Решение №№ 079/06/106-49/2021 Решение от 16 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 079/06/106-49/2021

  о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения  объявлена  «16» ноября 2021 года           г. Биробиджан

В полном объеме   решение  изготовлено «19» ноября 2021 года  

                                                                           

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России)  в составе:

 

 

Председатель комиссии:

 

 

 

 

Члены комиссии:  

<…>

<…>

 

<…>

<…>

- при участии  посредством видеоконференцсвязи представителя Заявителя - <…>

- при участии  посредством видеоконференцсвязи представителя государственного заказчика <…>,

рассмотрев жалобу <…> на действия государственного заказчика – <…>, о нарушении требований  Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (извещение от 01.11.2021 № 0378200007221000095), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014  № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила <…> (далее – Заявитель) <…> на действия государственного заказчика – <…> (далее – Заказчик) о нарушении требований  Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (извещение от 01.11.2021 № 0378200007221000095).

            Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона                             о контрактной системе.

 

В жалобе Заявителя указано следующее:

«01.11.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу http://zakupki.gov.ru <…> (далее – Заказчик) было размещено извещение № 0378200007221000095 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее – Аукцион).

Изучив документацию об электронном аукционе на поставку медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее – документация об электронном аукционе) Заявитель считает, что настоящий Аукцион проводится с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что документация об электронном аукционе составлена с нарушением Закона о контрактной системе, Заявитель не может принять участие в данном Аукционе.

  1. В соответствии с наименованием объекта закупки Заказчику требуется Анализатор культуры крови полуавтоматический.

В описании объекта закупки Заказчик установил иное наименование закупаемого товара – Анализатор культуры крови.

Так же в соответствии с описанием объекта закупки Заказчику указал код КТРУ: 26.60.12.119-00000159 к которому относится иное медицинское изделие  - Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический.

Указав в документации о закупки три разных наименования закупаемого товара заказчик вводит участников закупки в заблуждение и нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с требованиями к характеристикам, установленным в описании объекта закупки заказчику требуется  не Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов, а Анализатор культуры крови.

К таким требованиям относятся следующие:

- Исследование крови на стерильность;

- Детекция аэробных, анаэробных микроорганизмов, грибов, дрожжей, микобактерий;

- Детекция не менее 90% положительных результатов в течение первых суток;

- Питательные среды для детекции роста аэробных, анаэробных микроорганизмов, грибов, дрожжей и микобактерий, а также педиатрические среды;

- Подключение дополнительных микробиологических автоматических систем (например, инструмент для идентификации микроорганизмов и постановки лекарственной чувствительности) в единую систему сбора результатов исследований.

  Исходя из определения слова «Детекция» ( Е. Деконенко, Е. А. Ткаченко, «Хантавирусы и хантавирусные инфекции», 2004 г.) – это обнаружение, выявление, нахождение чего либо.

Идентификация микроорганизмов – определение видовой или типовой принадлежности микробов. (Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание)

Таким образом, в описании объекта закупки установлено только требование о наличии функции детекции микроорганизмов (обнаружение), и не содержится требования о наличии функции идентификации микроорганизмов (определение видовой принадлежности).

В соответствии с Описанием объекта закупки установлено следующее требование:

- «Подключение дополнительных микробиологических автоматических систем (например, инструмент для идентификации микроорганизмов и постановки лекарственной чувствительности) в единую систему сбора результатов исследований.

Исходя из этого требования, также следует, что требуемый анализатор не поддерживает функцию идентификации микроорганизмов.

Исходя из всего вышеизложенного заказчиком не верно был выбран код КТРУ 26.60.12.119-00000159 с наименованием «Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический».

Считаем, что наиболее подходящим описанию объекта закупки и наименованию объекта закупки является код КТРУ 26.60.12.119-00000188 с наименованием «Анализатор культуры крови ИВД, автоматический».

Там же содержится и описание данного медицинского изделия, которое относится к коду вида 144210.

«Анализатор культуры крови ИВД, автоматический» - это лабораторный прибор, работающий от сети (от сети переменного тока), предназначенный для использования при качественном и/или количественном определении in vitro роста микрооргазнизмов в образце культуры крови или другом клиническом образце с последующей идентификацией микроорганизма или без нее. Изменения в продукции метаболита могут быть определены посредством радиометрически меченого поглощения субстрата, инфракрасного спектрофотометрического определения СО2, флуорометрического определения поглощения флуоресцентного субстрата, фотометрического определения изменения опалесценции и/или колориметрического определения изменения цвета под воздействием pH. Все этапы процедуры полностью автоматизированы.

Таким образом, не применив верный код КТРУ при закупке Анализатора культуры крови ИВД, автоматического заказчик нарушил ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ, а также п. 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.

  1. Описание объекта закупки содержит исключительные требования к характеристикам товара, которые указывают в совокупности на конкретную модель конкретного производителя, а именно - Анализатор бактериологический BD BACTEC, Бектон Дикинсон США, что является прямым ограничением конкуренции.

