Решение №3/04-р Решение по делу по признакам нарушения законодательства о ре... от 1 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

24 июня 2016 г.                                                                                      г. Биробиджан

 

Комиссия Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Лунев А.А. - руководитель  Еврейского УФАС России;

Члены Комиссии:

Балобанов П.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;

Павельева Л.В.  – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»  «ФИО»  (доверенность № 28АА 0687113 от 24 сентября 2015 года),

рассмотрев материалы дела № 3/04-р по признакам нарушения требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в размещении ненадлежащей рекламы кредита «Просто 15».

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России  в апреле 2016 года отслежена  реклама (хронометраж 20 секунд) кредита «15 % пора перемен» ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», распространяемая на телевизионных каналах вещания «СТС-Биробиджан», «Губерния-Биробиджан» в г. Биробиджане, в которой содержалась:

1 ролик

На экране изображена семья

Звуковая информация:

Мама: Мы с папой решили оплатить твои тренировки.

Папа: Мы купим тебе новую форму – ты будешь нашим чемпионом. Ты станешь великим.

Сын: Хоккеистом!

Голос за кадром: Возьмите кредит на счастливое будущее вашего ребенка. Ставка 15% годовых. Банк АТБ. Кредит «Просто 15». Настала пора перемен.

Мама: Вообще-то мы говорили про танцы.

Текст на экране:

Крупным шрифтом:

-15% кредит. АТБ пора перемен. 8 800 775 2444 www.atb.su

Мелким шрифтом:

- ПСК 15,074-15,146% годовых. Срок 6 мес. 1 год, сумм: 30 тыс.-100 тыс. руб. Срок действия договора: до полного исполнения обязательств сторон.

- Гашение кредита через кассу Банка 110 рублей, терминалы самообслуживания банка (за исключением терминала, через который бесплатно гасится кредит) 50 рублей за каждый платеж. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) Ген. Лиц. ЦБ РФ 1810.

 

2 ролик

На экране изображена пожилая пара

Звуковая информация:

Женщина: Ты взял кредит и купил культиватор? Чтобы выращивать овощи и собирать урожай? Но это же дорого!

Мужчина: Нет, это экономно.

Женщина: значит овощи больше покупать не будем?

Мужчина: Угу.

Текст на экране:

Крупным шрифтом:

-15% кредит. АТБ пора перемен. 8 800 775 2444 www.atb.su

Мелким шрифтом:

- ПСК 15,074-15,146 % годовых. Срок 6 мес. 1 год, сумм: 30 тыс.-100 тыс. руб. Срок действия договора: до полного исполнения обязательств сторон.

- Гашение кредита через кассу Банка 110 рублей, терминалы самообслуживания банка (за исключением терминала, через который бесплатно гасится кредит) 50 рублей за каждый платеж. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) Ген. Лиц. ЦБ РФ 1810.

 

Также установлено, что в г. Биробиджане по ул. Пионерская, 82 размещен рекламный щит, следующего содержания:

На банере изображен мужчина

Крупным шрифтом:

-15% кредит. АТБ пора перемен. 8 800 775 2444 www.atb.su

Мелким шрифтом:

- ПСК 15,074-15,146 % годовых. 15 % годовых. Срок 6 мес. 1 год, сумм: 30 тыс.-100 тыс. руб. Срок действия договора: до полного исполнения обязательств сторон.

- Гашение кредита через кассу Банка 110 рублей, терминалы самообслуживания банка (за исключением терминала, через который бесплатно гасится кредит) 50 рублей за каждый платеж. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО).

 

          В процессе служебного расследования было установлено, что на распространение телевизионной рекламы имеется Договор возмездного оказания услуг от 17.12.2015 и Дополнительное соглашение № 5 от 01.03.2016, в соответствии с которым ООО «Амур Медиа Консалтинг» оказало ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» услуги по размещению рекламы банковского продукта «Просто 15» в эфире телеканалов «СТС-Биробиджан», «Губерния-Биробиджан» в г. Биробиджане.

          По информации ООО «Амур Медиа Консалтинг» содержание рекламных роликов «Просто 15» определено ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк». Для размещения на телеканалах банком был представлен уже изготовленный ролик.

 

          На основании пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В рекламе «Просто 15» ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (далее ПАО «АТБ», банк) крупным шрифтом указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 15 % годовых. Однако, мелким шрифтом в рекламе также указана другая процентная ставка по кредиту - 15,074-15,146 % годовых. Остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита формально присутствуют в рекламе. В телевизионной рекламе данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

На рекламной конструкции также данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 15 % годовых, однако процентная ставка по кредиту составляет 15,074-15,146 %.

 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и указанной мелким шрифтом информации об остальных условиях кредита, форма предоставления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Таким образом, реклама кредита ПАО «АТБ» распространялась с нарушением пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (юридический адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 225) определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Данный факт подтверждается письмом ООО «Амур Медиа Консалтинг» (вх. 02/4-531 от 16.05.2016).

 

В заседании комиссии представитель банка заявила, что при размещении рекламы на телевидении и на баннере банком соблюдены требования  рекламного законодательства, а именно в рекламе указаны все условия кредита. Также представитель банка заявила, что реклама банка имеет продолжительность более 10 секунд. Учитывая, что каждый человек имеет свои физиологические особенности в части скорости усвоения визуальной информации, сделать однозначный вывод о том, что потенциальному потребителю недостаточно времени для усвоения смысла рекламного ролика нельзя. Необходимо также учесть тот факт, что человек зрительно информацию воспринимает гораздо быстрее, чем проговаривает ее, это характерно абсолютно для каждого человека. На сегодняшний день в законодательстве отсутствует норма, регламентирующая требования по длительности трансляции рекламных роликов, поэтому рекламодатель имеет возможность выбирать временной промежуток для трансляции рекламных роликов самостоятельно, чем и воспользовался банк не нарушая при этом какой-то конкретной нормы права.

 

Доводы представителя ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» не принимаются по следующим основаниям.

 

Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, транслируется короткое время, при этом существенные условия транслируются не сначала ролика, одна надпись быстро сменяется другой, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию в полном объеме. Существенное условие, влияющее на стоимость кредита процентная ставка 15% годовых указана крупным шрифтом, хотя на самом деле процентная ставка составляет 15,074-15,146 %. На баннере, размещенном по ул. Пионерская, д. 82 процентная ставка 15% указана большим белым шрифтом на красном фоне, телефон и адрес сайта банка указан черным цветом на белом фоне, что дает возможность потребителю воспринять данную информацию. Процентная ставка 15,074-15,146 %, а также остальные условия кредита указаны серым мелким шрифтом на белом фоне. Данная информация для потребителя с нормальным зрением не читаема.

 

Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, они указаны мелким шрифтом и форма предоставления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Отсутствие в рекламе информации, об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и на фактическую стоимость кредита для заемщика ПАО «АТБ», вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора, договора займа), что является нарушением пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

          Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в обществе, формируется из тех выплат, которые осуществит заемщик по договору займа в течении срока, на который выдан заем, исходя из суммы займа. Стоимость займа (кредита) складывается из суммы заемных средств, процентной ставки, срока погашения займа (кредита), платы за его досрочное возвращение и иных условий, прямо предусмотренных в договоре между сторонами.

          Таким образом, указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно изменить стоимость займа (кредита) и повлиять на сумму расходов заемщика.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать рекламу «Просто 15», распространяемую в апреле 2016 года на канале «СТС-Биробиджан», «Губерния-Биробиджан» в г. Биробиджане, а также наружную рекламу по адресу: г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 82 ненадлежащей.

2. Признать ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» нарушившим пункт 4 части 3, часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Еврейского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  ЕАО в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

                                 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                        А.А. Лунев                                                                                        

Члены Комиссии:                                                                            П.В. Балобанов  

 

                                                                                                                Л.В. Павельева                                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны