Решение №1/04-2016 № 1/04-2016 от 1 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу  № 1/04-2016 

 

                                                                                                            г. Биробиджан

Резолютивная часть решения оглашена 27.12.2016г.

В полном объеме решение изготовлено 29.12.2016г.

 

 

          Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председатель комиссии:

          Члены комиссии: «…» - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России; «…» – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России,

- В отсутствие представителей ТСЖ «…» имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

- Государственного предприятия Еврейской автономной области «…», ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

- Представителя Комитета тарифов и цен правительства ЕАО уведомлен надлежащим образом.

Рассмотрев дело № 1/4-2016 возбужденное в отношении Государственного предприятия Еврейской автономной области «…» (далее- ГП ЕАО «…») (место нахождение юридического лица: …) по признакам нарушения предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2016 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 установила:

Согласно заявления ТСЖ «…» входящий номер <...> .05.216г. 01/05-10302 ТСЖ «…» считает, что ГП ЕАО «…» злоупотребил своим монопольным положением и применил для поселения … тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение которые для него не установлены.

Определением от 03.08.2016 о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах к рассмотрению дела 1/04-2016 привлечён Комитет тарифов и цен правительства ЕАО.

Из пояснений Комитета тарифов и цен правительства ЕАО следует:

  1. Согласно п. 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в текущий период регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, без открытия дела об установлении цен (тарифов) до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.

Из указанной нормы прямо следует, что данные положения применяются только в случае правопреемства, наступившего в результате реорганизации юридического лица, ранее осуществлявшего регулируемую деятельность с использованием переданных источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей. Указанные выше тарифы применяются до утверждения для организации- правопреемника тарифов в установленном порядке.

 

Аналогично применяются тарифы, установленные для организации- предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов на холодное и горячее водоснабжение в установленном порядке в соответствии с п. 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Переход прав и обязанностей регулируемой организации в порядке правопреемства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организацией-правопреемником при соблюдении указанных условий, применяются тарифы, установленные для организации-предшественника, с момента приобретения в полном объеме прав и обязанностей регулируемой организации.

В иных случаях применение тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем теплоснабжения и (или) тепловых сетей, водоснабжения и (или) водоотведения, не представляется возможным.

Исходя из вышеизложенного, применение ГП ЕАО «…», не являющегося правопреемником, тарифа на тепловую энергию, установленного для предыдущей ресурсоснабжающей организации ООО «…», будет незаконным в случае, если нет других законных оснований для такого применения, например, решения суда.

Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 20.10.2015 № 25/2-п «Об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ГП ЕАО «…», на 2015 - 2017 годы» установлен (пересмотрен) тариф для ГП ЕАО «…» на тепловую энергию с 23 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года для населения в размере 3749,05 руб./Гкал.

В таком же размере утвержден тариф на тепловую энергию для населения и на период с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года. На период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года для населения утвержден тариф на тепловую энергию в размере 4261,65 руб./Гкал.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон «О теплоснабжении») подлежащие регулированию цены (тарифы) на товара, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Таким образом, комитет тарифов и цен правительства ЕАО устанавливает применяемые при реализации коммунальных ресурсов потребителям тарифы для ресурсоснабжающих организаций, а не для конкретных территориальных образований. Обязанность установления тарифов для конкретных территориальных образований законодательством не определена.

Тарифы на тепловую энергию для ГП ЕАО «…» устанавливались с учетом расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением - экономического обоснования исходных данных, а также финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона «О теплоснабжении» срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.

Вместе с этим согласно Постановлению правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (вместе с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения» (п.23) тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования, могут быть дифференцированы в том числе по системам теплоснабжения. Под системой теплоснабжения в соответствии с Законом «О теплоснабжении» понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 23.05.2016 № 9/2-п установлены и введены в действие с 27.05.2016 года тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ГП ЕАО «…» на территории муниципального образования «…» в соответствии с поступившим заявлением от ресурсоснабжающей организации.

Учитывая вышеизложенное, применение при расчетах с потребителями п…. тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ГП ЕАО «…» является обоснованным.

  1. По вопросу применения тарифа на питьевую воду и водоотведение сообщаем следующее.

Тарифы на 2015 год на питьевую воду и водоотведение для ГП ЕАО «…» комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области не устанавливались.

В соответствии с Постановлением № 51 по делу об административном правонарушении от 24.12.2015 ГП ЕАО «…» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ (иное нарушение установленного порядка ценообразования) за применение тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, неустановленных в законном порядке в период с 01.07.2015 по 04.12.2015.

Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 21.01.2016 № 3/2-п с 27.01.2016 установлены и введены в действие тарифы на питьевую воду и водоотведение для ГП ЕАО «…» на территории муниципального образования «…».

Из материалов дела установлено:

 

В 2012 году ресурсоснабжающей организацией па территории
Облученского муниципального района являлось ООО «…»,
для которого тариф на тепловую энергию в размере 1889,78 руб. за 1 Гкал
был установлен на едином средневзвешенном уровне по восьми котельным,
вырабатывающим тепловую энергию на территории Облученского района в
Известковском, Бираканском, Кульдурском поселениях.

В 2013 году ресурсоснабжающей организацией на территории Облученского муниципального района являлось ООО «…».

Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 13.08.2013 N 22/10-п установлен тариф на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ООО «…» на территории МО «…» с 21 августа 2013 года по 31 декабря 2013 года в размере 2263,38 руб. /Ткал.

На 2014 год для ООО «…» установлен тариф приказом ~ комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 05.11.2013 N 31/1-п в размере 1864,61 руб./Гкал.

В 2015 году ресурсоснабжающей организацией на территории Облученского муниципального района являлось ООО «…».

Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 30.01.2015 N 3/2-п с 4 февраля 2015 года по 31 декабря 2015 года тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ООО «…» на территории муниципального образования «…», установлены в размере 2970,48 руб./Гкал.

В ноябре 2015 года ресурсоснабжающей организацией на территории Кульдурского городского поселения стало Государственное предприятие Еврейской автономной области «…», оно применило тариф установленный приказом комитета тарифов цен правительства ЕАО от 20.10.2015 № 25/2-п «Об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию вырабатываемую и реализуемую ГП ЕАО «…», на 2015-2017 годы» (установлен для котельных «…», «…», «…» «…», «…», согласно протоколу правления комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 20.10.2015 № 20) в размере 3749,05 руб./Гкал. составило 126.2% (увеличился на 26.2%).

Тариф для Кульдурского городского поселения Комитетом тарифов и цен для ГП ЕАО «…» установлен не был, так как ГП ЕАО «…» не обратилось к нему за соответствующим тарифом.

Приказом комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 23.05.2016 N 9/2-п установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую ГП ЕАО "…" на территории муниципального образования «…» с 27 мая 2016 года по 31 декабря 2016 года для населения в размере 3100,80 - руб,/Гкал.

Соответственно переплата населения составила более 600-руб./Гкал.

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 9 Федерального закона N 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075  следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Статей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

Пунктом 9 части 1 выше указанной статьи установлен обязательный принцип раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией, в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Из анализа положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, тот факт, что ГП ЕАО «…» выставляло счета за теплоснабжение в размере 3749,05 руб./Гкал. на питьевую воду 23 рублей 51 копейка за 1 куб. м, за водоотведение 20 рублей 98 копеек за 1 куб. м.

ГП ЕАО «…» не соблюдены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленные статьей 7, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», такой как обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

 

Кроме того, ГП ЕАО «…» с 01.07.2015 г. оказывало услуги холодного водоснабжения и водоотведения согласно договору №16 холодного водоснабжения и водоотведения от 01 июля 2015 года по неустановленному в законном порядке тарифу на территории муниципального образования «…», что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от 24.12.2005г. № 51

В силу ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:

-холодное водоснабжение, в том числе: транспортировка воды, включая распределение воды;

-тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

- тариф на техническую воду;

- тариф на транспортировку воды;

-тариф на подвоз воды.

Регулированию подлежат также тарифы в сфере водоотведения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ГП ЕАО «…» является организацией водопроводно - канализационного хозяйства на территории МО «…» Облученского муниципального района ЕАО с 01.07.2015 года.

В соответствии со статьями 3, 5, 31 Федерального закона от 07.12.11 года № 416-ФЗ холодное водоснабжение, водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с Положением комитета тарифов и цен правительства ЕАО, утвержденным постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп. установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям Комитета тарифов и цен правительства ЕАО.

Для ГП ЕАО «…» уполномоченным органом тарифы на холодную воду и водоотведение не устанавливались. 

Таким образом, ГП ЕАО «…» взимало плату за оказание услуг по водоснабжению и водоотведению в нарушение действующего законодательства.

Согласно абз. 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406) к регулируемым тарифам на услуги организаций коммунального комплекса относятся, тарифы на холодную воду, тарифы на водоотведение.

Согласно абз. 7. Органы регулирования устанавливают следующие 2 вида тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:

1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;

2) двухставочный тариф, который состоит из:

ставки платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно.

 

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона «О защите конкуренции» необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В силу пункта 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких, хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В статье 4 Закона «О естественных монополиях» перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в частности относятся услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, а также услуги теплоснабжения.

С учетом вышеизложенного, ГП ЕАО «…» является субъектом естественной монополии на рынке водоснабжения и водоотведения и теплоснабжения занимает доминирующее положение на указанных рынках.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

С учетом изложенного, Государственное предприятие Еврейской автономной области «…» (…) нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем взимания платы за услугу водоснабжения и водоотведения в 2015-2016 годах по тарифам, не установленным, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, также не соблюдение принципа раздельного учета тепловой энергии.

Комиссией Еврейского УФАС России в адреса участников дела было направлено Заключение об обстоятельствах дела от 19.12.2016 года.

27.12.2016г от ГП ЕАО «…» поступили письменные доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № /04-2016 от 19.12.2016г.

Указанные выше доводы ГП ЕАО «…» комиссией признаны несостоятельными так тариф Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО для ГП ЕАО «…» в размере 3749,05 руб./Гкал.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23; ч. 1 ст. 39; ст. 41; ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», -

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушившим Государственное предприятие Еврейской автономной области «…» (место нахождение юридического лица: …) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2016 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному возбуждать административное производство.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                       …

Члены комиссии:

                                                                                                 …

                                                                                                …

Связанные организации

Связанные организации не указаны