К таким исключительным характеристикам относятся следующие:

Таблица 1

Описание (характеристики) товара

Наименование показателя

Значение показателя

Возможность подсоединения дополнительных инкубационных модулей

На не менее 40 флаконов и увеличение общей емкости до не менее 160 флаконов

Расположение сенсорного экрана инструмента непосредственно в поле зрения оператора при загрузке прибора

Наличие

Возможность исследования образца, хранившегося до не менее 48 часов - при комнатной температуре, без влияния на качество исследования.

Наличие

Автоматическая оценка результата исследования основана на не менее 16 различных алгоритмах

Наличие

Немедленное оповещение о наличии флаконов с положительными гемокультурами с помощью очевидных индикаторных ламп на передней панели прибора, с помощью сигнала на дисплее монитора и с помощью звукового сигнала

Наличие

Безопасные системы для последующего субкультивирования положительных культур

Наличие

Питательные среды для детекции роста аэробных, анаэробных микроорганизмов, грибов, дрожжей и микобактерий, а также педиатрические среды.

Наличие

Селективные среды для грибов, ингибирующей рост бактериальной флоры для изолированного обнаружения грибов в крови при смешанных инфекциях

Наличие

Литические среды для обнаружения частично фагоцитированных микроорганизмов

Наличие

Подключение дополнительных микробиологических автоматических систем (например, инструмент для идентификации микроорганизмов и постановки лекарственной чувствительности) в единую систему сбора результатов исследований   

Наличие

Габаритные размеры, см

Не более 40*68*59

набор для пересева культур из флаконов – не менее 150 флаконов, среда для культивирования дрожжей и грибов – не менее 100 флаконов

Наличие

 

В совокупности данными характеристиками обладает только один анализатор – это Анализатор бактериологический BD BACTEC, Бектон Дикинсон США.

В то время, как анализаторы других производителей выполняют те же функции, что и Анализатор бактериологический BD BACTEC FX, Бектон Дикинсон США и также предназначены для определения бактерий и/или дрожжей, выделенных из клинического образца.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской федерации № 464н от 18 мая 2021 года «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований» (далее- Приказ 464н), приложение 8, Лаборатория инфекционной больницы должна иметь в наличии для проведения микробиологических исследований одной из указанных позиций в п. 17 (приложения 8, приказа 464н), а именно: код вида 144210, код вида 144180, код вида 245230.

В соответствии с государственным реестром медицинских изделий под данными кодами зарегистрированы следующие производители:

- ЮНОНА® LABSTAR 100;

- BACT/ALERT 3D, "биоМерье СА";

- BD BACTEC FX, Бектон Дикинсон США.

Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённым Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-30089/2019 от 15.07.2019 по делу №А40-40590/19.

4. В соответствии с 4 разделом ГОСТ Р 55991.7-2014 «Требования к составлению технических заданий для проведения государственных закупок» технические требования должны:

- содержать характеристики высокотехнологичного лабораторного оборудования с точки зрения его предполагаемого использования конечным потребителем;

- не быть избыточными;

- не исключать конкуренцию при закупке высокотехнологичного лабораторного оборудования;

- обеспечивать возможность широкого выбора с точки зрения цены и качества товара.

В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 55991.7-2014  технические требования должны быть составлены таким образом, чтобы обеспечить максимально широкую конкуренцию и в то же время дать четкое представление о необходимых стандартах безопасности и качества исполнения, материалах и эксплуатационных характеристиках закупаемого оборудования, транспортировке, упаковке и условиях хранения оборудования.

Требования, установленные в описании объекта закупки и указанные в таблице 1 настоящей жалобы в нарушение положений 4 раздела ГОСТ Р 55991.7-2014 являются избыточными, исключают конкуренцию и не обеспечивают возможность широкого выбора с точки зрения цены и качества товара, а так же  не являются основополагающими при проведении анализа крови на стерильность и не влияют на качество и результат, проводимых исследований.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Законом № 135-ФЗ.

Описание объекта закупки сформировано таким образом, что к поставке может быть предложен уникальный товар единственного производителя - Анализатор бактериологический BD BACTEC, Бектон Дикинсон США, что приводит к незаконному ограничению возможности поставщиков товаров с аналогичными функциями и свойствами участвовать в аукционе, и ставит их в неравные условия.

Обращаем внимание, что уже имеется практика, где заказчика признают нарушившим законодательство о контрактной системе по закупке, сформированной аналогичным образом:

  1. Решение УФАС по Ивановской области от 28.09.2021 года № 037/06/33-522/2021 по закупке медицинского оборудования (Анализатор культуры крови ИВД, автоматический) (номер извещения 0133200001721002561);
  2.  Решение УФАС по Пензенской области  от 18.10.2021 г. № 058/06/106-935/2021 по закупке медицинского оборудования (Анализатор культуры крови, автоматический) ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» (извещение № 0855200000521002278).

Кроме того, рыночные цены аналогичных анализаторов других производителей начинаются от 1 600 000,00 рублей (анализатор бактериологический автоматический Юнона® LABSTAR 100).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 244 285,00 рублей. К поставке требуется 1 единица.

Таким образом, заказчик может быть привлечен к административной, уголовной и материальной ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств.

В случае, если заказчик исключит из описания объекта закупки требования, ограничивающие конкуренцию, он сможет получить в рамках данной закупки в несколько раз больше требуемых товаров.

  1. Кроме того, согласно извещению о проведении закупки и пункту 34.2.1. информационной карты, в данном Аукционе установлено ограничение  допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

П. 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень 1).

Согласно примечанию к Перечню 1 при применении такого перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об аукционе объектом закупки является поставка Анализатора культуры крови, полуавтоматические.

Перечень 1 содержит код ОКПД2 26.60.12.119, с указанием наименования медицинского изделия - Анализаторы биохимические, в том числе автоматические.

В соответствии с п. 3.5. ГОСТ Р 55991.1-2014 «Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок» биохимические исследования - это исследования биологических жидкостей человека для выявления изменений состава биоматериала и концентраций конкретных веществ или химических соединений с целью получения информации о протекании жизненно важных процессов в организме человека для оценки состояния всего организма, систем органов или конкретных органов. К биохимическим исследованиям относятся количественные и полуколичественные исследования глюкозы и метаболитов углеводного обмена, белков и аминокислот, низкомолекулярных азотистых веществ, пигментов, липидов, ферментов, неорганических веществ, специфических белков, наркотических, токсических и лекарственных веществ.

Анализаторы биохимические – это специализированное оборудование  для производства лабораторных исследований на содержание веществ (электролитов, ферментов, гормонов и прочее) в образце крови пациентов. Итогом работы является — определение наличия и концентрация  указанных выше веществ в исследуемом образце биологического материала. Биохимический анализатор производя исследования способен осуществлять как стандартные тесты на определение биохимического состава образца так и срочные исследования.

Анализатор культуры крови, который является объектом закупки, не является биохимическим анализатором.

Данный факт также подтверждает описание медицинского изделия из кода номенклатурной классификации по видам медицинских изделий 245230 «Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД», который заказчик указывает в своей документации - это Лабораторный прибор, работающий от сети (на переменном токе), предназначенный для определения бактерий и/или дрожжей, выделенных из клинического образца, характеризующий их морфологию, ферментацию субстрата и/или биохимическую реактивность, используя технологию определения роста, которая может включать иммуноанализ, колориметрию, хроматографию и/или продукцию углекислого газа (СО2). Устройство работает при минимальном участии техника и полной автоматизации всех процедурных этапов.

Обращаю внимание, что заказчик в данной закупке указывает три разных наименования медицинских изделий – Анализатор культуры крови полуавтоматический/Анализатор культуры крови / Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический, но все они не являются биохимическим анализатором, а значит не содержатся в Перечне 1.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе заказчиком не правомерно применено Постановление № 102.

Исходя из всего вышеизложенного, документация об электронном аукционе содержит в себе нарушения требований ст. 8, ч. 3 статьи 14, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а также п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о конкуренции и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»

 

В адрес Еврейского УФАС России поступило возражение по жалобе Заявителя (вход. № 01/5-1086 от 15.11.2021), в котором указано следующее:

«На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 01.11.2021 года было размещено извещение № 0378200007221000095 и документация аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

09.11.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы ЕАО была подана жалоба (Номер уведомления о принятии жалобы к рассмотрению 5-1853, номер реестровой записи, сформированной органом контроля 079/06/106-49/2021) от <…> на положения вышеуказанной документации - <…> о нарушении требований ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий. Окончание подачи заявок определено в извещении о проведении электронного аукциона 09.11.2021 08:00.

<…> (далее «Податель жалобы») видимо имеет намерение выступить в качестве участника аукциона, и перечислил причины, мешающие, по его мнению, воспользоваться своим правом, якобы в соответствии с положениями 44-ФЗ, действующего на территории Российской Федерации.

В возражении на жалобу, сообщаем, что, составляя техническое задание, Заказчик отразил требования к наименованию, количеству и характеристикам товара, необходимого для поставки оборудования в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 мая 2021 г. № 464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований".

Пункт 1. В соответствии с наименованием объекта закупки Заказчику требуется Анализатор культуры крови полуавтоматический.

В описании объекта закупки Заказчик установил иное наименование закупаемого товара-Анализатор культуры крови.

Так же в соответствии с описанием объекта закупки Заказчику указал код КТРУ: 26.60.12.119 -159 к которому относится иное медицинское изделие - Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический.

Указав в документации о закупки три разных наименования закупаемого товара, заказчик вводит участников закупки в заблуждение и нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Возражения на пункт 1 жалобы.

Выбор объекта закупки осуществлялся в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации №464н от 18 мая 2021 года «Об утверждении правил проведения лабораторных исследований»

В Приложении №8 данного приказа «Стандарт оснащения микробиологической лаборатории» в пункте 17* перечислены на выбор заказчика три вида номенклатурной классификации медицинских изделий с соответствующими кодами и наименованиями:

  • Код вида МИ 144 210 Анализатор культур крови, соответствующий КТРУ 26.60.12.119-00000188;
  • Код вида МИ 144180 Анализатор культур крови;
  • Код вида МИ 245230 Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, соответствующий КТРУ 26.60.12.119 -159.

Об этой же ситуации говорит сам Заявитель жалобы в пункте 3:

«Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской федерации № 464н от 18 мая 2021 года «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований» (далее - Приказ 464н), приложение 8, Лаборатория инфекционной больницы должна иметь в наличии для проведения микробиологических исследований одной из указанных позиций в п. 17 (приложения 8, приказа 464н), а именно: код вида 144210, код вида 144180, код вида 245230.

В соответствии с государственным реестром медицинских изделий под данными кодами зарегистрированы следующие производители:

  • ЮНОНА© LABSTAR 100;
  • BACT/ALERT 3D, "биоМерье СА;
  • D ВАСТЕС FX, Бектон Дикинсон США.»

Звездочка после номера пункта означает, что «необходимо наличие одной из указанных позиций», как говорится в Приказе.

Заказчик выбрал из пункта 17* медицинское изделие с кодом 245230 - Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, после чего указал соответствующие ему коды КТРУ 26.60.12.119 -159.

Пункт 2. В соответствии с требованиями к характеристикам, установленным в описании

объекта закупки заказчику, требуется не Анализатор бактериологический для

идентификации микроорганизмов, а Анализатор культуры крови.

К таким требованиям относятся следующие:

  • крови на стерильность;
  • аэробных, анаэробных микроорганизмов, грибов, дрожжей, микобактерий;
  • не менее 90% положительных результатов в течение первых суток;
  • среды для детекции роста аэробных, анаэробных микроорганизмов, грибов, дрожжей и микобактерий, а также педиатрические среды;

Подключение дополнительных микробиологических автоматических систем (например, инструмент для идентификации микроорганизмов и постановки лекарственной чувствительности) в единую систему сбора результатов исследований.

Исходя из определения слова «Детекция» (Е. Деконенко, Е. А. Ткаченко, «Хантавирусы и хантавирусные инфекции», 2004 г.) - это обнаружение, выявление, нахождение чего-либо.

Идентификация микроорганизмов - определение видовой или типовой принадлежности микробов. (Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание)

Таким образом, в описании объекта закупки установлено только требование о наличии функции детекции микроорганизмов (обнаружение), и не содержится требования о наличии функции идентификации микроорганизмов (определение видовой принадлежности).

В соответствии с Описанием объекта закупки установлено следующее требование:

- «Подключение дополнительных микробиологических автоматических систем (например, инструмент для идентификации микроорганизмов и постановки лекарственной чувствительности) в единую систему сбора результатов исследований.

Исходя из этого требования, также следует, что требуемый анализатор не поддерживает функцию идентификации микроорганизмов.

Исходя из всего вышеизложенного заказчиком не верно был выбран код КТРУ 26.60.12.119-00000159 с наименованием «Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический».

Считаем, что наиболее подходящим описанию объекта закупки и наименованию объекта закупки является код КТРУ 26.60,12.119-00000188 с наименованием «Анализатор культуры крови ИВД, автоматический».

Там же содержится и описание данного медицинского изделия, которое относится к коду вида 144210.

«Анализатор культуры крови ИВД, автоматический» - это лабораторный прибор, работающий от сети (от сети переменного тока), предназначенный для использования при качественном и/или количественном определении in vitro роста микрооргазнизмов в образце культуры крови или другом клиническом образце с последующей идентификацией микроорганизма или без нее. Изменения в продукции метаболита могут быть определены посредством радиометрически меченого поглощения субстрата, инфракрасного спектрофотометрического определения С02, флуорометрического определения поглощения флуоресцентного субстрата, фотометрического определения изменения опалесценции и/или колориметрического определения изменения цвета под воздействием pH. Все этапы процедуры полностью автоматизированы.

Таким образом, не применив верный код КТРУ при закупке Анализатора культуры крови ИВД, автоматического заказчик нарушил ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ, а также п. 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.

Возражения на пункт 2 жалобы.

Как уже было сказано, некоторые коды номенклатурной классификации медицинских изделий (коды НКМИ) были введены Минздравом позже, чем осуществлялась выдача РУ и регистрация вышеуказанных медицинских изделий.

Поэтому, некоторые анализаторы культур крови имеют код НКМИ 245230 - Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, а некоторые код НКМИ 144210 Анализатор культуры крови.

Об этой ситуации знает Министерство здравоохранения Российской федерации. Поэтому в Приказе Министерства здравоохранения Российской федерации № 464н от 18 мая 2021 года «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований» (далее - Приказ 464н), приложение 8, «Стандарт оснащения микробиологической лаборатории» указано, что лаборатория должна иметь в наличии для проведения микробиологических исследований одну из указанных позиций в п. 17* (приложения 8, приказа 464н), а именно: код вида 144210, код вида 144180, код вида 245230.

Заказчик выбрал из пункта 17* медицинское изделие с кодом 245230 - Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, после чего указал соответствующие ему коды КТРУ 26.60.12.119 - 159.

Пункт 3. Описание объекта закупки содержит исключительные требования к характеристикам товара, которые указывают в совокупности на конкретную модель конкретного производителя, а именно - Анализатор бактериологический BD ВАСТЕС, Бектон Дикинсон США, что является прямым ограничением конкуренции.

В совокупности данными характеристиками обладает только один анализатор - это Анализатор бактериологический BD ВАСТЕС, Бектон Дикинсон США.

В то время, как анализаторы других производителей выполняют те же функции, что и Анализатор бактериологический BD ВАСТЕС FX, Бектон Дикинсон США и также предназначены для определения бактерий и/или дрожжей, выделенных из клинического образца.

Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской федерации № 464н от 18 мая 2021 года «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований» (далее- Приказ 464н), приложение 8, Лаборатория инфекционной больницы должна иметь в наличии для проведения микробиологических исследований одной из указанных позиций в п. 17 (приложения 8, приказа 464н), а именно: код вида 144210, код вида 144180, код вида 245230.

В соответствии с государственным реестром медицинских изделий под данными кодами зарегистрированы следующие производители:

  • LABSTAR 100;
  1. 3D, "биоМерье СА";
  1. ВАСТЕС FX, Бектон Дикинсон США.

Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённым Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-30089/2019 от 15,07.2019 по делу №А40-40590/19.

Возражения на пункт 3.

Раздел 5 ГОСТ Р 55991.7-2014 «Технические требования, предъявляемые поставщикам автоматических анализаторов для общеклинических исследований, для целей государственных закупок» говорит, что При формировании технического задания для целей государственных закупок к автоматическим анализаторам заказчик руководствуется настоящим ГОСТом и в зависимости от целей, стоящих перед медицинской лабораторией, использует необходимые позиции технических требований без регламентации их количества.

Пункт 5.2.7. данного раздела «Требования к перечню видов исследований, выполняемых на оборудовании», говорит, что одной из позиций технических требований является характеристика

- возможность определения "X", где в качестве "X" может быть указан конкретный аналит или группа аналитов.

Определение указанных видов микроорганизмов (микобактерий, грибов, дрожжей и фагоцитированных микроорганизмов имеет большое клиническое значение, расширяет и ускоряет диагностику инфекционных заболеваний.

Определение данных аналитов (микроорганизмов) имеет большое клиническое значение для иммуносупрессированных больных (ВИЧ, он ко гематология, поражения иммунной системы после вирусных заболеваний) и необходимы в практике лаборатории.

Например, использование специализированных грибных флаконов позволяет установить грибное происхождение сепсиса за 20-24 часа и назначить правильную терапию на третьи сутки.

Анализаторы других производителей (у которых нет специализированных грибных флаконов) только на 3-4 сутки определят грибное происхождение сепсиса, а правильную антибиотикотерапию при использовании других анализаторов можно назначить только на 5-6 сутки.

В своевременном выявлении возбудителя сепсиса важен каждый час! При назначении адекватной терапии в течение первых трех суток процент летальности уменьшается более чем в два раза!

Грибной сепсис часто встречается у иммуносупрессированных больных (онкологические пациенты после химиотерапии, лучевой терапии), у пациентов после трансплантации и у пациентов после перенесенной вирусной инфекции (в том числе COVID 19)

Например: после лечения онкологического заболевания у пациента развивается грибной сепсис, и есть возможность назначить лечение за 3 дня вместо 6 дней.

Аналогичная ситуация и с определением микобактерий, и с определением частично фагоцитированных микроорганизмов.

Требование Заказчика определять данные показатели не противоречат Пункту 5.2.7. ГОСТа «Требования к перечню видов исследований, выполняемых на оборудовании», говорит, что одной из позиций технических требований является характеристика.

Возможность отстроченной загрузки флаконов в анализатор, позволяет выполнять данный анализ для удаленных филиалов и лежачих больных на дому, а не в стационаре, что будет использоваться в практике лаборатории, особенно в текущей эпидемиологической ситуации, связанной с распространением COVID19.

Возможность Немедленного оповещения о наличии флаконов с положительными гемокультурами имеет большое клиническое значение в лабораторной и лечебной практике, так как позволяет не потерять время и сразу приступить к последующей идентификации и определению чувствительности к антимикробным препаратам, что позволит сократить время выдачи результата и как можно быстрее назначить адекватную антибактериальную терапию.

Пункт 5.9 ГОСТ Р 55991.7-2014 5.9. Требования к качеству оборудования, безопасности медицинского персонала и защите окружающей среды, говорит, что Безопасность медицинского персонала при эксплуатации анализаторов должна обеспечиваться: - конструкцией анализаторов, которые должны быть безопасны при использовании отдельно или в составе комплексов (систем) и удовлетворять требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации;

Данная характеристика соответствует ГОСТу для обеспечения безопасной работы сотрудников лаборатории.

Заказчик руководствовался вышеупомянутым ГОСТом. Пункт 5.6. Требования к размерам оборудования:

Должны быть указаны:

  • требования к помещению;
  • допустимые размеры оборудования, исходя из имеющихся у конечного пользователя площадей или с учетом их реконструкции, обеспечивающие безопасность персонала при работе и обслуживании, с учетом действующих норм для медицинских лабораторий.

Заказчик сначала выбрал анализатор по необходимым исследуемым параметрам (определение микобактерий, грибов и фагоцитированных микроорганизмов), потом выбрал самый маленький анализатор, подходящий под размеры лаборатории.

  • подсоединения дополнительных инкубационных модулей. - Данное требование необходимо для расширения загрузки анализатора дополнительными флаконами, тем самым - будет возрастать производительность бактериологической лаборатории.
  • сенсорного экрана инструмента непосредственно в поле зрения оператора при загрузке прибора - данное требование необходимо в целях обеспечения безопасности в работе с анализатором, и максимальной информативность для использующего его лаборанта
  • оценка результата исследования основана на не менее 16 различных алгоритмах - Данное требование необходимо для максимально точной и объективной оценки исследования биологического материала пациента, так как ошибка в назначении диагноза может стать летальной.
  • дополнительных микробиологических автоматических систем (например, инструмент для идентификации микроорганизмов и постановки лекарственной чувствительности) в единую систему сбора результатов исследований - данное требование необходимо для обеспечения максимальной автоматизации процесса и минимального участия лаборанта, особенно в период нехватки кадрового состава и возрастающей на него нагрузки.

Пункт 4. В соответствии с 4 разделом ГОСТ Р 55991.7-2014 «Требования к составлению технических заданий для проведения государственных закупок» технические требования должны:

  • характеристики высокотехнологичного лабораторного оборудования с точки зрения его предполагаемого использования конечным потребителем;
  • быть избыточными;
  • исключать конкуренцию при закупке высокотехнологичного лабораторного оборудования;
  • возможность широкого выбора с точки зрения цены и качества товара.

В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 55991.7-2014 технические требования должны быть составлены таким образом, чтобы обеспечить максимально широкую конкуренцию и в то же время дать четкое представление о необходимых стандартах безопасности и качества исполнения, материалах и эксплуатационных характеристиках закупаемого оборудования, транспортировке, упаковке и условиях хранения оборудования.

Требования, установленные в описании объекта закупки и указанные в таблице 1 настоящей жалобы в нарушение положений 4 раздела ГОСТ Р 55991.7-2014 являются избыточными, исключают конкуренцию и не обеспечивают возможность широкого выбора с точки зрения цены и качества товара, а так же не являются основополагающими при проведении анализа крови на стерильность и не влияют на качество и результат, проводимых исследований.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Законом № 135-ФЗ.

Описание объекта закупки сформировано таким образом, что к поставке может быть предложен уникальный товар единственного производителя - Анализатор бактериологический BD ВАСТЕС, Бектон Дикинсон США, что приводит к незаконному ограничению возможности поставщиков товаров с аналогичными функциями и свойствами участвовать в аукционе, и ставит их в неравные условия.

Обращаем внимание, что уже имеется практика, где заказчика признают нарушившим законодательство о контрактной системе по закупке, сформированной аналогичным образом:

  • УФАС по Ивановской области от 28.09.2021 года № 037/06/33- 522/2021 по закупке медицинского оборудования (Анализатор культуры крови ИВД, автоматический) (номер извещения 0133200001721002561);
  • УФАС по Пензенской области от 18.10.2021 г. № 058/06/106-935/2021 по закупке медицинского оборудования (Анализатор культуры крови, автоматический) ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» (извещение № 0855200000521002278).

Кроме того, рыночные цены аналогичных анализаторов других производителей начинаются от 1 600 000,00 рублей (анализатор бактериологический автоматический Юнона® LABSTAR 100).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 244 285,00 рублей. К поставке требуется 1 единица.

Таким образом, заказчик может быть привлечен к административной, уголовной и материальной ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств.

В случае, если заказчик исключит из описания объекта закупки требования, ограничивающие конкуренцию, он сможет получить в рамках данной закупки в несколько раз больше требуемых товаров.

Возражения на пункт 4.

Получается, что заявитель жалобы хочет, чтобы заказчик получил максимально урезанное по характеристикам и спектру исследования оборудования для Диагностики?

Данный класс оборудования, требуемый к поставке Заказчику будет единственным по функционалу и возможностям исследования максимального спектра бактерий (аэробы, анаэробы, микобактерии и грибы) на территории Еврейской Автономной области, и осознавая это - получить оборудование с урезанным функционалом, безопасностью и масшатбируемостью - по меньшей мере будет неразумным решением.

5. Кроме того, согласно извещению о проведении закупки и пункту 34.2.1. информационной карты, в данном Аукционе установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

П. 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (далее - Постановление № 102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень 1).

Согласно примечанию к Перечню 1 при применении такого перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об аукционе объектом закупки является поставка Анализатора культуры крови, полуавтоматические.

Перечень 1 содержит код ОКПД2 26.60.12.119, с указанием наименования медицинского изделия - Анализаторы биохимические, в том числе автоматические.

В соответствии с п. 3.5. ГОСТ Р 55991.1 -2014 «Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок» биохимические исследования — это исследования биологических жидкостей человека для выявления изменений состава биоматериала и концентраций конкретных веществ или химических соединений с целью получения информации о протекании жизненно важных процессов в организме человека для оценки состояния всего организма, систем органов или конкретных органов. К биохимическим исследованиям относятся количественные и полуколичественные исследования глюкозы и метаболитов углеводного обмена, белков и аминокислот, низкомолекулярных азотистых веществ, пигментов, липидов, ферментов, неорганических веществ, специфических белков, наркотических, токсических и лекарственных веществ.

Анализаторы биохимические - это специализированное оборудование для производства лабораторных исследований на содержание веществ (электролитов, ферментов, гормонов и прочее) в образце крови пациентов. Итогом работы является — определение наличия и концентрация указанных выше веществ в исследуемом образце биологического материала. Биохимический анализатор производя исследования способен осуществлять как стандартные тесты на определение биохимического состава образца так и срочные исследования.

Анализатор культуры крови, который является объектом закупки, не является биохимическим анализатором.

Данный факт также подтверждает описание медицинского изделия из кода номенклатурной классификации по видам медицинских изделий 245230 «Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД», который заказчик указывает в своей документации - это Лабораторный прибор, работающий от сети (на переменном токе), предназначенный для определения бактерий и/или дрожжей, выделенных из клинического образца, характеризующий их морфологию, ферментацию субстрата и/или биохимическую реактивность, используя технологию определения роста, которая может включать иммуноанализ, колориметрию, хроматографию и/или продукцию углекислого газа (С02). Устройство работает при минимальном участии техника и полной автоматизации всех процедурных этапов.

Обращаю внимание, что заказчик в данной закупке указывает три разных наименования медицинских изделий - Анализатор культуры крови полуавтоматический/Анализатор культуры крови/Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический, но все они не являются биохимическим анализатором, а значит не содержатся в Перечне 1.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе заказчиком не правомерно применено Постановление № 102.

Возражение на пункт 5.

В части применения Заказчиком Ограничения допуска и условия допуска Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поясняем следующее:

При формировании закупки на сайте региональной контрактной системе (РКС) и при интегрировании закупки в единой информационной системе в разделе контроля размещенной закупки система выдавала ошибку публикации при не применении Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 тле. контроль размещения документации т.е. система портала видит только код ОКПД 26.60.12.119 который входит в перечень для применения ограничения и публикация извещения была невозможна и за присутствия данной ошибки поэтому формально пришлось применить вышеуказанное постановление при отправлении документации в ЕИС.

Обращаем Ваше внимание что данное действие не ограничило число участников, а также не повлияло на определение поставщика при допуске заявок на участие в электронном аукционе так как заявок с предложением товара российского производства не поступило.

На основании вышеизложенного считаем жалобу необоснованной и причинами ее появление видим лишь нежелание потенциального участника предложить товар не соответствующего качества и не в соответствии с заявленными характеристиками.»

 

Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, письменные пояснения Заявителя, возражения Заказчика, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.

            В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

            Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). 

            Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:

            1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами                               о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

            2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана                                          на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. 

  Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.

 

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

 

01 ноября 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу http://www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО «ЕЭТП» по адресу http://www.roseltorg.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0378200007221000095 и документация об электронном аукционе. В извещении о проведении электронном аукционе. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:

- ИКЗ 212790000173079010100101350012660244;

- наименование объекта закупки: Поставка медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий;

- начальная (максимальная) цена контракта: 5 244 285, 00 руб.;

- дата проведения электронного аукциона: 11.11.2021.

 

1. Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе помимо информации указанной в настоящей статье, должна содержать информацию предусмотренную извещением об электронном аукционе.

Из смысла ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что информация, содержащаяся в извещении о проведении закупки и закупочной документации должна быть идентичной.

В извещении о проведении электронного аукциона от 01.11.2021                                № 0378200007221000095 указан следующий объект закупки: «Поставка медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий количество.»

В разделе 3 «Описание объекта закупки на поставку медицинского изделия» документации об электронном аукционе установлено следующее: «На поставку медицинских изделий «Анализатор культуры крови», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий»

Таким образом, объект закупки, указанный в документации об электронном аукционе не соответствует объекту закупки, указанном в извещении о проведении электронного аукциона от 01.11.2021 № 0378200007221000095.

Следовательно, Заказчиком допущены нарушения ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, данный довод жалобы обоснован.

 

2. Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. «б» п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В Письме Министерства Финансов Российской Федерации от 06.11.2020                 № 24-02-06-/96872 указано следующее:

«…Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке…

…В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, в случае если требования к характеристикам приобретаемых товаров связаны с определением соответствия таких товаров потребностям заказчика, то заказчик вправе рассмотреть вопрос об установлении таких требований в документации о закупке с учетом положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ…».

Согласно п. 17 Приложения № 8 «Стандарт оснащения микробиологической лаборатории» к Правилам проведения лабораторных исследований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.05.2021                 № 464н «Об утверждении правил проведения лабораторных исследований» необходимо наличие одной из указанных позиций:

Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий

Наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий

144210

Анализатор культуры крови, автоматический

 

144180

Анализатор культуры крови ИВД, полуавтоматический

245230

Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический

 

 

Таким образом, Заказчик вправе самостоятельно выбрать код вида номенклатурной классификации и наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.

Анализатору бактериологическому для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматическому (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий 245230) соответствует код КТРУ 26.60.12.119-00000159 «Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический».

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком верно выбран код КТРУ, следовательно данный довод жалобы является необоснованным.

 

3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация                                 о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Письме Министерства Финансов Российской Федерации от 06.11.2020                 № 24-02-06-/96872 указано следующее:

«…Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке…

…В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, в случае если требования к характеристикам приобретаемых товаров связаны с определением соответствия таких товаров потребностям заказчика, то заказчик вправе рассмотреть вопрос об установлении таких требований в документации о закупке с учетом положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ…».

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.

Участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющимся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Формируя данные требования к характеристикам товара, заказчик определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности  в закупке товара в соответствие с необходимостью обеспечить граждан, нуждающихся в индивидуальном подходе, которые в свою очередь, являются значимыми для заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения.

Следовательно, Заказчиком описание объекта закупки составлено в соответствие с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона     № 0378200007221000095 от 12.11.2021, были рассмотрены три заявки, все из которых были признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя об ограничении конкуренции при описании объекта закупки не нашли своего подтверждения, вследствие чего являются необоснованными.

 

4. Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация в том числе об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе помимо информации указанной в настоящей статье, должна содержать информацию предусмотренную извещением об электронном аукционе.

В извещении о проведении электронного аукциона от 01.11.2021                                № 0378200007221000095, а также в п. 34.2.1 раздела 3 «Информационная карта» документации об электронном аукционе установлено ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд для отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102).

В перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением № 102, содержится код ОКПД2 26.60.12.119 «Анализаторы биохимические, в том числе автоматические».               В извещении о проведении электронного аукциона № 0378200007221000095 от 01.11.2021 указан код КТРУ 26.60.12.119-00000159 «Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический».

Комиссией установлено, что Заказчиком при формировании закупки на сайте Региональной контрактной системы Еврейской автономной области по адресу: http://79.rks.krista.ru и при интегрировании закупки в Единую информационную по адресу http://www.zakupki.gov.ru в разделе контроля происходила техническая ошибка публикации при неприменении Постановления № 102, ввиду которой публикация была невозможна. Таким образом, Заказчику необходимо было указать ограничение допуска в соответствии с Постановлением № 102. Формальное установление данного ограничения не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Жалобу <…> на действия государственного заказчика – <…> о нарушении требований  Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (извещение от 01.11.2021 № 0378200007221000095) признать частично обоснованной.

            2. Признать действия государственного заказчика – <…> нарушившим требования ч. 1 ст. 64, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка медицинских изделий «Анализатор культуры крови полуавтоматический», ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (извещение от 01.11.2021 № 0378200007221000095).

3. В связи с тем, что данное нарушение не влияет на определение поставщика, подрядчика, исполнителя предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не выдавать.

4. В соответствии с требованиями статьи 107 Федерального закона                            от 05.04.2013  № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса                                   о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

                 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

         

Председатель комиссии                                                                           <…>

 

Члены комиссии:                                                                                          <…>

 

                                                                                                                    <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны