Определение №3/04-р ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела по признакам нарушения закон... от 1 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 3/04-р по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
23.05.2016 г. г. Биробиджан
Председатель Комиссии Еврейского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Лунев Андрей Анатольевич, рассмотрев материалы, представленные отделом антимонопольного контроля и рекламы, о нарушении требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившиеся в размещении ненадлежащей рекламы финансовых услуг.
УСТАНОВИЛ:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Еврейским УФАС России в апреле 2016 года отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) кредита «15 % пора премен» ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», распространяемая на телевизионных каналах вещания «СТС-Биробиджан», «Губерния-Биробиджан» в г. Биробиджане, в которой содержалась:
1 ролик
На экране изображена семья
Звуковая информация:
Мама: Мы с папой решили оплатить твои тренировки.
Папа: Мы купим тебе новую форму – ты будешь нашим чемпионом. Ты станешь великим.
Сын: Хоккеистом!
Голос за кадром: Возьмите кредит на счастливое будущее вашего ребенка. Ставка 15% годовых. Банк АТБ. Кредит «Просто 15». Настала пора перемен.
Мама: Вообще-то мы говорили про танцы.
Текст на экране:
Крупным шрифтом:
-15% кредит. АТБ пора перемен. 8 800 775 2444 www.atb.su
Мелким шрифтом:
- ПСК 15,074-15,146% годовых. Срок 6 мес. 1 год, сумм: 30 тыс.-100 тыс. руб. Срок действия договора: до полного исполнения обязательств сторон.
- Гашение кредита через кассу Банка 110 рублей, терминалы самообслуживания банка (за исключением терминала, через который бесплатно гасится кредит) 50 рублей за каждый платеж. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) Ген. Лиц. ЦБ РФ 1810.
2 ролик
На экране изображена пожилая пара
Звуковая информация:
Женщина: Ты взял кредит и купил культиватор? Чтобы выращивать овощи и собирать урожай? Но это же дорого!
Мужчина: Нет, это экономно.
Женщина: значит овощи больше покупать не будем?
Мужчина: Угу.
Текст на экране:
Крупным шрифтом:
-15% кредит. АТБ пора перемен. 8 800 775 2444 www.atb.su
Мелким шрифтом:
- ПСК 15,074-15,146 % годовых. Срок 6 мес. 1 год, сумм: 30 тыс.-100 тыс. руб. Срок действия договора: до полного исполнения обязательств сторон.
- Гашение кредита через кассу Банка 110 рублей, терминалы самообслуживания банка (за исключением терминала, через который бесплатно гасится кредит) 50 рублей за каждый платеж. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) Ген. Лиц. ЦБ РФ 1810.
Также установлено, что в г. Биробиджане по ул. Пионерская, 82 размещен рекламный щит, следующего содержания:
На банере изображен мужчина
Крупным шрифтом:
-15% кредит. АТБ пора перемен. 8 800 775 2444 www.atb.su
Мелким шрифтом:
- ПСК 15,074-15,146 % годовых. 15 % годовых. Срок 6 мес. 1 год, сумм: 30 тыс.-100 тыс. руб. Срок действия договора: до полного исполнения обязательств сторон.
- Гашение кредита через кассу Банка 110 рублей, терминалы самообслуживания банка (за исключением терминала, через который бесплатно гасится кредит) 50 рублей за каждый платеж. «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО).
В процессе служебного расследования было установлено, что на распространение телевизионной рекламы имеется Договор возмездного оказания услуг от 17.12.2015 и Дополнительное соглашение № 5 от 01.03.2016, в соответствии с которой ООО «Амур Медиа Консалтинг» оказало ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» услуги по размещению рекламы банковского продукта «Просто 15» в эфире телеканалов «СТС-Биробиджан», «Губерния-Биробиджан» в г. Биробиджане.
По информации ООО «Амур Медиа Консалтинг» содержание рекламных роликов «Просто 15» определено ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк». Для размещения на телеканалах банком был представлен уже изготовленный ролик.
На основании пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе») недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе «Просто 15» ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» (далее ПАО «АТБ», банк) крупным шрифтом указывает такие условия договора, как процентная ставка по кредиту – 15 % годовых. Однако, мелким шрифтом в рекламе также указана другая процентная ставка по кредиту - 15,074-15,146 % годовых. Остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита формально присутствуют в рекламе. В телевизионной рекламе данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.
На рекламной конструкции также данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо указанной в рекламе информации о процентах крупным шрифтом и указанной мелким шрифтом информации об остальных условиях кредита, форма предоставления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, стимулируя население для обращения в кредитную организацию для заключения кредитного договора, реклама фактически не содержит других существенных условий кредита. Необходимая дополнительная существенная информация указана мелким шрифтом, и транслируется короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять данную информацию. Реклама вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно взять кредит под 15 % годовых, однако процентная ставка по кредиту составляет 15,074-15,146 %.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентах и указанной мелким шрифтом информации об остальных условиях кредита, форма предоставления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Таким образом, реклама кредита ПАО «АТБ» распространялась с нарушением пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (юридический адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 225) определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Данный факт подтверждается письмом ООО «Амур Медиа Консалтинг» (вх. 02/4-531 от 16.05.2016).
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 3/04-р по признакам нарушения законодательства о рекламе.
2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе Публичное акционерное общество «Азиатско-Тихоокеанский Банк».
3. Назначить дело № 3/04-р к рассмотрению на 15 июня 2016 года в 10-00 час. по адресу: г. Биробиджан, ул. Постышева, 3.
4. ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» в срок до 10 июня 2016 года представить в Еврейское УФАС России следующую информацию и документы:
- копию свидетельства о постановке на налоговый учет ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»;
- копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
- рекламные ролики «15% пора перемен», согласованные с рекламораспространителем.
Явка ответчика по делу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе обязательна (при себе иметь паспорт).
Председатель комиссии А.А. Лунев