Решение №079/06/106-08/2022 Решение от 8 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 079/06/106-08/2022

  о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения  объявлена  «08» апреля 2022 года                      г. Биробиджан

В полном объеме   решение  изготовлено «11» апреля 2022 года  

                                                                          

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России)  в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:  

- <…>

 

 

- <…>

- <…>;

 

 

- <…>;

 

 

- <…>

 

 

- <…>;

 

Заседание проведено:

- в отсутствие представителей Общества ограниченной ответственностью «Топмед-ДВ» (уведомлены надлежащим образом, уведомление от 04.04.2022 № 5-630),

- при участии представителей государственного заказчика – Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Смидовичская районная больница» <…>, <…>;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Топмед-ДВ» от 01.04.2022 № 25 (вход. от 04.04.2022 № 02/5-385) (680012, г. Хабаровск, ул. Сысоева, д. 2, оф. 5, ИНН: 2723213318) на действия государственного заказчика -  Областного государственного учреждения здравоохранения «Смидовичская районная больница» (679150, ЕАО, Смидовичский р-н, п. Смидович, ул. Советская, 37, ИНН: 7903002033) о нарушении требований  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка тест полосок для нужд ОГБУЗ «Смидовичская РБ» (извещение от 30.03.2022 № 0378300001322000037), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба ООО «Топмед-ДВ» (далее – Заявитель) на действия государственного  заказчика - ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» (далее - Заказчик) о нарушении требований  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка тест полосок для нужд ОГБУЗ «Смидовичская РБ» (извещение от 30.03.2022 № 0378300001322000037).

            Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.

 

В жалобе Заявителя указано, что Заказчиком в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указано фирменное наименование «ИХА-ПАВ-18». Товар выбран не из каталога КТРУ, не обоснованы дополнительные характеристики. Неправомерно установлено ограничение согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020  № 617.

 

В адрес Еврейского УФАС России от Заказчика поступило возражение по жалобе от 06.04.2022 № 1040 (вход. от 06.04.2022 № 02/5-410), в котором указано, что техническое обслуживание анализатора IK 200609 осуществляется ООО «ЕвроДиагностик». Анализатор IK 200609 относится к закрытому типу и для его корректной работы приобретается расходный материал производителя ООО «ЕвроДиагностик» (тест полоски ИХА-ПАВ-18):

 

Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, пояснения Заказчика, заслушав представителей Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.

            В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

            Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). 

            Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:

            1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

            2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана                                          на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. 

  Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.

           

30 марта 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» по адресу: https://www. sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0378300001322000037 с приложениями. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:

- ИКЗ: 222790300203379030100101600012120244;

- наименование объекта закупки: Поставка тест полосок для нужд ОГБУЗ «Смидовичская РБ»;

- начальная (максимальная) цена контракта:  225 871, 00 руб.;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 11.04.2022 и т.д.;

 

По доводам жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В Письме Министерства Финансов Российской Федерации от 06.11.2020 № 24-02-06-/96872 указано следующее:

«…Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке…

…В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, в случае если требования к характеристикам приобретаемых товаров связаны с определением соответствия таких товаров потребностям заказчика, то заказчик вправе рассмотреть вопрос об установлении таких требований в документации о закупке с учетом положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ…».

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Заказчиком в описании объекта закупки указано следующее: «набор реагентов «ИХА-ПАВ-18».

Согласно государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенному на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет https://www.roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch набор реагентов «ИХА-ПАВ-18» для выявления психоактивных веществ, наркотических средств и их метаболитов в моче и количественной оценки полученных результатов анализа с применением анализатора для химико-токсикологических исследований изготавливается ООО «ЕвроДиагностик».

Согласно п. 14 инструкции по применению набор реагентов «ИХА-ПАВ-18» запрещено использование реагентов с анализаторами для химико-токсикологических исследований, отличных от анализатора для химико-токсикологических исследований IK 200609. В п. 15 вышеуказанной инструкции указано, что необходимым при проведении анализа оборудованием является анализатор для химико-токсикологических исследований IK 200609.

На заседании Комиссией установлено, что закупаемый Заказчиком товар - набор реагентов «ИХА-ПАВ-18», необходим для обеспечения взаимодействия реагента с используемым Заказчиком анализатором для химико-токсикологических исследований IK 200609.

Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.

Участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющимся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Формируя данные требования к характеристикам товара, заказчик определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности  в закупке товара с такими характеристиками, которые в свою очередь, являются значимыми для заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения.

Таким образом, действия Заказчика в части указания в описании объекта закупки наименования поставляемого товара «набор реагентов «ИХА-ПАВ-18» не влекут за собой ограничение количества участников закупки и не нарушают требования ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является необоснованным.

 

2. В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе  формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с п.п. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно п.п. «а» п. 10 Правил в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 Правил.

В соответствии с п. 12 Правил код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Установлено, что в извещении от 30.03.2022 № 0378300001322000037 Заказчиком указано следующее:

Объект закупки

Наименование товара, работы, услуги

Код позиции по КТРУ

Характеристики товара, работы, услуги

Единица измерения

Количество

Цена за единицу измерения

Стоимость позиции

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

набор реагентов

21.20.23.111

 

Штука

500

121.15

60575.00

набор реагентов

21.20.23.111

 

Штука

500

148.87

74435.00

набор реагентов

21.20.23.111

 

Штука

300

302.87

90861.00

                 

 

В Описании объекта закупки, являющимся приложением к извещению от 30.03.2022 № 0378300001322000037, Заказчиком указана следующая информация:

№ п/п

Технические характеристики

Ед.

Кол-во

1

Набор реагентов "ИХА-ПАВ-18" для выявления растительных каннабиноидов (THC), фенилалкиламинов (PAA), опиатов (OPI) в моче и количественной оценки полученных результатов анализа с помощью анализатора для химико-токсикологических исследований, не менее 50 шт./уп.

шт.

500

2

Набор реагентов "ИХА-ПАВ-18" для выявления синтетических каннабиноидов (К2), синтетических катинонов (SCAT), фенциклидина (PCP) в моче и количественной оценки полученных результатов анализа с помощью анализатора для химико-токсикологических исследований,  не менее 50 шт./уп.

шт.

300

3

Набор реагентов «ИХА-ПАВ-18» для выявления прямого маркера употребления этанола (ETG), котинина (COT) в моче и количественной оценки полученных результатов анализа с помощью анализатора для химико-токсикологических исследований, не менее 50 шт./уп.

шт.

500

 

Объект закупки, указанный Заказчиком в извещении от 30.03.2022                                 № 0378300001322000037 и в Описании объекта закупки, соответствует коду ОКПД2 21.20.23.110 «Реагенты диагностические», тогда, как в извещении установлен код 21.20.23.111 «Препараты диагностические».

Таким образом, Заказчиком в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении от 30.03.2022 № 0378300001322000037 неверно указан код КТРУ 21.20.23.111, соответствующий коду ОКПД2 21.20.23.111 «Препараты диагностические», в то время, как объект закупки соответствует коду ОКПД2 21.20.23.110 «Реагенты диагностические».

 

3. Частью 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлен перечень электронных документов, которые должно содержать извещение об осуществлении закупки, а именно:

1) описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Указанный перечень в силу ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе является исчерпывающим. Законом не предусмотрено включение в извещение об осуществлении закупки иных документов.

Установлено, что Заказчиком к извещению от 30.03.2022 № 0378300001322000037 приложен электронный документ «Дополнительная информация», не предусмотренный требованиями ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик в нарушение требований ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе включил в извещение от 30.03.2022 № 0378300001322000037 электронный документ, который не предусмотрен положениями Закона о контрактной системе.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Топмед-ДВ» на действия государственного  заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Смидовичская районная больница» о нарушении требований  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка тест полосок для нужд ОГБУЗ «Смидовичская РБ» (извещение от 30.03.2022 № 0378300001322000037), признать частично обоснованной.
  2. Признать государственного заказчика - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Смидовичская районная больница» нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка тест полосок для нужд ОГБУЗ «Смидовичская РБ» (извещение от 30.03.2022 № 0378300001322000037), а именно:

- пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 2 решения);

- части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 3 решения);

3. В связи с тем, что вышеуказанные нарушения не повлекли за собой ограничение количества участников закупки и не повлияли на результаты торгов, предписание не выдавать

4. В соответствии с требованиями статьи 107 Федерального закона                            от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                <…>

 

Члены комиссии:                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                                       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны