальная) цена контракта: 711 450,00 рублей.

         Обоснование начальной (максимальной) цены контракта указано в р. 4 Документации об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент).

         По результатам данного открытого аукциона в электронной форме 30.09.2013  заключен государственный контракт № 0178100001113000004-0013211-01 с ООО «Восток-УАЗ» на сумму 700 000,00 рублей.

Документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) утверждена 09 сентября 2013 года руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО <……>

Частью 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с п.п.1.3.3 п. 1.3 р. 1.2 Документации наименование, характеристика и количество поставляемого товара указаны в Техническом задании документации (Раздел 3).

         В разделе 3 Документации указано техническое задание на поставку легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент), в том числе указаны следующие параметры и их функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара:

 

Наименование параметра

 

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара

 

Модель

УАЗ -3163 Патриот,  комплектация –Limited

(или эквивалент)

Год выпуска

2013

Колесная формула

4х4

Количество мест

5

Количество дверей

5

Длина, мм

4700

Ширина с зеркалами (без), мм

2100/1953

Высота, мм

1910 / 2000 (с дугами на крыше)

Колесная база, мм

2760

Колея  передних/задних колёс

1600/1600

Дорожный просвет,  мм

210

Глубина преодолеваемого брода, мм

500

Двигатель

бензиновый

Грузоподъемность, кг

525

Топливо

бензин с октановым числом не менее 92

Рабочий объем, л

2,693

Максимальная мощность л.с. (кВт)

128 (94,1) при 4600 об/мин

Максимальный крутящий момент, Нм

209,7 Н.м при 2500 об/мин

Максимальная скорость, км/ч

150

Расход топлива л/100 км. пути:

при 90 км/ч,

при 120 км/ч

 

11,5

15,5

Ёмкость топливных баков, л.

87

        

           Аналогом легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited является например, легковой автомобиль  УАЗ-3163-348 Патриот с комплектацией Limited, у которого технические характеристики и комплектация отличаются от технических характеристик и комплектации УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited.

           Заказчиком в столбце 2 вышеуказанной  таблицы «функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара» для участников размещения заказов установлены конкретные технические характеристики и параметры легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited

           Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ, а именно в ч. 4 документации об открытом аукционе в электронной форме в техническом задании установлены конкретные требования - функциональные и технические характеристики легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, , а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе  в электронной форме.

 

         Частью 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из содержания действующего законодательства следует, что предусмотренное им право заказчика на формирование в документации об аукционе требований к товару не должно приводить к безосновательному ограничению доступа хозяйствующих субъектов в торгам, в том числе в результате установления требований к товару, совокупность которых свидетельствует о возможности поставки на аукцион товара лишь одного производителя, либо в результате фактического переписывания в документации об аукционе технических характеристик товара определенной торговой марки или модели, указанных в техпаспорте, инструкции, каталоге на изделие, что создает возможности для участия в торгах лишь поставщикам реализующим товар определенных моделей одного производителя.

         Таким образом, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора по ЕАО нарушил требования ч. 1 ст.17 Закона № 135-ФЗ а именно, что при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.,), что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе  в электронной форме

 

         В адрес Еврейского УФАС России поступили пояснения от Управления Роспотребнадзора по ЕАО от 25.11.2014 № 01-1765/17.

         В пояснениях указано, что в соответствии со ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ в техническом задании документации об аукционе подробно указаны требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности автомобиля и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика. При этом в ряде случаев не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, что в определенной степени могло повлечь за собой ограничение количества участников аукциона.

         По мнению Заказчика, предметом контракта настоящего аукциона является поставка легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited или его эквивалента. При изучении рынка было установлено, что эквивалента заявленной  на аукцион модели нет.

         В акте Еврейского УФАС России по результатам контрольного мероприятия № 79/05-001 от 05.02.2014 приведен пример аналога автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited которым является например, легковой автомобиль УАЗ - 3163-348 Патриот с комплектацией Limited встречается, однако ко времени объявления аукциона данная модель в течение полугода была снята с производства, как устаревшая модель.

        Ульяновский автомобильный завод, который производит вышеуказанные модели автомобилей, имеет в Дальневосточном регионе единственного официального дилера ООО «Восток-УАЗ», который единственный и принял участие в объявленном аукционе.

         Заказчик считает, что тот факт, что в техническом задании документации об аукционе не указаны максимальные и (или) минимальные значения ряда показателей автомобиля, в значительной степени не мог ограничить конкуренцию.

         Кроме того, в течение всей процедуры проведения аукциона в электронной форме не поступило ни одного запроса на разъяснения документации об аукционе,  ни одной жалобы на нарушения закона о размещении заказа не поступало.

 

         В заседании Комиссии представители Управления Роспотребнадзора по ЕАО доводы, изложенные в возражениях поддержали в полном объеме.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к следующему.

Частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент размещения документации о проведении аукциона в электронной форме (извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0178100001113000008 от 18.11.2013)  на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 1 статьи 2 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Одними из принципов размещения заказов, предусмотренным ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ является расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции.

Статья 17 Закона № 135-ФЗ устанавливает антимонопольные требования к торгам, что соотносится с целями Закона № 94-ФЗ, а именно обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В связи с тем, что аукцион в электронной форме является одним из способов размещения заказа в форме торгов, что прямо предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона    № 94-ФЗ, антимонопольные требования, установленные ст.17 Закона № 135-ФЗ, распространяются на указанные правоотношения в сфере размещения заказов.

Таким образом, заказчик при формировании и утверждении документации об аукционе в электронной форме, в том числе при установлении требований к товару должен руководствоваться не только положениями Закона № 94-ФЗ,     но и антимонопольными требованиями к торгам, не создавая преимущественных условий одному или нескольким участникам аукциона в электронной форме.

          Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме № 0178100001113000004 от 09.09.2013 года и документации об аукционе в электронной форме, размещенным на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru предметом данного аукциона является: «Поставка легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение)».

         Заказчиком хоть и установлен эквивалент при поставке легкового автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited, но в техническом задании установлены характеристики только для автомобиля УАЗ-3163 Патриот с комплектацией Limited, в то время как на рынке имеются другие модели автомобилей, подходящие по характеристикам, но с расхождением по габаритам и иным параметрам

         Например, согласно информации размещенной на сайте http://avtouazstart.ru, характеристики автомобиля УАЗ-3163-349 (Limited) (такие как, например, длина - 4700 мм., грузоподъемность - 525 кг. и т.д.) отличаются от характеристик  модели автомобиля УАЗ-3163-349 (Limited) (например: длина - 4647 мм., грузоподъемность - 600 кг. и т.д.).

         Кроме того, согласно информации, размещенной на сайте http://autorambler.ru, имеются другие модификации УАЗ Patriot с комплектацией Limited, например модификация 2.3 D MT Limited, макс. мощность 113,5 л.с.; модификация 2.7 МТ Limited, макс. мощность 128 л.с.

         При таких обстоятельствах, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области требований части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующих действиях: при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), тогда как на рынке имеются другие модели автомобилей, подходящие по характеристикам, но с расхождением по габаритам и иным параметрам. Данные действия Заказчика влекут за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе  в электронной форме.

 

         На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области  нарушившим части 1 статьи 17 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующих действиях: при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме               на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000004 от 18.11.2013) Заказчиком установлены конкретные требования к товару в части технических показателей легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited, а именно: габариты (длина, ширина с зеркалами (без), высота, мм.); грузоподъемность, кг.; рабочий объем, л.; макс. мощность л.с.; макс. скорость, км/ч; расход топлива л/100 км. пути, емкость топливных баков, л.; колесная база, мм.; колея передних/задних колес; дорожный просвет, мм.), тогда как на рынке имеются другие модели автомобилей, подходящие по характеристикам, но с расхождением по габаритам и иным параметрам, что влечет за собой ограничение конкуренции и ограничение доступа потенциальных участников к участию в данном открытом аукционе в электронной форме.
  2. В связи с тем, что по результатам открытого аукциона в электронной форме на поставку легкового автомобиля УАЗ 3163 Патриот комплектации Limited (или эквивалент) в количестве одной единицы (извещение № 0178100001113000004 от 18.11.2013) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области 30 сентября 2014 года заключен государственный контракт № 0178100001113000004-0013211-01 с Обществом с ограниченной ответственностью «Восток-УАЗ» предписание не выдавать.

         3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 39 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» передать материалы дела № 020/05 уполномоченному должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии:                                                                          <……>

 

Члены Комиссии                                                                                       <…….>

                                                             

                                                                                                      <……>

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

           Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны