Решение №079/06/106-17/2022 Решение от 20 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 079/06/106-17/2022

  о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения  объявлена «20» июля 2022 года                          г. Биробиджан

В полном объеме решение  изготовлено «20» июля 2022 года  

                                                                           

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России)  в составе:

 

Председатель комиссии:

 

 

Члены комиссии:  

- <…>

 

 

- <…>

 

- <…>;

 

- <…>;

 

 

 

 

 

- <…>

 

 

- <…>,

Заседание проведено:

- При участии представителей Заказчика - Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области – <…>,   <…>;

            - в отсутствие представителей Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Реабилитация» (о назначении времени и места рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом; уведомление от 15.07.2022 исх. № 5-1271),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Реабилитация» (300026, г. Тула, пр-кт. Ленина, д. 127а, оф. 401, ИНН: 7130033105) на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области (679016, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, пр-кт. 60-летия СССР, д. 26, ИНН: 7900000824) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (извещение                                 № 0278100000222000077 от 14.06.2020), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Реабилитация» (далее - ООО «Сервис Реабилитация», Заявитель) от 11.07.2022                       № СР-2/2022 (вход. № 02/5-947 от 14.07.2022) на действия государственного заказчика -  Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – ГО РО ФСС РФ по ЕАО, Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (извещение № 0278100000222000077 от 14.06.2020).

            Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 105 Федерального закона                              от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон                                     о контрактной системе).

           

В жалобе Заявителя указано, что Заказчиком описание объекта составлено закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, поставку товаров и оказание медицинских услуг объединено в один лот, кроме того положения извещения и проекта контракта вводят в заблуждение потенциальных участников закупки.

 

 

В адрес Еврейского УФАС России от Заказчика поступили пояснения по доводам, изложенным в жалобе, в которых указано, что Заказчиком верно составлено описание объекта закупки исходя из его потребностей, поставка и настройка слуховых аппаратов являются взаимосвязанными, доставка товара осуществляется на территории ЕАО, а настройка и передача в месте выдачи получателям.

 

            Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.

            В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений                  в сфере таких закупок.

            Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). 

            Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:

            1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации             и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

            2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана                                          на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. 

  Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.

 

05 июля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок                           по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО «ЕЭТП» по адресу: www.roseltorg.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона с изменениями № 0278100000222000077.

В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком указано следующее, в том числе:

- наименование объекта закупки: Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- дата продведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 19.07.2022;

- идентификационный код закупки: 221790000082479010100100580012660323;

- преимущества: закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и т.д.

 

По доводам жалобы Комиссией установлено следующее:

1. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в Техническом задании к закупке на поставку цифровых слуховых аппаратов для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году, в том числе указаны общие технические характеристики товара, функциональные и технические характеристики товара, а именно:

«Общие технические характеристики товара:

Слуховые аппараты (далее – Товар) – электроакустическое звукоусиливающее устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ограничений жизнедеятельности.

Общие требования к Товару устанавливаются в соответствии с:

-  ГОСТ Р 50444-2020 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические требования»;

- ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний»;

-  ГОСТ Р МЭК 60118-7-2013 «Электроакустика. Аппараты слуховые. Часть 7. Измерение рабочих характеристик слуховых аппаратов для обеспечения качества при производстве и поставке»

- ГОСТ Р МЭК 60118-8-2010 «Электроакустика. Аппараты слуховые. Часть 8. Методы измерения рабочих характеристик слуховых аппаратов с имитацией рабочих условий»;

-  ГОСТ Р МЭК 60318-5-2010 «Электроакустика. Имитаторы головы и уха. Часть 5. Эталонная камера объемом 2 см3 для измерения параметров слуховых аппаратов и телефонов с ушными вкладышами;

- ГОСТ Р 52770-2016 «Изделия медицинские. Требования безопасности. Методы санитарно-химических и токсикологических испытаний»;

- ГОСТ ISO 12124-2009 «Акустика. Методы измерения акустических характеристик слуховых аппаратов на ухе человека».

Государственных стандартов:

- ГОСТ Р МЭК 60118-14-2003 «Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей»;

- ГОСТ Р 51407-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний».

Межгосударственных стандартов:

- ГОСТ ISO 10993-1-2021 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 1. Оценка и исследования»;

- ГОСТ ISO 10993-5-2011 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 5. Исследования на цитотоксичность: методы in vitro»;

- ГОСТ ISO 10993-10-2011 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 10. Исследование раздражающего и сенсибилизирующего действия».

Технические характеристики к слуховым аппаратам (максимальный выходной уровень звукового давления, максимальное усиление, диапазон частот, регулировки тембра низких частот и другие) приводятся в соответствии со стандартом IEC 118-7 2cc (измерения для 2-х кубовой камеры).

 Используемые типы поставляемых в комплекте с товаром элементов питания: 675, 13, 312.

Функциональные и технические характеристики товара:

 

Наименование товара

Описание функциональных и технических характеристик

Потребность Заказчика (шт.)

Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности

Слуховые аппараты заушные средней мощности должны иметь:

- диапазон частот не менее 0,1 кГц и не более 5,0 кГц;

- не менее 4 программируемых каналов цифровой обработки звука и не менее 4 программ прослушивания;

- максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД 90) не менее 126 дБ;

- максимальное усиление не менее 55 дБ;

- адаптивное подавление обратной связи;

- адаптивное шумоподавление;

- регулятор громкости.

В комплект поставки должно входить:

- ушной вкладыш в количестве не менее 1 штуки;

- элемент питания в количестве не менее 1 штуки.

1

Слуховой аппарат цифровой заушный мощный

 

Слуховые аппараты заушные мощные должны иметь:

- диапазон частот не более 0,2 кГц и не менее 4,8 кГц;

- не менее 4 программируемых каналов цифровой обработки звука и не менее 4 программ прослушивания;

- максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД 90) не менее 138 дБ;

- максимальное усиление не менее 66 дБ;

 - звуковую индикацию разряда элементов питания и переключения программ;

- диапазон регулятора громкости.

Слуховые аппараты должны иметь следующие программируемые параметры:

- регулировку частот разделения каналов;

- быструю и медленную компрессию (двойную) в каждом частотном канале;

- регулировку усиленных тихих, средней громкости и громких звуков в каждом канале;

- систему снижения шумов микрофона;

- динамическое адаптивное подавление акустической обратной связи без потери усиления;

- адаптивное подавление шума;

- адаптивную автоматическую регулировку усиления по выходу (с возможностью подавления импульсных шумов).

В комплект поставки должно входить:

- ушной вкладыш в количестве не менее 1 штуки; 2

- элемент питания в количестве не менее 1 штуки.

2

Всего:

 

3

 

В соответствии с п. 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний» в технических условиях на СА конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением СА.

Таким образом, любые дополнительные показатели, установленные заказчиком в описании объекта закупки, связанные с функциональными и техническими особенностями слуховых аппаратов конкретных типов являются стандартными и полностью соответствуют ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний».

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г.                 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ                                «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р (далее - Перечень). Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008  № 240 (далее - Постановление РФ от 07.04.2008 № 240) определены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

   В соответствии с п. 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.

Участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющимся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Формируя данные требования к характеристикам товара, заказчик определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности                                                         в закупке товара в соответствии с необходимостью обеспечить граждан, нуждающихся в индивидуальном подходе, которые в свою очередь, являются значимыми для заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения.

Следовательно, Заказчиком требования ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки не нарушены.

Таким образом, доводы Заявителя в данной части жалобы не обоснованы.

 

2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Заказчиком в Техническом задании к закупке на поставку цифровых слуховых аппаратов для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году, указано следующее:

«… При передаче Товара Получателю Поставщик за счет своих средств должен осуществлять его настройку на территории ЕАО»…».

В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017     № 804н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса «В».

На основании изложенного, для проведения сурдологического приема больных, осуществления подбора, настройки слуховых аппаратов, обучения инвалида правилам пользования слуховым аппаратом, инструктажа и консультативной помощи  необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности «сурдология – оториноларингология».

Учитывая, что все слуховые аппараты в независимости от способа обработки сигнала, сложности и мощности подлежат обязательной настройке под индивидуальную потерю слуха инвалида, Комиссия Еврейского УФАС России  полагает, что поставка слуховых аппаратов и оказание услуг по подбору, настройке слуховых аппаратов технологически и функционально взаимосвязаны, каждая является необходимой составной частью услуг по обеспечению лиц слуховыми аппаратами: чтобы выдать подходящий слуховой аппарат необходимо проверить степень слуха, произвести настройку, инструктаж, ремонт в рамках гарантии (при необходимости).

На основании письма ФАС России от 25.11.2015 № АД/66737/15, в целях обеспечения соблюдения законодательства в сфере закупок, антимонопольного законодательства региональные учреждения ФСС РФ вправе проводить закупку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов, включая поставку слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей и настройку слуховых аппаратов, в случае установления в документации возможности привлечения поставщиком субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.

Заказчиком в извещении не установлено требование к наличию данной лицензии, вместе с тем, в проекте контракта предусмотрена возможность привлечения поставщиком субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, доводы Заявителя в данной части жалобы не обоснованы.

 

3. Заявителем в жалобе указано, что п. 2.3 и п. 6.1.2 проекта контракта являются взаимоисключающими.

По смыслу указанных в извещении и проекте контракта требований, поставщику необходимо поставить товар на территорию Еврейской автономной области и затем своими силами передать его индивидуально получателю с проведением настроек.

Установлено, что запросов на разъяснения положений извещения о проведении закупки по данным пунктам проекта контракта не поступало. Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2022 №ИЭА1, на участие в закупке было подано две заявки, обе признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении.

Подтверждений довода о том, что вышеуказанные положения проекта контракта могут ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, в адрес Еврейского УФАС России не поступало.

Таким образом, доводы Заявителя в данной части жалобы не обоснованы.

 

            На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, -

 

Р Е Ш И Л А:

 

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сервис Реабилитация» на действия государственного заказчика  -  Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: «Поставка цифровых слуховых аппаратов для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (извещение № 0278100000222000077 от 14.06.2020) признать необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                            <…>

 

Члены комиссии:                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                                   <…>

 

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия                            в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны