Решение б/н Решение по делу 5/04-р в отношении ОГБУЗ «Областная больница... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 г. Биробиджан

 

Резолютивная часть решения оглашена  13 декабря 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 16 декабря  2013 года

 

 

Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного  законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

- ФИО

 

заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России;

Члены Комиссии:

- ФИО

 

 

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России;

 

- ФИО

 

 

 

- ФИО

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России;

специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Еврейского УФАС России,

 

в присутствии:

заявителя: индивидуального предпринимателя ФИО;        представителя заявителя: ФИО (доверенность от 11.03.2013г.);

представителей ответчиков: ОГБУЗ «Областная больница» - ФИО (доверенность от 03.12.2013г.), ФИО (доверенность от 03.12.2013г.); ОГКУЗ «Психиатрическая больница» - главного врача ФИО, ФИО (доверенность от 02.12.2013г.),

рассмотрев материалы дела № 5/04 по признакам нарушения ОГБУЗ «Областная больница» (ЕАО, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 19), ОГКУЗ «Психиатрическая больница» (ЕАО, г. Биробиджан, Медгородок, 26) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области 24 сентября 2013 года от индивидуального предпринимателя ФИО (АДРЕС) поступило заявление по вопросу непринятия его заключений как врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога при проведении медицинских осмотров, водительских комиссий поликлиникой Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» (далее - ОГБУЗ «Областная больница»).

Заявитель считает, что заключение между лечебными учреждениями ОГБУЗ «Областная больница» и Областным государственным казенным учреждением здравоохранения «Психиатрическая больница» (далее - ОГКУЗ «Психиатрическая больница») договора, на основании которого поликлиника ОГБУЗ «Областная больница» принимает заключение врача-психиатра и врача-психиатра-нарколога только ОГКУЗ «Психиатрическая больница», ограничивает конкуренцию на рынке оказания медицинских услуг, ущемляет его интересы. В дело представлены копии следующих документов:

- бланк прохождения медицинского осмотра для водительской комиссии ОГУЗ «Областная больница», где указана организация для прохождения врача психиатра и врача-психиатра-нарколога – Психиатрическая больница;

- заполненный бланк прохождения медицинского осмотра для водительской комиссии ОГУЗ «Областная больница», где в графах «психиатр»,  «психиатр-нарколог» стоит подпись и печать ФИО, а в графе «Психиатрическая больница» - надпись «Недействительно пр. № 695»;

- обращение ФИО в ОГУБЗ «Областная больница» от 10.06.2013г. о включении его в состав поликлинической комиссии по проведению медицинских осмотров;

- письмо ОГУБЗ «Областная больница» ИП ФИО от 03.07.2013 № 1126 об отказе во включении в состав поликлинической комиссии по проведению медицинских осмотров в связи с заключением Договора с ОГБУЗ «Психиатрическая больница».

 

По результатам проведенного анализа документов, представленных ОГБУЗ «Областная больница» и ОКГКУЗ «Психиатрическая больница» установлено следующее.

Между ОГБУЗ «Областная больница» и ОКГКУЗ «Психиатрическая больница» заключен Договор об участии в комиссии при проведении медицинских осмотров и освидетельствований граждан от 10 мая 2013 года.  Частью 2 «Обязанности сторон» указанного договора установлено:

ОГБУЗ «Областная больница» обязуется:

- направлять лиц, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, медицинские освидетельствования, предусматривающие участие врачей психиатров, психиатров-наркологов в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации в ОГКУЗ «Психиатрическая больница»;

 ОГКУЗ «Психиатрическая больница» обязуется:

- осуществлять в рамках проводимых ОГБУЗ «Областная больница» медицинских осмотров освидетельствование граждан врачами психиатрами и психиатрами-наркологами диспансерного отделения.

 

В силу статьи 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 55 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусматривает, что диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Исключение сделано лишь для лечения больных наркоманией, которое должно проводиться только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.09.2010 № 831н установлен  единый образец медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, в пунктах 14, 15 которой указано «Врач-психиатр-нарколог, врач – психиатр наркологического диспансера (кабинета)… заключение (противопоказания имеются/отсутствуют)».

Приказом Минздрава РФ от 11.09.2000 № 344 (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2010 № 512н) утверждена учетная форма «Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия».  Медицинское заключение содержит указание наличия/отсутствие противопоказаний врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога.

Согласно пункту 18 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н, при поступлении на государственную гражданскую (муниципальную) службу гражданин представляет в государственный орган (орган муниципального образования) Заключение, выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям "психиатрия" и "психиатрия-наркология".

То есть, согласно вышеуказанным документам при медицинском освидетельствовании  в нем обязательно принимают участие врач-психиатр и врач-психиатр-нарколог. Задачей данных врачей-специалистов является установление наличия либо отсутствия противопоказаний для осуществления указанных видов деятельности. В частности, противопоказаниями являются:

- при медицинском освидетельствовании кандидатов в водители автомобилей (категории B): наличие пограничной умственной отсталости и задержки умственного развития; эпилепсии и синкопальных состояний; алкоголизма, наркомании, токсикомании (согласно Постановлению Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 23.09.2002));

- при проведении экспертизы на право владения оружием: наличие хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями алкоголизма, наркомании или токсикомании (согласно Постановлению Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (ред. от 04.03.2010));

            - при поступлении на государственную гражданскую (муниципальную) службу: психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, болезни нервной системы.

Вышеуказанными нормами закона не установлены ограничения на проведение медицинского освидетельствования в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности, и не ограничены организационно-правовые формы таких учреждений (организаций).

В частности, Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 N 522, определено, что учреждением, оказывающим внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, является учреждение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, прошедшее в установленном порядке лицензирование и получившее право на деятельность по оказанию психиатрической помощи.

Виды психиатрической помощи, оказываемые данными учреждениями, указываются в лицензиях.

Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи-психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств, кандидатов для поступления на государственную гражданскую (муниципальную) службу, претендентов на получение лицензии на право приобретения оружия.

 

ФИО, согласно Свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 13.10.2008г., зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 308790728700015.

ИП ФИО имеет Лицензию № 79-01-000090 от 25.02.2010 на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной помощи по психиатрии-наркологии, Лицензию № 79-01-000076 от 24.11.2009  на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной помощи по психиатрии.

 

В результате проведенного Еврейским УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг, в том числе проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, предусматривающих участие врачей психиатров-наркологов в географических границах муниципального образования «Город Биробиджан» по итогам 2012 год -9 месяцев 2013года установлено следующее.

В соответствии  с пунктом 46 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании видов деятельности" (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") медицинская деятельность является лицензируемой.

Основным нормативным актом, регламентирующим лицензирование медицинской деятельности является  Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" (далее - Постановление о лицензировании).

Согласно пункту 3 Постановления о лицензировании медицинская деятельность составляет собой работы (услуги) в соответствии с приложением к данному Постановлению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, с изменениями, утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, рассматриваемые в рынке услуги относят к разделу N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подразделу NА «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», классу 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подклассу 85.1 «Деятельность в области здравоохранения».

Медицинские услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения, относимые Общероссийскими классификаторами к группе 85.1 – «Деятельности в области здравоохранения» (ОКВЭД) или 85.1 - «Услуги в области охраны здоровья человека» (ОКПД), не имеют сопоставимых по существенным свойствам услуг, входящих с ними в одну классификационную группу.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка являются платные медицинские услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения населению в амбулаторно-поликлинических условиях, в условиях стационара, врачами-специалистами в соответствии с лицензией учреждения на осуществление медицинской деятельности.

Медицинскую деятельность, в том числе проведение медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, предусматривающих участие врачей психиатров-наркологов, в установленных данным исследованием географических и продуктовых границах, осуществляло в указанный период четыре хозяйствующих субъекта:

  1. Областное государственное казённое учреждение здравоохранения                   «Психиатрическая больница»;
  2. Индивидуальный предприниматель ФИО;
  3. Индивидуальный предприниматель ФИО;
  4. ООО «Лекарь».

Сводные результаты оценки состояния конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризуют рынок медицинских услуг, в том числе проведение медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, предусматривающих участие врачей психиатров-наркологов на территории муниципального образования «Город Биробиджан» за 2012 год  - 9 месяцев 2013 года как  высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

 

До заседания Комиссии ОКГУЗ «Психиатрическая больница» и ОГБУЗ «Областная больница» представили объяснения о том, что ОГБУЗ «Областная больница» не заключает договор о включении врача психиатра-нарколога ФИО в состав комиссии по допуску граждан к управлению транспортными средствами в связи с отсутствием у ФИО системы учета и регистрации обратившихся больных, лицензии на проведение медицинских освидетельствований в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 291 от 16.04.2010 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»). Считают, что в состав врачебных комиссий должны входить врачи-психиатры и врачи-психиатры-наркологи наркологического и психоневрологического диспансера.

В заседании Комиссии Еврейского УФАС России ОКГУЗ «Психиатрическая больница» и ОГБУЗ «Областная больница» поддержали свои доводы, изложенные в письменных пояснениях, дело о нарушении антимонопольного законодательства просили прекратить.

 

Доводы ОКГУЗ «Психиатрическая больница» и ОГБУЗ «Областная больница» не принимаются по следующим основаниям.

 

ИП ФИО имеет Лицензию № 79-01-000090 от 25.02.2010 на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной помощи по психиатрии-наркологии, Лицензию № 79-01-000076 от 24.11.2009  на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной помощи по психиатрии. Согласно данных лицензий ИП ФИО имеет право давать заключения врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога, но не может давать заключения по медицинскому освидетельствованию. Данные заключения выдаются комиссией, в которую входят врачи-специалисты и которая осуществляет деятельность в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

У ИП ФИО имеется система учета и регистрации обратившихся к нему лиц, общая же база по региону отсутствует. Таким образом, пациент, наблюдавшийся у иного врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога, может быть не зарегистрирован в базе данных ОКГУЗ «Психиатрическая больница».

ИП ФИО письмом от 03.07.2013 № 1126 прямо отказано ОГБУЗ «Областная больница» в заключении договора об участии в комиссиях при проведении медицинских осмотров и освидетельствовании граждан со ссылкой на Договор об участии в комиссиях при проведении медицинских осмотров и освидетельствовании граждан от 10.05.2013г., заключенный между ОГБУЗ «Областная больница» и ОКГУЗ «Психиатрическая больница».

 

В соответствии с пунктом 3 части 4  статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Нарушение при заключении соглашений запретов, установленных  частью 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», может выражаться в следующем: в фактическом взаимодействии медицинских учреждений по оказанию медицинских услуг только через указанное медицинское учреждение; в наличии взаимной заинтересованности медицинских учреждений в виде получения материальной выгоды; в отсутствии у потребителя медицинской услуги информации о праве выбора иного медицинского учреждения (врача); в невозможности (ограничении) входа на рынок медицинских услуг (услуг врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога) других хозяйствующих субъектов.

            Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

           

            Изучив материалы дела, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к выводу, что о заключении между ОКГУЗ «Психиатрическая больница» и ОГБУЗ «Областная больница» противоправного соглашения, запрещенного статьей 11 ФЗ «О защите конкуренции», свидетельствуют следующие обстоятельства:

            - медицинское заключение выдавалось ОГБУЗ «Областная больница» под условием прохождения всех специалистов, указанных в типовых формах;

            - в типовых формах медицинского заключения было вписано конкретное медицинское учреждение, в котором можно было получить заключение врача-психиатра и врача-психиатра-нарколога, - ОКГУЗ «Психиатрическая больница»;

            - в пункте 2.1 Договора от 10.05.2013г. указано, что ОГБУЗ «Областная больница» направляет лиц, проходящих медицинские осмотры в ОКГУЗ «Психиатрическая больница»;

            - медицинские осмотры врачами-психиатрами и врачами-психиатрами-наркологами по направлениям ОГБУЗ «Областная больница»
осуществлялись исключительно ОКГУЗ «Психиатрическая больница»;

            - отсутствие доказательств прохождения медицинских осмотров врачами-психиатрами и врачами-психиатрами-наркологами в иных медицинских учреждениях, организациях и у индивидуальных предпринимателей;

            - отказ ОГБУЗ «Областная больница» по включению ИП ФИО в комиссии по проведению медицинских осмотров и освидетельствований граждан, со ссылкой на наличие договорных отношений между ОГБУЗ «Областная больница» и ОКГУЗ «Психиатрическая больница».

            Таким образом, наличие Договора об участии в комиссии по проведению медицинских осмотров и освидетельствований граждан, заключенного 10 мая 2013 года ОГБУЗ «Областная больница» и ОКГУЗ «Психиатрическая больница», его реализация в форме включения в бланки медицинских заключений, наименования конкретного медицинского учреждения - ОКГУЗ «Психиатрическая больница», а также направление лиц в указанное учреждение в устной форме, в совокупности подтверждает наличие между ОГБУЗ «Областная больница» и ОКГУЗ «Психиатрическая больница» соглашения, направленного на ограничение конкуренции на рынке платных медицинских услуг, в том числе проведение медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, предусматривающих участие врачей-психиатров, врачей-психиатров-наркологов.

Договор, заключенный между ОГБУЗ «Областная больница» и ОКГУЗ «Психиатрическая больница»  противоречит пункту 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку создает индивидуальному предпринимателю ФИО препятствия доступа на товарный рынок медицинских услуг, а именно выдачи заключений врача психиатра, психиатра-нарколога для медицинских осмотров, водительских комиссий, заключений для поступления на госслужбу, на получение лицензии на право приобретения оружия.

 Таким образом, ОГБУЗ «Областная больница», не принимая заключения ИП ФИО, нарушает право заявителя, имеющего лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность в данной сфере.

           

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОГБУЗ «Областная больница» и ОГКУЗ «Психиатрическая больница» нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок, в части заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке медицинских услуг – Договора об участии в комиссии по проведению медицинских осмотров и освидетельствований граждан от 10 мая 2013 года.

2. Выдать предписание ОГБУЗ «Областная больница» и ОГКУЗ «Психиатрическая больница» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии:                                                                     ФИО                                                                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                      ФИО

 

                                                                                                   ФИО

                                                                                                  

                                                                                                    ФИО

 

 

 

 

 

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны